В пригороде Парижа, в доме в Нёйи-сюр-Сен, в возрасте 94 лет ушла из жизни одна из самых богатых женщин мира — совладелица компании L’Oréal Лилиан Беттанкур.
Вместе с успешным бизнесом отца Лилиан унаследовала и обвинения в сочувствии фашистам, а потому ее жизнь с раннего возраста была связана с политическим противостоянием.
Состояние Лилиан Беттанкур (на январь 2017 года) оценивается почти в 45 миллиардов долларов, но от нее, как и от ее отца, химика Эжена Шюллера, обвиненного в финансировании в 30-е годы прошлого века французской фашистской группы La Cagoule, остались не только большие деньги и широкие, благородные жесты — вроде поддержки медицинских, культурных и гуманитарных проектов. Да, Беттанкур вместе с мужем и дочерью основала благотворительную организацию Fondation Bettencourt Schueller и финансировала «Премию для науки о жизни», предназначенную для ведущих европейских исследователей в области биомедицины: ее лауреаты получают по 250 тысяч евро на развитие научной деятельности. Однако, помимо этого, Беттанкур незаконно, «методом конвертов» спонсировала политиков-консерваторов, в том числе и Николя Саркози (он был мэром Нёйи-сюр-Сен с 1983 по 2002 год!), а также уклонялась от уплаты налогов, используя политические связи.
Все эти нелицеприятные подробности всплыли в ходе «любовного» разбирательства с французским писателем, художником, фотографом знаменитостей Франсуа-Мари Банье, с которым Лилиан в последние годы связывали романтические отношения, а потом и судебные тяжбы, инициированные дочерью Лилиан, беспокоившейся о своих правах на наследство. Уже немолодого — на 25 лет младше Лилиан, — но властного жиголо обвинили в том, что он манипулировал женщиной и предлагал ей себя усыновить. Банье был осужден на три года, но вины не признал, а честь свою защищал громкими цитатами из Мольера, заявляя, что дочь Лилиан мстит ему «за жизнь, которой у нее самой не было».
Лилиан Беттанкур и Франсуа-Мари Банье
С мужем Андре Баттанкуром, 1973 г. |
Как вы уже поняли, образ Лилиан Беттанкур — идеальная находка для романистов, увлеченных перипетиями жизни богатых и знаменитых, а также любящих помпезные истории режиссеров. Светская львица, любительница дорогих украшений и громких вечеринок, ценитель живописи Моне, Пикассо, Матисса и Мондриана, Лилиан выросла в плотном коконе привилегий, с помощью которых Эжен Шюллер старался оградить от остального мира девочку, в пять лет потерявшую мать. Ее окружали яхты, драгоценности и раритетные предметы искусства, а также талантливые, но не обязательно честные мужчины. Ее отец изобрел первую синтетическую краску для волос, ставшую настоящей сенсацией, но скупал отобранные нацистами у евреев дома. Ее муж Андре Беттанкур был харизматичным политиком, занимавшим поочередно посты министра промышленности, министра по делам культуры и министра иностранных дел Франции, но также являлся активным антисемитом. Ее бойфренд Банье…
Впрочем, следующая глава семейной саги — «Искупление»: дочь Лилиан, пианистка и писательница Франсуаза, променяла светские тусовки на круг интеллектуалов, вышла замуж за внука погибшего в Освенциме раввина и воспитывает детей в иудаизме. После того как в 2011 году у Беттанкур была диагностирована болезнь Альцгеймера, именно старший внук Лилиан Жан-Виктор был назначен судом главным ее опекуном. Он же заменил бабушку в совете директоров L’Oréal.
Лилиан с внуком Жаном-Виктором