Стиль жизни

Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди 

Взрослым снова продают их детские увлечения, за которые те радостно платят. То, чем многие увлекались в детстве, последовательно заменяют таким же, но «более лучшим». В кино снова выходят «Звездные войны», почти как старые, а в магазинах опять доступны легендарные наборы «Лего».

Хорошо ли, когда детская мечта становится осуществимой, пусть и в обновленной форме, или же это попытки нажиться на воспоминаниях из детства? Рассуждает накопивший за тридцать лет около ста литров деталей «Лего» Николай Ромадин — журналист и AFOL (Adult Fan of Lego).

Вместе с новогодними украшениями на улице и в магазинах снова появляется реклама нового эпизода «Звездных войн» — вечером 13 декабря в кино выходит очередной фильм киноэпопеи, начатой Джорджем Лукасом в 1977 году, — «Звездные войны: Последние джедаи» (Star Wars: The Last Jedi). Критики отмечали, что предыдущий фильм саги («Пробуждение силы» 2015 года; про спин-оффы мы сейчас не говорим) был во многом набором элементов из картин классической трилогии, помноженным на возможности современного кинематографа в плане спецэффектов. Дроид с посланием, от доставки которого зависит судьба галактики, встречает на планете-пустыне ничем не приметного на первый взгляд сироту, который тут же попадает в центр событий, знакомится с новыми друзьями, и вместе они должны разрушить некое супероружие. Всё это вызывало явное чувство дежавю, но, возможно, этим-то и понравилось публике. Сюжет фильма, который вот-вот выйдет на экраны, обещает много неожиданностей, но без знакомых черт не обойтись — да, наверное, и не надо, иначе это уже будут не «Звездные войны».

Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди

Зачем что-то менять, если оно работает, то есть приносит прибыль?

Поклонники «Звездных войн» в целом склонны тратить больше денег, чем люди, не увлекающиеся этой киносагой. К такому выводу в конце 2015 года — как раз перед выходом «Пробуждения силы» — пришла маркетинговая исследовательская компания Nielsen. По ее оценкам, американские фанаты «Звездных войн» ежегодно тратят $4300 (около 252 000 рублей по нынешнему курсу), в то время как средний житель США — только $4100 (аналитики учитывали расходы на гаджеты, автомобили, еду и средства ухода за собой).

Согласно исследованию, заказанному одним из подразделений финансового конгломерата Barclays, результаты которого в мае 2017 года опубликовала британская газета Daily Mirror, среднестатистический поклонник «Звездных войн» уже потратил на связанные с этой франшизой товары и услуги £800 (более 62 000 рублей), тогда как суперфанаты — £2235 (свыше 175 000 рублей). Эти цифры включают траты на билеты в кино, DVD, одежду с символикой любимых фильмов и, разумеется, игрушки.

Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди

Когда разговор заходит об игрушках и «Звездных войнах», пожалуй, первое, что приходит в голову, — это «Лего»

«Лего» продает наборы с джедаями и имперскими штурмовиками с 1999 года. С того времени, например, было выпущено более 30 наборов с 18 различными мини-фигурками Дарта Вейдера, а герой Хан Соло, роль которого в фильмах исполняет актер Харрисон Форд, был воплощен в форме лего-фигурки в 32 разных вариантах в более чем 40 наборах. Во многом именно благодаря созданию конструкторов с персонажами таких кинофраншиз, как «Звездные войны», «Индиана Джонс» и «Гарри Поттер», датской компании удалось преодолеть финансовые трудности и к 2014 году стать производителем игрушек номер один в мире, вытеснив с этой позиции выпускающую кукол Барби (и не только) компанию «Маттел».

Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди

Личный вклад

Есть в благосостоянии «Лего» и мой личный вклад. Но каждый раз, когда я просматриваю пресс-релиз с анонсом новых наборов или захожу с сыном (а нередко и без него) в магазины «Лего», меня охватывает смешанное чувство. С одной стороны, это радость от того, что — хотя бы гипотетически — можно стать обладателем культового космического корабля из «далекой-далекой галактики». С другой же стороны, накатывает грусть от того, что, вообще-то, для полноценного наслаждения от конструктора хорошо бы иметь в квартире еще одну отдельную комнату. Пока что вопрос решается так: три контейнера по 35 литров с деталями (внутри некоторых — отдельные более мелкие пластиковые коробки для сортировки) и один контейнер на 70 литров для хранения собранных моделей. Все это, разумеется, стоит на балконе и достается при первом удобном случае.

Я не сторонник подхода, при котором однажды собранный по инструкции набор должен в таком виде бережно храниться вечно. Для подобного у меня слишком мало деталей и свободного места, а я слишком люблю строить что-то новое. Дольше всего в собранном виде у меня продержался X-wing, подаренный коллегами из редакции «ТАСС-Телеком» (на пару лет дольше существования самого издания). Кстати, свой самый большой набор «Лего» по «Звездным войнам» — 7965 «Сокол тысячелетия» — я тоже получил в подарок
от понимающих коллег, с которыми работал в пресс-службе одного федерального министерства.

О чем мечтают лего-фанаты. Фото Matt De Lanoy, США

Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди

Кубики на вес золота

Аналитики газеты The Daily Telegraph в 2015 году установили, что инвестиции в пластмассовый конструктор выгоднее вкладов в золото или ценные бумаги. Самым дорогим набором «Лего» на тот момент был коллекционный «Сокол тысячелетия» героя «Звездных войн» Хана Соло (10179: Ultimate Collector’s Millennium Falcon). Он был выпущен в 2007 году и изначально продавался в магазинах по цене £342 (около 27 000 рублей по нынешнему курсу). В 2015 году стоимость такого набора на вторичном рынке достигала уже £2712 (более 212 000 рублей), то есть выросла почти в восемь раз. Согласно же данным сайта Bricklink.com (площадки для перепродажи деталей и наборов «Лего»), наивысшая цена, за которую в прошлом месяце покупался такой набор, составила £4929 (свыше 385 000 рублей). Речь идет, разумеется, о невскрытых и аккуратно хранившихся наборах. Дополнительным фактором, повлиявшим на рост цены на этот набор, стало то, что он был снят с производства и его официальные продажи прекращены.

Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди

Новое — хорошо проданное старое

Производители игрушек так же, как и кинематографисты, не упускают возможности перевыпустить старое, сыграть на чувстве ностальгии, чтобы заработать больше денег. 31 августа «Лего» официально представила новую версию коллекционного корабля «Сокол тысячелетия» из «Звездных войн». Набор, получивший номер 75192, является на данный момент не только самым большим из когда-либо
выпускавшихся по количеству деталей (более 7,5 тысяч), но и самым дорогим — в официальных магазинах в Москве он продается за 59 999 рублей. Новый «Сокол» вытеснил с позиции рекордсмена по количеству деталей другой коллекционный набор — «Тадж-Махал», выпущенный в 2008 году и насчитывавший 5922 детали. Любопытно, что вскоре после выпуска обновленного «Сокола» «Лего» анонсировала и новую версию набора с этим знаменитым памятником архитектуры. Его размер увеличился лишь на одну деталь (до 5923), а официальная цена в московских магазинах составляет 34 999 рублей.

Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди

Одним из самых больших (более 3800 деталей) наборов «Лего», продававшихся в фирменных магазинах в России, была «Звезда смерти» — еще одна заветная мечта многих поклонников «Звездных войн». И этот набор тоже пережил второе рождение — в 2016 году датский производитель игрушек представил слегка обновленную версию этого супероружия Галактической Империи (увеличив число деталей до 4 тысяч).

Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди

Повторение ошибок

Одного лишь повторения старого в обновленной форме и с увеличенным ценником, к сожалению, бывает недостаточно. В сентябре выручка компании «Лего» сократилась впервые за 13 лет (с 2004 года), опустившись на 5%. Датский производитель игрушек тогда же объявил о планах сократить около 8% своих сотрудников, то есть примерно 14 000 человек. Кстати, «Лего» уже дважды за 2017 год меняла генеральных директоров — в январе этот пост занял Бали Падда, а в августе было объявлено, что его сменяет Нильс Бьёрн Кристиансен.

Джордж Лукас, создатель «Звездных войн», тоже когда-то пытался продать старое в новой упаковке. В 2012 году в кинотеатрах повторно вышел фильм «Звездные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза», но на этот раз в 3D. В отличие от рекордной премьеры 1999 года, когда все с нетерпением шли на первые за почти 16 лет новые «Звездные войны», в этот раз публике уже было известно, что картина, в общем-то, слабая, и встретили ее повторный релиз прохладно. В мировом прокате было собрано $102 млн, тогда как перевыпущенный в 3D «Титаник» смог заработать $343 млн. В итоге киностудия отказалась от намерения показать в кино по второму кругу все вышедшие к тому моменту эпизоды киноэпопеи. В том же 2012 году основанная Лукасом киностудия Lucasfilm, владеющая правами на «Звездные войны», была куплена корпорацией Disney.

Быть как дети

Вполне очевидно, что не каждый ребенок получит удовольствие от сбора по инструкции тысяч деталей, что занимает обычно несколько часов, а то и дней. Самые большие наборы «Лего» во многом нацелены на самостоятельных и платежеспособных взрослых. В английском языке даже употребляется такая аббревиатура — AFOL, от Adult Fan of Lego, то есть «взрослый фанат „Лего“». Последнее время датская компания уделяет им все больше внимания, перестав считать, что создает игрушки только для детей.

Многие люди сегодня являются «взрослыми фанатами», но, пожалуй, наиболее заметны часто именно поклонники «Звездных войн» и «Лего». Но связано ли это с удивительной притягательностью этих детских развлечений или же это пример максимально эффективного маркетинга? Тратя деньги на игрушечных джедаев, хочется верить, что это все-таки магия воплощения детской мечты.

Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди

 

 

 

10 декабря 2017
Николай Ромадин для раздела Стиль жизни