Культура

«Первая леди» искусства: Мария Болшоу дебютирует на посту директора галерей Tate

Став первым в истории галерей Tate директором-женщиной, Мария Болшоу поставила перед собой амбициозную задачу — сформировать образ подведомственного ей учреждения как «наиболее художественно авантюрного». Самой Болшоу авантюризма — в хорошем смысле этого слова — не занимать!

У искусства, как и у войны, долгие годы было не женское лицо. Однако ситуация в корне меняется — современный арт-менеджмент все чаще ассоциирован именно с женщинами.

Вспомнить хотя бы Викторию Сиддал, директора Frieze, куратора Беатрис Сен-Лоран или коллекционера и филантропа Валерию Наполеоне. Недавно к этому списку присоединилась Мария Болшоу, занявшая одну из ключевых должностей в британском музейном мире и сменившая на посту директора галерей Tate, в которые входят Tate Britain и Tate Modern, а также филиалы в Корнуолле и Ливерпуле, знаменитого Николаса Сероту, управлявшего галереями почти 30 лет. Впрочем, и до громкого назначения Болшоу занимала важное место в списке влиятельнейших женщин мира искусства: до переезда в Лондон она работала в Манчестере, где возглавляла художественную галерею, галерею костюма и галерею Уитворта, которая под ее руководством получила значительное расширение и была названа британским музеем года в 2015 году.

Однако Болшоу — значительно больше, чем просто эффективный арт-менеджер. Она живет искусством, и это считывается во всем — начиная с ее гардероба, изобилующего артистичными кафтанами и кимоно, и обширной коллекции обуви (включая золотые «рождественские» броги, о которых не написал только ленивый), заканчивая «Твиттером» и «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)», где она охотно делится вдохновением (в частности, кадрами из своей недавней поездки в Москву), попутно рассказывая жизненные истории, в которых сквозит оптимизм и здоровое чувство юмора. Кстати, о чувстве юмора — на открытии обновленной галереи Уитворта ВИП-гостей угощали карри из соседнего индийского ресторанчика, а сама Болшоу одной из последних покидала танцпол. Поддерживать позитивный настрой ей помогает искренняя одержимость любимым делом и… занятия йогой — по словам Марии, наиболее удачные решения она принимает, как правило, в течение получаса после завершения тренировки.

Women in Power: «первая леди» искусства — Мария Болшоу дебютирует на посту директора галерей Tate

В отличие от большинства коллег, пришедших в музейный менеджмент после кураторской работы, Болшоу начинала карьеру в академических кругах, успев защитить диплом по английской литературе в Университете Ливерпуля и диссертацию по афроамериканскому изобразительному искусству и литературе в Университете Сассекса. Именно ей приписывают «манчестерский культурный ренессанс», отмечая ее безусловное влияние на арт-жизнь города. Эксперты обращают внимание, что новый карьерный виток логично продолжает начатое ей дело, и проводят параллели между галереей Уитворта и Tate Modern, а также более консервативной Художественной галереей Манчестера и Tate Britain.

Во время работы в Манчестере Марии Болшоу удалось не только «осовременить» галереи и привлечь дополнительные финансы для их развития, но и завести дружбу с самыми яркими представителями арт-движения — Мариной Абрамович (их объединяет также страсть к моде и званым ужинам), Герхардом Рихтером и Корнелией Паркер.

Миссис Болшоу дважды была замужем (ее второй муж Ник Мерримэн занимает должность директора Манчестерского музея; к слову, свадебное платье Марии от Vivienne Westwood недавно принимало участие в одной из крупных fashion-выставок), что не мешает ей считать себя феминисткой — она активно поддерживает женщин-художниц и убеждена, что их присутствие должно быть пропорционально мужскому. «Я стремлюсь к этому не потому, что я феминистка, а потому, что хочу напомнить, что мы, женщины, тоже живем в этом мире», — заявляет директор. В планах Марии Болшоу — превратить Tate Modern в «самую художественно-авантюрную и культурно-всеобъемлющую галерею в мире», а также позволить Tate Britain «блистать» на равных с ее современной «конкуренткой». «Нам предстоит сделать искусство привлекательным для тех, кто сейчас к нему равнодушен», — резюмирует свои задачи арт-менеджер, и, учитывая ее послужной список (а также умение улавливать настроения и считывать тенденции), сомневаться в успехе предприятия не приходится.

26 сентября 2017
Арина Яковлева для раздела Культура