Светлана Таккори известна всем, кто погружен в мир моды, но вряд ли ее имя скажет много тем, кто к fashion-индустрии равнодушен. А жаль! Светлана (для европейцев — Лана) — личность яркая и интересная, а ее творчество давно вышло за пределы родной Украины, России, в которой она регулярно бывает, или Италии, где живет последние 18 лет.
Фото: Любовь Шеметова
Разговор коснулся
различий ведения бизнеса в России и мире, перспектив отечественной модной индустрии, а также здорового образа жизни, адептом которого Таккори является уже много лет.
Поводом для встречи послужила первая московская презентация итальянского бренда трикотажа Tak.Ori, основателем и креативным директором которого является моя собеседница. Осенне-зимняя коллекция была представлена столичной светской публике в галерее RuArts. Специально к этому дню в актуальном художественном пространстве выстроили арт-объекты и инсталляции, вторящие основным мотивам сезона — обращению к славянской мифологии, архитектуре, творчеству Дэмиена Херста и, конечно, воспоминаниям из детства, ведь все мы, как известно, родом оттуда. Светлана, как всегда, невероятно собрана и энергична: за время нашего интервью успевает раздать ассистентам последние указания, проконтролировать качество звука, приветствовать первых гостей. Несмотря на статус «железной леди», от нее исходит особая женская энергетика, легкая, звонкая, притягательная.
Лана Таккори начала заниматься модным бизнесом задолго до открытия собственной марки, ставшей естественным продолжением ее творческих амбиций. Как это часто бывает, идея создания лейбла родилась из потребности купить то, что не было представлено в магазинах. Так появилась дебютная коллекция головных уборов, мигом разлетевшаяся по гардеробам модниц и It-girls, над которыми первое время добродушно посмеивалась традиционно критично настроенная блогосфера. Претензии были понятны: источником вдохновения дизайнера стали советские мохеровые шапки — гипертрофированно-объемные, ярких расцветок. У многих столь смелое решение вызывало усмешку, однако идея оправдала себя, и уже следующей зимой коллекция Tak.Ori пополнилась свитерами и кардиганами, а в сети стали продаваться первые подделки.
Сегодня в ассортименте бренда — не только аксессуары, но также полноценная линия pret-a-porter, включающая в себя наряды на все случаи жизни, созданные из первоклассного трикотажа, производством которого занимаются лучшие фабрики Умбрии, региона Италии, знаменитого своей пряжей и качеством тканей. С того, как воплотить в жизнь мечту и не бояться совершить неверный шаг, мы и начали наш разговор.
— Светлана, вы начинали с дизайна аксессуаров и пришли к полноценной линии pret-a-porter. Не было ли страшно ступать на зыбкую почву создания «готового платья»?
— Нет, страха точно не было, все очень органично перетекло из одного в другое, и коллекция pret-a-porter является логичным продолжением того, с чего я начинала. Кроме того, я не стала отходить от основного направления бренда — мы продолжаем специализироваться на трикотаже, поскольку уже знакомы с фабриками, производящими пряжу, и знаем их потенциал. Концепция марки осталась прежней, мы, говоря техническим языком, лишь расширили линейку.
— В своих интервью вы часто рассказываете о том, что увлекались модой, что называется, с младых ногтей. А помните самую первую вещь, которую сшили лично?
— Самые первые обновки я шила для кукол, но, конечно, что конкретно — уже не вспомню. А если говорить о собственном гардеробе, то многие вещи, которые я носила в сознательном возрасте — школе, институте — были придуманы и созданы мной лично. Я часто рассказываю такую историю: когда я была совсем маленькой, любимый дедушка подарил мне швейную машинку, и лет с 12-13 я постоянно что-то кроила, строчила, вышивала. Как-то раз в школе стали делать стенгазету, в которой ученики фантазировали, кто кем станет в будущем. Кому-то прочили карьеру врача, кому-то — летчика, а мне «нагадали» стать знаменитым на весь мир дизайнером. Не скажу, что стала знаменитой на весь мир, но точно стала дизайнером (смеется).
— Вы также как-то упоминали, что обе ваши бабушки были большими модницами, любили красивую одежду и стали для вас источниками вдохновения. А кто или что еще повлияло на формирование вашего стиля?
— Вы знаете, мне кажется, что человек рождается с определенными приоритетами, заложенными в нем генами. В советское время, когда я была ребенком, а в магазинах ничего не было, кроме однотипных пальто, тоннами висевших на вешалках, я отчаянно сопротивляясь типовым вещам, в которые меня порой пытались одевать. Папа утверждает, что даже будучи совсем маленькой, я демонстрировала характер (и вкус), отказываясь надевать колготки определенного цвета или неподходящее к ним платье. С чего это, откуда? Наверное, что-то, идущее изнутри: один рождается музыкантом, другой — математиком, а третий — обладателем определенного вкуса. Когда мне было лет десять, соседка говорила: «Какая-то ты не наша». Тогда я не понимала, что она имеет в виду, и даже расстраивалась, а сейчас думаю, что, возможно, в этом была доля истины.
— И ваш личный гардероб, и модные коллекции всегда базируются на стыке моды и современного искусства. Приходилось ли вам сталкиваться с непониманием собственного стиля и как вы реагируете на критику?
— А была критика, да? Честно, я не знала! Когда я в первый раз подстриглась, какая-то девушка написала в интернете: ужас, что за веник! Прошло несколько месяцев, и теперь оказывается, что это так круто, так модно, говорят, даже появились последователи (смеется). Возможно, из-за того, что я пока прошла относительно короткий путь как дизайнер, а также благодаря довольно устойчивой психике, я как-то спокойно и с юмором отношусь к тому, что обо мне пишут и говорят. Мир прекрасен, потому что полон различий. Всем понравиться нельзя. Меня выбирают люди со схожим духом, я выбираю тех, на кого ориентируюсь, в соответствии с собственными взглядами на жизнь. Главное — сохранить здоровье, самоуважение и любовь к миру. И хорошо бы из этого круга не «выплескиваться» (улыбается).
— Вы много лет живете в Италии и позиционируете свой бренд именно как итальянский. Вы сознательно уходите от ярлыка — условно — «российский дизайнер» или «дизайнер постсоветского пространства»?
— Я действительно не ассоциирую себя с российскими дизайнерами — во-первых, потому что живу в Италии самый длительный промежуток своей жизни, а во-вторых, потому что производство бренда, его штаб-квартира — все находится в Умбрии. То есть кроме происхождения — я родилась на Украине, но всегда говорю, что я русская, поскольку во времена моего детства все это было одной большой страной под названием СССР — меня ничего не связывает с местной индустрией моды. Я позиционирую себя как итальянский дизайнер, но с русскими корнями. Но бренд Tak.Ori — 100% made in Italy, и это подчеркивает мою благодарность этой стране, в которой я многому научилась (все началось с Академии художеств Бреры), которая подарила мне возможность реализовать мечту, свои амбиции. Но я не меньше благодарна и своему советскому детству, родителям, тому воспитанию, которое я получила и которое, конечно, повлияло на всю мою жизнь.
— Как вы считаете, добиться мирового признания проще бренду европейского происхождения или у российских дизайнеров тоже есть шанс заявить о себе?
— Скажу честно: проще всего добиться американскому бренду, поскольку в США идет огромная поддержка начинающим дизайнерам, в том числе — на государственном уровне. Местные чиновники давно поняли: зарабатывать деньги можно на туризме и моде. В Италии пробиться молодым дизайнерам довольно сложно, но легче заявить о себе на внутреннем рынке. В России, увы, ситуация и вовсе в зачаточном состоянии, хотя есть люди — например, Мирослава Дума, которые пытаются что-то изменить и повернуть инвесторов — в том числе, западных инвесторов — в сторону отечественной индустрии.
— Пару лет назад начались разговоры о некой «российской экспансии». Как человек, живущий и работающий преимущественно в Европе, вы наблюдаете этот процесс, согласны с такой трактовкой событий?
— Мне кажется, не стоит обольщаться — как человек, наблюдающий за ситуацией «изнутри», могу сказать, что в основном мы сами о себе и говорим. Весь этот кажущийся ажиотаж пока создаем мы сами. К сожалению, русские дизайнеры сегодня очень мало известны за рубежом. И когда я показываю творения своих коллег и друзей (того же Александра Терехова, к примеру) многие восхищаются — вау, кто это! — но слышат эти имена впервые, хотя, если поискать в интернете, становится понятно, что платья под лейблом Terekhov носят очень известные женщины — от супруги премьер-министра до юных It-girls. На мой взгляд, популяризировать отечественную индустрию необходимо, но сделать это можно только при государственной поддержке — никак иначе.
— Вы много лет работаете в fashion-индустрии. Как вам кажется, в каком направлении будет развиваться мода? Многие эксперты считают, что она будет «демократизироваться» — тот же кутюр год от года «молодеет», авторитетные дизайнеры черпают вдохновение в street-style…
— Я полагаю, что мода циклична, и то, что мы видим сегодня, — просто очередной виток. Тот же street-style, о котором все только и говорят, первым привнес на подиум еще Ив-Сен Лоран, сделав это в 1970-е годы. То, что теперь кажется нам привычным — его крестьянские блузы, платья-сафари — тогда было настоящим прорывом. Вспомните его муз! Все это были, мягко говоря, девушки альтернативные, и именно их эстетику, взгляд на моду дизайнер использовал в своих коллекциях. Недавно я выставляла в Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) фото — белые сникерсы с платьем в полоску. Этот снимок я обнаружила в журнале Vogue 1972 года. Или кроссовки adidas, которыми сегодня одержимы fashionista! Я носила такие с юбками и брючными костюмами, когда только переехала в Италию, — 18 лет назад.
— Немного инсайда — от ваших друзей я знаю, что в жизни вы очень организованный и собранный человек. Это врожденное или благоприобретенное качество?
— Боюсь, мой муж бы с этим поспорил (смеется). В глобальном смысле — да, наверное, вы правы. Хотя я, как и все, могу что-то забыть и потерять, но это не от безалаберности, а, скорее, от переизбытка информации. Если честно, такой занудой я была с детства. Мне нравилось, что мой день был расписан по минутам: школа, секции, кружки. Мама меня приучала: есть такое слово — «надо». Правда, моей сестре она говорила то же самое, но на нее это никак не повлияло (улыбается). Думаю, каждый человек рождается с определенным набором заложенных качеств, а воспитание лишь усиливает их. Так получилось, что мама сумела подобрать именно те слова, которые мне были нужны, и поэтому моя «обстоятельность» меня никогда не тяготила.
— Светлана, наш проект — о качестве жизни. Мне кажется, вы, как никто, знаете, что это такое.
— Эмоции. От всего. Я получаю их от искусства, путешествий, общения. Для меня качество жизни — это не «Роллс-Ройс» или роскошный хронограф за сотни тысяч долларов, хотя, конечно, спорить с тем, что «жизнь — это путешествие, которое стоит провести в первом классе», довольно сложно (улыбается). Но первый класс, в моем представлении, — это состояние души. Если ты с собой счастлив, и тебе приносит радость сорванный ландыш в своем саду, — это и есть люкс.
— Я знаю, что вы — адепт здорового образа жизни. Как вы к этому пришли и что вы вкладываете в это понятие?
— Смешно сказать, но это тоже родом из детства. Помню, первую пшеницу я вырастила, еще когда училась в школе. Прочитала где-то, что она полезна для организма, и решила, что непременно должна ее прорастить. И, в общем, я всегда интересовалась этой темой, понимая, что через питание, движение приходит здоровье, более комфортное самоощущение. Практикуя подобный подход в течение жизни, видишь: это действительно работает. Я мало сплю, мало ем, при этом чувствую себя бодрой и энергичной, зато моего времени хватает на все остальное.
— Насколько мне известно, вы также предпочитаете органическую косметику. Это правда?
— Да, я очень люблю американскую косметику Simply Divine, как заявляет производитель, ее главный компонент — «безответная, абсолютная, слепая любовь», а потом уже все остальное. На самом деле в ее составе — 100% натуральных ингредиентов, мне она очень подходит.
— От вас буквально исходит энергия, жизнелюбие, даже несмотря на то, что ваш день расписан по минутам. Где вы черпаете столько сил и вдохновения, расскажите!
— Не хочу показаться скучной, но, думаю, это заслуга здорового образа жизни. Я действительно получаю удовольствие от спорта, от правильного питания. Папа говорит: ты как курочка, постоянно клюешь какие-то зернышки, и как заяц — ешь траву. Но мне это очень нравится! Если когда-то наступит день, когда мне все это надоест, я «перейду» на бургеры, растолстею, буду больше спать — это тоже будет нормальным, главное, чтобы я оставалась в гармонии с собой и своим организмом.
— У многих образ бизнесвумен ассоциируется с «железной леди», а вы в некотором смысле развеиваете этот стереотип — во всяком случае, чисто визуально. Каким образом вы расставляете приоритеты в собственной жизни?
— На самом деле, я «железная леди», но не считаю, что это должно быть написано крупными буквами на лице и как-то проявляться в общении, если в том нет необходимости. В Италии первое время с этим возникала сложность — молодая девушка, блондинка. Я только и слышала: «Оле, оле, пойдем пить кофе!», но уже через десять минут общения тон партнеров кардинально менялся: «Докторесса, что вы желаете?». Дело не только во внешних признаках. Будучи человеком жизнерадостным и позитивным, я стремлюсь получать удовольствие от всего, что делаю, но если передо мной стоит цель — я непременно к ней приду. Когда только я начинала работать, мои коллеги дали мне прозвище — «русский танк». Я не кричу, не унижаю никого, но требую — требую, потому что сама даю.
— И, наверное, последний вопрос к вам, как к эксперту по Италии. Посоветуйте, куда стоит отправиться за новыми впечатлениями?
— Каждый регион по-своему прекрасен, и выделить что-то одно невозможно. Можно поехать по обычному туристическому маршруту типа Рим-Флоренция-Милан-Неаполь, а можно взять машину с навигатором и отправиться исследовать «борге» — крохотные поселения, раскинувшиеся вокруг старинного замка. Есть туры по винным погребам, есть — по старинным кулинарным школам, где настоящие итальянские мамы и бабушки будут обучать вас мастерству приготовления домашней пасты, десертов, авторских блюд. Ни на что не похожая Сицилия, потрясающе красивая Апулия… Италия очень большая и очень разная — там надо пожить!