Одним из самых ярких спортивных проектов ушедшего лета стала школа воздушной гимнастики «Трапеция Yota», которую создал правнук знаменитого писателя, предприниматель и агент Марии Шараповой в России Лев Кассиль.
Фото: Sophie Neemaign
Стиль: Арина Ломтева
Груминг: Виктория Олейник @torineo
Благодарим отель Swissotel Krasnye Holmy за помощь в организации cъемки.
В ожидании нового весеннего
«циркового» старта Posta-Magazine поговорил с молодым бизнесменом о его любви к цирку, спортивном детстве, работе с Марией Шараповой и седых волосах.
В мае 2016 года в теплый солнечный день на набережной в Лужниках состоялось торжественное открытие школы воздушной гимнастики «Трапеция Yota», о которой за последующий летний сезон не написал только ленивый. Команда школы, состоящая из 15 тренеров под руководством консультанта из Израиля, баловала гостей шоу на трапеции, воздушных полотнах, кольце и батуте, а вся Москва воплощала в жизнь свои детские мечты о цирке. Создал проект молодой предприниматель Лев Кассиль —галантный, умный, ироничный и амбициозный джентльмен, заражающий своим энтузиазмом и перфекционизмом.
Юлия Киселева: Лев, вы из семьи врачей, но карьеру решили строить в бизнесе?
Лев Кассиль: Мое детство пришлось на 90-е. На уроках информатики в школе мы изучали «внутренние органы» появившихся персональных компьютеров, а дома уже стоял подключенный к интернету Pentium 1 с первым поколением Windows, и можно было следить за тем, что происходит в мире. Было понятно, что появление интернета — это огромный шаг вперед, что темпы роста и новые технологии в самое ближайшее время изменят жизнь людей. Тем временем границы страны уже открыли, и мы с родителями много путешествовали. Невооруженным глазом был виден более высокий уровень развития европейских стран, США, азиатского региона. В глаза бросались деловые кварталы с небоскрёбами, развитая инфраструктура, качество жизни людей и, конечно, роль свободного рынка и крупных брендов в этом прогрессе, особенно в технологическом секторе. На этом фоне ощущался гигантский потенциал роста нашей страны с ее масштабами, ресурсами, достижениями в образовании и медицине. Было ощущение, что ключевую роль в прогрессе будут играть предприниматели, способные работать на стыке современных технологий и потребительского рынка.
Это стало решающим фактором — после окончания гуманитарной школы я пошел учиться бизнесу. Поступил в Плехановскую академию на факультет Международных экономических отношений. Учеба была интересной, и хотелось уже начинать применять знания на практике и зарабатывать. Начало второго курса я провел на сайте hh.ru в поисках работы. Одним из первых мест стало коммуникационное агентство Public Promotions, созданное Азаматом Цебоевым и его супругой Натальей на базе журнала MENU Magazine. Работа оказалась суперинтересной, клиентами агентства были международные бренды BMW, H&M, Diageo. Офис находился на «Арме», на одном этаже с нами располагалась студия Дениса Симачева, в которой периодически проходили невероятно крутые вечеринки в стилистике «Интердевочки» и Depeche Mode, на первом этаже сидели FIRMA и CheapTrip, в соседнем здании — культовый Gazgolder. Это был 2008 год, я занимался event management и спецпроектами и чувствовал себя круче всех сверстников, потому что уже работал и, как тогда было принято говорить, — «решал вопросы».
— Работа и бизнес увлекли и поглотили?
— Мечты родственников о медицинском будущем таяли на глазах. Дедушка — реаниматолог, бабушка — кардиолог, мама — в прошлом медсестра. Все, конечно, надеялись, но было уже поздно. Через 2 года, на четвертом курсе, начался новый этап. Зарегистрировав компанию и став генеральным директором, я должен был научиться жить не на зарплату, а вместе с партнером искать работу и определять вектор развития. Начались тендеры и борьба за проекты, а вместе с ними — бессонные ночи и первые ощутимые деньги. В декабре 2010 года силами команды из двух с половиной человек мы делали российский этап международного проекта Masters of Photography c Альбертом Уотсоном для The Macallan, состоящий из серии сложных по организации мероприятий. Клиенты по итогам проекта не могли понять, как нам все это удается, а на моей голове в тот период появились первые седые волосы.
— А затем началась подготовка к Олимпийским играм в Сочи?
— Да, мы на 3 года с головой ушли в запуск и продвижение курорта «Горки-Город» в Красной Поляне. В рамках сочинского проекта занимались перепозиционированием Красной Поляны в курорт международного уровня, а также стимулированием продаж недвижимости, которую к играм строили сотни тысяч метров. Выстраивали коммуникацию с российскими и иностранными СМИ, Олимпийским комитетом, лыжными федерациями и риэлтерскими агентствами. В «Горках» была сильная маркетинговая команда во главе с Дмитрием Лещинским, ребята делали очень крутые проекты включая, например, каток «Горки-Город» на Патриках. Проводили в «Люмьере» выставку, посвящённую action sports, и привозили в Москву топовых зарубежных райдеров. Мы в свою очередь обеспечивали коммуникации — привозили в Поляну иностранных послов, инвесторов и международные СМИ.
Свитшот и брюки Boss, обувь — собственность
— С этого момента вы и стали заниматься предпринимательством в спортивной сфере?
— Регулярные занятия спортом являются важной частью жизни. В семье было принято выходные и отпуска проводить в активном режиме. Зимой мы катались на горных лыжах в Крылатском, Чернево и на Дмитровке. Летом бегали, играли в теннис и футбол, ездили верхом. Сейчас в основном бегаю, плаваю, играю в теннис, недавно пошел на прыжки в воду. В 2012 году увлечение теннисом переросло в нечто большее.
Увидев в новостях сюжет о том, что Мария Шарапова запустила в Нью-Йорке собственный кондитерский бренд Sugarpova, я зашел на сайт компании в раздел контакты и написал имейл с предложением стать дистрибьютором в России. Они сразу же ответили, мы провели серию переговоров, по итогам зарегистрировали представительство и начали импортировать конфеты на эксклюзивных правах. Первой сетью стала «Азбука вкуса», это наш ключевой партнер в Москве. Затем занялись федеральной дистрибуцией через Metro, «Магнит» и региональных партнеров. Сегодня представительство курирует продажи в странах СНГ и Прибалтике. С 2013 года также на правах эксклюзивного агента мы ведем поиск и коммуникацию с потенциальными партнерами и спонсорами Марии на российском рынке. В 2014 году поиски спонсора привели меня в компанию Yota Devices, производителя российского смартфона с двумя экранами — YotaPhone. У Марии в тот период закончился контракт с Samsung, и я вел поиск партнера в сегменте мобильное устройство. В процессе переговоров о спонсорстве Марии руководство Yota Devices сделало мне предложение возглавить отдел маркетинга компании в России и пригласило в штат.
— Сложным был выбор между работой на себя и офисным форматом?
— На тот момент я уже более четырех лет работал на себя и предложение воспринял скептически. Решающую роль в пользу решения присоединиться к команде YotaPhone сыграли амбиции компании по выводу российского бренда на рынки Азии, США, Европы, а также личность Влада Мартынова — CEO компании, который сразу произвел впечатление человека-новатора, способного изменить этот мир через внедрение новых технологий. Ритм жизни кардинально изменился – стартап с головным офисом в Москве и командами в Финляндии, Германии, Англии, Италии, США, Китае и Сингапуре в сжатые сроки готовил необычный российский смартфон к старту продаж в 20 странах мира. После серии запусков в московском «Гараже», в Лондоне и Милане в декабре 2014 года мы отправились покорять китайский рынок. Начался период жизни с чемоданом в руках. В воскресенье вечером я вылетал из Шереметьево в Пекин или Шанхай, рабочую неделю проводил в Китае, в пятницу ночью вылетал домой, выходные проводил в Москве и в воскресенье вечером снова улетал в Китай. Так 6 месяцев. Китай поразил масштабами бизнеса и подарил уникальный опыт и контакты. После продажи бизнеса инвестору из Гонконга я продолжил сотрудничество с компанией в роли консультанта и покинул Китай с желанием снова вернуться на этот рынок.
— Так появилась «Трапеция Yota»?
— Опыт и пример Yota Devices подтолкнули к запуску нового стартапа. Я искал идею и вспомнил о давнем увлечении цирковой трапецией (гимнастический снаряд 10 метров в высоту и 30 в длину в виде нескольких перекладин, подвешенных на тросах. — Прим. ред.). Вы, скорее всего, были в цирке и наблюдали за тем, как воздушные гимнасты летают в воздухе, перехватывая друг друга, — это и есть трапеция, а жанр называется «воздушный полет». Аналогичную конструкцию я увидел во время путешествия по США в одном из отелей Club Med. Это французская сеть, объединяющая около 70 городков по всему миру. Концепция Club Med — семейный отдых с большим количество спортивных активностей, отличающихся в зависимости от региона и времени года: водные или горные лыжи, теннис, волейбол, футбол, стрельба из лука, танцы и аэробные тренировки, а также другие виды спорта и, конечно же, трапеция. Специально адаптированная под непрофессионалов конструкция с современной системой безопасности позволяет обучать воздушному полету детей от 4 лет и взрослых без специальной подготовки.
Изучив опыт Club Med и цирковых школ в Европе и США, мы поняли, что концепция трапеции при грамотном перепозиционировании и доработке имеет потенциал открыть новый сегмент на рынке спортивного досуга и активного отдыха. Проект создавали с нуля, первые несколько месяцев ушли на разработку бизнес-модели, оценку рынка и анализ перспектив развития. В России данный сегмент растет на 30% в год. Название и визуальное оформление разрабатывали совместно с командой UNITY. Ребята предложили гениальное решение с перевернутыми буквами, которые символизируют человека, выполняющего пируэты в воздухе. Тэглайном к логотипу стало сочетание слов «школа и шоу», которое определило формат проекта – у нас каждый человек получает возможность не только обучиться воздушному полету, жонглированию, полотнам и другим цирковым жанрам, но и принять участие в показательных выступлениях. В этот период к открытию школы присоединился мобильный оператор Yota, став со-организатором, с которым мы совместно доработали концепцию. В итоге проект получил официальное название «Трапеция Yota — школа и шоу». Открытие запланировали на май 2016 года. В процессе подготовки выяснилось, что закупать оборудование в России нецелесообразно – цена и сроки производства у поставщиков менялись при каждой встрече, а проверить качество не представлялось возможным. В итоге спецзаказ на трапецию оформили в США, остальной реквизит везли из Франции и Японии. Из-за отсутствия в стране базы для подготовки тренеров для воздушного полета команду зимой отправили на стажировку в Израиль. Стройка отняла больше ресурсов, чем планировали. Как у большинства стартапов, нашими постоянными спутниками были ограниченное время на запуск и дефицит бюджета. Важным моментом на этапе подготовки стало заключение договоренностей о партнерстве с сетью курортов Club Med и спортивным гигантом Puma, которые поверили в идею и присоединились к проекту.
Trapeze Yota, the first rehearsal from Leo Kassil on Vimeo.
— Удивительно, но вас сразу признало и все московское спортивное сообщество…
— Проект, безусловно, вызвал высокий интерес у lifestyle и городских СМИ, спортивного и циркового сообщества. Мы стали получать сотни заявок от желающих полетать, а также на проведение съемок и мероприятий в школе. Свои дни рождения у нас отмечали «Спортивная секция» и Nula project, многие, включая спортивных блогеров, тренировались по несколько раз в неделю и принимали участие в ежемесячных шоу. Каждый день я проводил в Лужниках, перенимал опыт тренеров и к концу сезона часто принимал участие в тренировочном процессе, работая непосредственно на трапеции. Последние две недели были очень суровые, холод и частые дожди заставляли клиентов приходить в теплой одежде — люди брали с собой шерстяные свитера, теплые носки, шапки и перчатки и все равно приходили. Все понимали, что лето подходит к концу, а с ним закончится и трапеция. К концу сезона количество студентов школы приблизилось к 4 тысячам человек, а охват проекта составил более 13 млн. контактов. Бизнес показал потенциал роста и мы разработали план по открытию новых школ в ближайшие 3 года. Параллельно начали готовить франшизу, чтобы предприниматели и владельцы парков смогли воспользоваться готовой моделью. В 2018 году планируем выход на рынок Китая, так что идея возврата в этот регион обретает форму.
Рубашка Zara
— Чему вас научил этот проект?
— Ценить время и ответственно относиться к финансовому планированию. В стартапе это критически важно. Задачи, которые ты не решил сегодня, завтра могут быть уже неактуальны.
— Говорят, «если бы сердце могло думать, оно бы остановилось». В бизнесе важнее интуиция или жесткая схема, в которой продуман каждый шаг?
— В бизнесе важно ответственно относиться к тому, что делаешь, много работать и гореть делом. Каждый день приходится сталкиваться с огромным количеством скепсиса. «Ты что, решил какую-то тарзанку открыть? Зачем упускать хорошую должность ради призрачного проекта? А если проект не окупится?» Чтобы противостоять натиску критики, нужно верить и много работать.
— Есть ли в вашей жизни примеры для подражания?
— Есть люди, которые вызывают уважение и к мнению которых я прислушиваюсь. Мне везло с партнерами по работе. Огромную роль сыграло знакомство и работа с Марией Шараповой: она очень целеустремленный человек, сильный с точки зрения морально-волевых качеств как в спорте, так и в бизнесе. Важное влияние на меня оказал дедушка-реаниматолог – человек, который всю жизнь посвятил медицине: я часто гостил у него в выходные, дома всегда был собран чемодан – в любой момент посреди ночи могли позвонить, и он летел в другую республику или город спасать людей. Бабушка – заслуженный тренер СССР по плаванию также оказала влияние, привила любовь к спорту. Личность и история Джобса убедили меня в правильности позиции не идти на компромиссы в вопросах, касающихся качества и необходимость отдавать весь свой ресурс ради достижения результата. Или Андре Агасси – яркий пример человека, который добился успеха вопреки всем правилам и ожиданиям за счет веры в свои силы, харизмы и упорной работы. Часто интересен даже не сам герой, а ситуация, атмосфера в которой он появился.
Пуловер Zara, брюки Boss
— А книги вашего прадедушки на ваше воспитание какое-то влияние оказали?
— Меня восхищает уровень его воображения. Надеюсь, я унаследовал часть этого таланта, хотя и пытаюсь реализовать свои идеи не в литературе. Мне нравится заниматься разработкой концепций, идейной составляющей бизнеса.
— Какой совет вы дали бы начинающему бизнесмену, исходя из собственного опыта?
— Думайте глобально. Помните, сегодня у бизнеса нет границ. Границы — это иллюзии в вашей голове. Не стесняйтесь спрашивать совета у людей, которым доверяете, но решения принимайте, опираясь на собственную интуицию. Ставьте амбициозные цели, не бойтесь брать ответственность и идти на риск.
— Как вы отдыхаете от трудовых будней, наполненных амбициозными планами и рискованными решениями? Как, например, проводите день в любимом Club Med?
— В Club Med я отдыхаю по графику. Подъем в 7:30, легкий завтрак, в 8 — водные лыжи, в 9 — теннис, потом, если успеваю до закрытия ресторана, еще один завтрак. Затем отдых и время на рабочую почту. Перед обедом мы с компанией обычно играем в волейбол на пляже. После обеда — сон, а вечером снова теннис или трапеция. Если остаются силы, то вечером можно и в бар. Неделя в таком режиме и возвращаешься в Москву заряженный на победу.
— А цирк любите?
— Да, не упускаю возможность посмотреть новые шоу на проспекте Вернадского и на Цветном. Сильное впечатление на меня произвел Cirque du Soleil, даже не с точки зрения сложности номеров, а с точки зрения нового формата шоу, я это называю «цирк 2.0». Мы изучали опыт Cirque du Soleil при разработке концепции нашей школы.
— А что читаете?
— Сейчас дочитываю книгу «Битва за Рунет» про историю «прослушки» в Союзе и в России. На очереди — «Мифы об эволюции человека», новая книга Александра Соколова. С интересом читаю и смотрю документальные фильмы Леонида Млечина.
— Что последнее вы смотрели на большом экране?
— Фильм «Хороший мальчик» с Хабенским, ироничное кино.
— А вы хороший мальчик?
— Ха-ха… Ужасный! Держитесь на расстоянии.
Детали от Posta-Magazine
Instagaram: @trapeze_russia
Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации): Leo Kassil
Отель Swissotel Krasnye Holmy: Космодамианская наб., 52, стр.6, тел.: +7 (495) 787 98 00
Boss Store: ул. Кузнецкий Мост, 9, стр. 1, тел.: +7 (499) 685 19 51
Zara: ул. Неглинная, 10, тел.: +7 (495) 287 98 83