Ларсу фон Триеру 30 апреля исполнилось 65, а незадолго до этого в повторный прокат вышел его самый титулованный и, как принято считать, один из самых недооцененных фильмов — «Танцующая в темноте». Четыре премии Европейской киноакадемии, две награды Каннского кинофестиваля в 2000 году, на следующий год — премия «Гойя». Вспоминаем вклад датского кинорежиссера в кинематограф и копилку мирового искусства, рассказываем подробности съемок культовой ленты с участием Бьорк и Катрин Денев.
Датский режиссер известен не только своими скандальными высказываниями, любовью к мюзиклам, но и полемическими работами. Известность ему принесла кинотрилогия «Европа» (1984, 1987, 1991), но самыми успешными стали более поздний сериал «Королевство» (1994), фильмы «Рассекая волны» (1996), «Танцующая в темноте» (2000), «Догвилль» (2003) и «Меланхолия» (2011). Творчество Триера можно любить или не любить, но его колоссальный вклад в киноискусство отрицать невозможно.
В 1990-х Триер и его коллега по цеху, датский кинорежиссер, сценарист и продюсер Томас Винтерберг стали идеологами нового направления в кинематографе «Догма 95», просуществовавшего до 2005 года. Принципы Dogme 95 manifest озвучили в марте 1995 года в Париже, на праздновании столетия кино.
Во время работы над лентами «Королевство» (1994) и «Королевство II» (1997) Триер пришел к выводу: техника и стилистика менее важны и интересны для зрителей, чем сюжет и персонажи. Факты говорили сами за себя: «Королевство» он снимал преимущественно ручной камерой, отошел от традиционных правил монтажа, освещения, кадр получился зернистым, цвет смазанным, но мини-сериал принес режиссеру первый коммерческий успех! Наработки со съемок легли в основу манифеста из 10 правил.
По словам Триера, «Догма 95» — это акция спасения, авангардное кинематографическое движение, оппонирующее определенным тенденциям в современном кино.
Идеологи «Догмы» считали: индивидуальный фильм упадочен. Против таких картин были выдвинуты правила — обет целомудрия. Нет авторскому и жанровому кино, поверхностным персонажам, оптическим эффектам, фильтрам и сюжетам из других эпох и стран. Съемки — на натуре, если музыка реально не звучит в сцене, то и в фильме ее быть не должно, камера — ручная, кадр — цветной. Формат — 35 мм, имя режиссера не должно быть указано в титрах.
Со временем принципы «Догмы 95» перестали быть для режиссера путеводной звездой в творчестве, он пересмотрел свои взгляды и в 2000 году снял «Танцующую в темноте». Кинокритики аплодировали, зрители рыдали. Триер получил «Золотую пальмовую ветвь», а Бьорк — «Серебряную премию за лучшую женскую роль», ленту номинировали на «Оскар» за лучшую песню. Режиссер все дальше отходил от своего манифеста в стремлении эпатировать зрителя: «Догвилль» (2003), «Антихрист» (2009), «Меланхолия» (2011), «Нимфоманка» (2013), «Дом, который построил Джек» (2018)…