Скандальный документальный телефильм HBO «Покидая Neverland», в котором Майкла Джексона обвиняют в сексуальном насилии над детьми, вызвал неоднозначную реакцию общества.
Ряд брендов поспешил откреститься от наследия поп-короля. Так, например, Вирджил Абло заявил, что Louis Vuitton не будет выпускать вещи из новой коллекции с изображениями Джексона и символики его творчества.
Документальная работа Дэна Рида «Покидая Neverland» добралась до России. Первый канал собирался показать ее в эфире, но в итоге не решился сделать это, опубликовав картину только на сайте. Едва выйдя на экраны, фильм разделил общество на два противоборствующих лагеря. Поклонники творчества и наследия музыканта утверждают, что версия обвинителей — Джеймса Сейфчака и Уэйда Робсона — звучит неубедительно спустя десять лет после смерти Джексона, не говоря уже о том, что их позиция в ленте представлена однобоко — без альтернативных мнений или комментариев членов семьи. Стоит отметить, что Уэйд Робсон неоднократно защищал Джексона в суде (будут ли ему предъявлены обвинения в лжесвидетельствовании?), а сам поп-король был оправдан после продолжительного и унизительного расследования, включавшего, в том числе, подробные медицинские осмотры его тела.
Противники музыканта — а их сейчас тоже немало — настаивают на том, что о странностях Майкла Джексона было известно еще при его жизни, а дела, возбужденные против него, были закрыты после выплат внушительных отступных. Известный кинокритик Антон Долин пишет, что не сомневается в справедливости обвинений жертв, показанных в фильме: «Мне достаточно одного аргумента: в нашу хрупкую эпоху разнообразного metoo большие могущественные институты и корпорации — такие как HBO и Санденс — никогда не станут поддерживать обвинения, в которых не были бы уверены на 146%. Репутация дороже любых денег — вот главный урок последних лет». При этом, подчеркивает журналист, «мухи отдельно, котлеты отдельно»: «Каким бы преступником ни был Майкл Джексон, его музыка от этого хуже не станет, и его вклад в мировую культуру не станет меньше».
Не все, однако, придерживаются столь широких взглядов. Западная пресса наперебой пишет о том, что после премьеры «вы никогда больше не захотите слушать музыку Майкла Джексона», и, кажется, эти громкие заявления недалеки от истины. Вскоре после дебютных показов документалки сразу несколько радиостанций в Канаде и Новой Зеландии исключили песни поп-короля из ротации, мотивировав это пожеланием слушателей. Создатели мультсериала «Симпсоны» удалили эпизод «Совершенно безумный папа», созданный при участии Джексона, со всех стриминговых сервисов, а компания Louis Vuitton в лице креативного директора Вирджила Абло заявила, что не будет продавать изделия из мужской осенне-зимней коллекции с изображением самого музыканта или символики его творчества. «Я знаю, что в свете выхода фильма наша коллекция вызвала резонанс, — заявил дизайнер. — Я выступаю категорически против любого насилия над детьми, жестокости и попрания прав человека. Своей коллекцией я хотел отдать дань уважения Майклу Джексону как иконе поп-культуры. Это аллюзии к тем сторонам жизни, которые были нам известны, и наследию, которое оказало влияние на несколько поколений художников». Абло подчеркивает, что коллекция была презентована за неделю до премьеры фильма, и во время работы над ней он ничего не знал о готовящейся картине.
Кажется, дизайнер немного лукавит: обвинения в адрес Джексона звучали и при жизни музыканта и даже после его кончины, однако никогда прежде они не достигали такого широкого резонанса — во многом благодаря социальным медиа. Тем не менее, эта ситуация поставила важную моральную дилемму: чествуя наследие одного из величайших артистов ХХ века, отделяете ли вы его творчество от личностных качеств, или все едино? Ответ на этот вопрос каждому предстоит дать самостоятельно. Если же говорить о глобальных последствиях фильма, то пока называть их катастрофическими нельзя: согласно статистике, наметился небольшой спад в ротации треков певца на западных радиостанциях, однако число поисковых запросов, связанных с личной и творческой деятельностью Майкла Джексона, напротив, только возросло.