Постановщица «Леди Берд» продолжает анализировать, каково это — быть молодой женщиной.
Грета Гервиг, будучи замечательной актрисой независимого кино и сценаристкой, оказалась и прекрасной постановщицей. Два года назад ее дебют «Леди Берд» — частично автобиографический рассказ о взрослении в провинциальном Сакраменто начала 2000-х — претендовал на «Оскар» в пяти номинациях. Сама Гервиг могла быть названа лучшим режиссером и сценаристом, а ее фильм академики могли признать лучшей лентой года. В 2018-м «Леди Бёрд» в итоге не обрела золотых статуэток, но менее любимой критиками и зрителями от этого не стала. В этом году в режиссерскую номинацию Грета Гервиг, увы, не попала, но в категории «лучший фильм» «Маленькие женщины» представлены. Забавно, что конкурирует постановщица в том числе со своим мужем и отцом ее недавно рожденного ребенка Ноа Баумбахом, автором «Милой Фрэнсис», в которой блистала Гервиг. Его снятая для Netflix «Брачная история» с Адамом Драйвером и Скарлетт Йоханссон — также в числе фаворитов премии американской Киноакадемии. Пожалуй, посоревноваться за звание самой уважаемой и талантливой пары в киноиндустрии с ними сейчас может только собравшая все возможные награды за свои сериалы «Дрянь» и «Убивая Еву» Фиби Уоллер-Бридж и режиссер, сценарист и драматург Мартин МакДона.
«Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт — классический, многократно экранизированный американский роман, который в России известен гораздо меньше, чем на его родине. Посвящен он судьбам четырех сестер Марч, действие начинается в период Гражданской войны в США. В армии находится отец девочек, священник, так что с самого начала мы погружаемся в женское царство, мужчины в котором — на вторых ролях, по меньшей мере для читателей и зрителей. Старшая дочь Мег (Эмма Уотсон) — рассудительная и спокойная, точно знающая, как должна вести себя «настоящая девушка». Она могла бы стать хорошей актрисой, но стать хорошей женой для нее важнее. Мег мечтает о красивых нарядах, которые ей недоступны из-за бедности. Впрочем, любовь она ни за что не променяет на достаток. Следующая по старшинству сестра Джозефина (Сирша Ронан, исполнявшая главную роль и в «Леди Бёрд») сокращает свое имя до мальчишеского Джо. «И так уж скверно быть девчонкой, когда я люблю все мальчишеское: и работу, и игры, и манеры!» — произносит юная Джо в начале романа. О замужестве она не мечтает, зато всей душой стремится стать профессиональной писательницей, что совсем непросто сделать в XIX веке. Бет (Элиза Сканлен) — любимица всей семьи, ангел со слабым здоровьем и талантливая пианистка. Младшая Эми (Флоренс Пью) — натура одновременно романтичная и прагматичная, желает и обрести личное счастье, и хорошо устроиться в жизни, но больше всего — стать художницей. Гервиг акцентирует внимание на том, что у всех девочек разные жизненные цели, и каждая из них имеет право (но не всегда имеет возможность) быть счастливой так, как ей хочется. Важны во вселенной Луизы Мэй Олкотт и Греты Гервиг и взрослые женщины. В первую очередь это мать девушек Марми Марч в исполнении Лоры Дерн — бесконечно любящая не только дочерей, но и, кажется, весь мир. Так, она готова отдать семейный завтрак бедному семейству, живущему по соседству, и воспитывает подобную щедрость и в дочерях. Ее сестра, своенравная тетушка Марч (Мерил Стрип) владеет большим состоянием, и кое-кто из племянниц надеется, что она возьмет их в путешествие в Европу. Без мужчин, конечно, тоже не обходится: например, Джо дружит с влюбленным в нее романтичным брюнетом Лори (обожаемый всеми Тимоти Шаламе), а в другом временном отрезке обсуждает свои писательские опусы с персонажем Луи Гарреля. Да, Гервиг еще и путает временные пласты — роман Олкотт линейный, фильм — нет.
Уже только от лицезрения работы такого невероятного актерского состава получаешь уйму удовольствия. Те, кто вырос на «Гарри Поттере», ощущают внутренний трепет, стоит Эмме Уотсон лишь появиться на экране. Те, кто помнят Сиршу Ронан еще подростком, по первой яркой роли в «Искуплении», восхищаются тем, как она с каждым годом прибавляет в мастерстве («Маленькие женщины» принесли ей уже четвертую номинацию на «Оскар», а актрисе ведь всего двадцать пять!). Те, кто следят за карьерой новой звезды Флоренс Пью, поражаются, что ей удается совмещать роли девушек демонических и надломленных, как в поразительном «Солнцестоянии», и упрямых и нежных, как в «Маленьких женщинах». Пью, которая, в отличие от многих других знаменитостей, похожа на реальную женщину, также может унести домой статуэтку — за роль второго плана. Те же, кто с интересом следил за мрачным сериалом «Острые предметы», весьма обрадуются присутствию на экране Элизы Сканлен — тоже явно девушки с большим будущим, судя по тому, на какие перевоплощения она способна. От опасности, исходившей от нее в шоу HBO, в фильме Гервиг не осталось и следа. Про поклонниц Шаламе и Гарреля промолчим — и так все понятно.
Стоит признаться: автор этих строк прорыдала чуть ли не половину фильма. Вроде бы без особой на то причины: драматические события в картине, конечно, происходят, но и это не повод так сильно вовлекаться эмоционально. Вероятно, Грете Гервиг удается настолько мощно затронуть душевные струны потому, что ее картина — концентрат нежности и любви, причем, в первую очередь, между женщинами (хотя иногда между ними возникают и конфликты, это тоже нормально). У нее получается как-то очень точно уловить и передать эти чувства во всей их яркости и полнокровности. В современном мире, пожалуй, не принято выражать их так открыто, как делают это героини по отношению друг к другу, но не осознаваемая в этом потребность никуда не уходит, вырываясь наружу в самый неожиданный момент самым неочевидным образом. «Маленькие женщины» — картина о подлинном сестринстве в самом широком значении слова, то есть о женской солидарности: в конце концов, понятно, что не у всех есть сестры, но глубоко привязанной можно быть не только к кровным родственницам. Поэтому, конечно же, в фильме не обошлось без феминистских идей. Джо вовсе не стремится стать чьей-то женой, хотя в XIX веке это и было фактически единственной возможностью оставаться на плаву, если на тебя не свалилось приличное наследство. Но уж счастливой то точно можно быть и не выходя замуж. Героиня Луизы Мэй Олкотт осознала это еще в позапрошлом веке, но и сегодня эта идея кажется кому-то дикой.