Дизайн & Декор

Декоратор Лидия Симонова – о стиле 2000-х, экологичном дизайне и анти-тренде на искусственные цветы

Лидия Симонова знает о декоре крупных торжеств все и даже больше. Она стояла у истоков индустрии декора в России, занимаясь сначала сезонным и новогодним оформлением крупных объектов, а после — расширив портфолио декорированием торжеств. Вспомните любое из светских событий, поразившее вас декорациями, и с высокой вероятностью это будет именно ее работа. Премии, свадьбы, дни рождения и юбилеи… Определенно, у Лидии есть чему поучиться — она из тех людей, кто заряжает энергией и щедро дарит свое вдохновение.

Именно поэтому мы обратились к Лидии с просьбой приоткрыть завесу тайны над ее необычной профессией и предложили вести колонку на Posta-Magazine, в которой она будет рассказывать о новых тенденциях в дизайне, оригинальных технологиях, трендах и анти-трендах, а также всем, что может пригодиться при организации торжества.

Я помню, как все начиналось

В начале «нулевых», когда мы стали заниматься этим бизнесом, в России не существовало индустрии декора как таковой. Мода соответствовала тем годам — заказчики хотели, чтобы было «дорого-богато», а вкус еще был не взращенным. Клиенты либо требовали все лучшее сразу, либо, напротив, не понимали, за что они должны заплатить. Но прошло совсем немного времени, и ситуация в корне изменилась — сегодня уже нет нужды объяснять значимость визуальной составляющей.

Декоратор Лидия Симонова – о стиле 2000-х, экологичном дизайне и анти-тренде на искусственные цветы

За последние 15 лет индустрия совершила колоссальный скачок вперед, и теперь уже мы, Россия, задаем тренды. Я наблюдаю огромный интерес к нашим идеям как со стороны Запада, так и с Востока, где декораторский бизнес сейчас как раз переживает расцвет. Зарубежным индустриям уже много лет, они существовали и развивались по собственным законам, накапливали опыт, знания, технологии. У нас же организация торжеств как отдельное направление бизнеса сформировалось только в 2000-е годы. Сумасшедший рост, который наша страна пережила за эти годы, поднял нас сразу на много ступеней, и сейчас можно с уверенностью сказать, что Россия вызывает огромный интерес за рубежом — причем и у признанных профессионалов в том числе. Я вижу это даже по «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» своей компании: на аккаунт @lidseventhouse подписаны сильные игроки со всего мира, которые «лайкают» наши идеи и порой даже воплощают их в своих проектах, и это при их-то подчас неограниченных бюджетах!

Недавно я была на международном конгрессе в Дубае, посвященном свадебному декору, куда съезжаются декораторы и организаторы торжеств со всего света, и в очередной раз убедилась, что наш декорационный рынок является одним из ориентиров в индустрии. И это при том, что ему не более 20 лет.

Декоратор Лидия Симонова – о стиле 2000-х, экологичном дизайне и анти-тренде на искусственные цветы

Декоратор Лидия Симонова – о стиле 2000-х, экологичном дизайне и анти-тренде на искусственные цветы

Клиент всегда прав

За эти годы изменилась не только сама индустрия, но и заказчики. Сегодня клиент искушен — и собственными праздниками, и международными мероприятиями, на которых бывает. Он многое видел, многое знает, и он точно понимает, на что хочет потратить деньги. Современный декор выполняет не только визуальную функцию — это важнейшая составляющая атмосферы торжества, которое должно быть чем-то значительно большим, чем просто застольем. Задача декоратора — погрузить гостей в определенную историю, на которую будут работать разные элементы: это и продуманная режиссура, и правильный аромамаркетинг (ароматы должны соответствовать задумке!), и звуковые эффекты, будь то пение птиц, журчание воды или шум дождя. Словом, за полноценный «опыт» и впечатления на празднике должны отвечать все органы чувств, и цель организатора — сделать так, чтобы клиент был вовлечен в предложенный сценарий «от и до».

Декоратор Лидия Симонова – о стиле 2000-х, экологичном дизайне и анти-тренде на искусственные цветы

Запад VS Восток

На сегодняшний день на рынке декора, на мой взгляд, существуют два диаметрально противоположных полюса. Первый — европейский и скорее даже североевропейский, скандинавский полюс, в большей мере ориентированный на декор корпоративных и брендовых мероприятий. Это даже не декор, а дизайн — причем суперосмысленный. В нашем бизнесе существует два пути: можно продавать материал, а можно — идею. Так вот, этот рынок больше про идею. Там за нее готовы платить, оценивая художественную составляющую. В России, как и на Востоке, подобные проекты осуществлять значительно сложнее. Арабский мир задает диаметрально противоположный полюс. Это история про пышность, про избыточность — и как раз ту самую работу материалом. На сегодняшний день Восток — единственное место в мире, где есть безумные бюджеты именно на декор, что объясняется, с одной стороны, платежеспособным спросом, с другой — культурой массового празднования. Свадьба в полторы тысячи человек там — это нормально. Неудивительно, что ради нескольких часов мероприятия там возводятся целые города и парки, которые потом исчезают так же бесследно, как миражи в пустыне.

Декоратор Лидия Симонова – о стиле 2000-х, экологичном дизайне и анти-тренде на искусственные цветы

Почему я не люблю тренды?

Тему трендов я, признаться честно, не люблю. Мне кажется, их придумывают только для того, чтобы лучше продавать. Поэтому главный тренд, за который я всегда выступаю, — не следовать слепо тренду, а создавать собственные. Ведь если мы говорим, например, о свадьбе, куда важнее, чтобы это была личностная история — о тебе, о вас, а не воспроизведение картинки, пусть даже очень красивой и модной, из глянцевого журнала. Есть фэшн-зависимые невесты и есть декораторы, которые великолепно эксплуатируют данное направление. Однако это легкий путь. Каждый сезон у тебя есть модная тема, цвета, формы — и подогнать под них свадьбу совсем не сложно. Но таких мероприятий будут сотни! Поэтому я выступаю за то, чтобы немного отстраниться от мейнстрима. Не идти поперек движения, нет, но искать новые способы выражения, которые расскажут о вас больше, чем стандартный набор приемов.

Декоратор Лидия Симонова – о стиле 2000-х, экологичном дизайне и анти-тренде на искусственные цветы

Осознанность и экологичность

Разумеется, индустрию декора не мог не затронуть «зеленый» тренд. Об осознанном потреблении сейчас многие говорят, и для меня самой эта тема близка и актуальна. Мое мнение: на сегодняшней день в декораторском искусстве придерживаться полной экологичности невозможно. Хотя стремиться можно и нужно. Но в данный момент это больше про самообман, к сожалению. Причем не только в рамках нашей индустрии. Для того, чтобы система осознанного потребления начала реально функционировать, необходима колоссальная работа общества и государства. А в данный момент нет ни индустрии, которая была бы под это заточена, ни культуры. Так что это просто утопия, и разговоры об этом без действия и результата — такой дешевенький популизм. Я бы с удовольствием и сама присоединилась к какому-то масштабному проекту, но он должен иметь глобальную поддержку, только тогда у этого появится перспектива.

Декоратор Лидия Симонова – о стиле 2000-х, экологичном дизайне и анти-тренде на искусственные цветы

Искусственные цветы и другие анти-тренды

Если говорить об анти-трендах, то, на мой взгляд, сегодня их несколько. Уходит мода на «шапки» и стены из искусственного цветка — и я этому очень рада! Сегодня появилась масса новых технологий и материалов, и нет потребности выполнять крупные элементы из искусственных цветов. Живые цветы, бесспорно, более дорогие и капризные в работе, но пусть их лучше будет меньше, а остальное сделает декорация. Хотя искусственные цветы никогда не потеряют актуальности на национальных свадьбах — они по-прежнему чрезвычайно востребованы, в том числе, на Востоке. Другой анти-тренд явился к нам прямиком из 2000-х — это когда «все лучшее сразу». Дурной вкус и страсть к избыточности не так-то просто искоренить. Бывает, видишь, что заказчика «несет», но не можешь на него повлиять. Результат: кровь из глаз, и не всегда это вина декоратора. Поэтому я поддерживаю важный тренд: нанимать и слышать профессионала. Это касается, кстати, не только оформления мероприятий, но и любых других направлений — дизайна интерьеров, например.

Декоратор Лидия Симонова – о стиле 2000-х, экологичном дизайне и анти-тренде на искусственные цветы

Декоратор Лидия Симонова – о стиле 2000-х, экологичном дизайне и анти-тренде на искусственные цветы

Мультимедиа-технологии

Новые технологии существенно обогатили арсенал декораторов. Мы получили мощный ресурс, который позволяет создавать в одном пространстве сотни других и бесконечно переигрывать сценарии. Экраны, проекции, 3D-мейпинг, светодиодные подсветки, машинерии — все это космически расширяет спектр наших возможностей. Мультимедиа-технологии так далеко продвинулись, что стали вытеснять аналоговые, то есть предметные декорации. Вы, кстати, можете наблюдать это не только в event-индустрии, но и в театре. Эти две сферы, к слову, плотно соприкасаются друг с другом — в последнее время театральные режиссеры все чаще привлекаются для участия в серьезных мероприятиях, а художественные тенденции в целом дают подпитку для организаторов торжеств.

Декоратор Лидия Симонова – о стиле 2000-х, экологичном дизайне и анти-тренде на искусственные цветы

04 июня 2019
Лидия Симонова для раздела Дизайн & Декор