Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Путешествие в конце октября из Москвы в испанский городок (предварительно разогретый до 27 ºC) с целью лицезреть заезды мирового финала Lamborghini Super Trofeo — неплохой повод «поработать» на выходных. Но еще веселее стало, когда нам дали шанс поводить новейшие версии Huracan и Aventador…
Если вдруг вы не знали, гонки монокласса Lamborghini Super Trofeo проводятся в формате региональных чемпионатов в Европе, США и Азии. Весь состав участников на стартовой решетке целиком формируют автомобили Huracan Super Trofeo Evo, очень близкие родственники «хураканов» GT3-класса, которые принимают участие в гонках GT по всему миру. Плюс к этому есть глобальная «мировая» гонка, где соревнуются лучшие команды и водители из региональных кубков, чтобы выяснить, кто же самый быстрый. В этом году местом проведения финала всех гонок Super Trofeo стал автодром Херес в Испании. Давным-давно именно здесь проходил Гран-при Европы F1, когда Михаэль Шумахер эффектно врезался в Жака Вильнева и последний стал чемпионом мира. В наши дни трек чаще всего используется мотоциклами, но он не утратил ни капли своей привлекательности и для четырехколесного спорта.
Весь уикенд был распланирован плотным графиком гонок, чтобы достойно завершить сезон для всех этих чемпионатов, включающих в себя различные классы водителей: профи, профессионально-любительские и любители. Так что в этой части южной Испании, обычно довольно сонной, царила на редкость острая нехватка тишины и покоя. Но для ушей любого любителя автомобилей это была настоящая музыка, ведь буквально все до единой машины на треке были Huracan Evo Super Trofeo с атмосферным двигателем V10 и весьма громкой выхлопной системой. Имена участников-водителей вряд ли будут вам знакомы (да и мне тоже), так что не стану утомлять вас излишними деталями. Одни наслаждались победой, другим оставалось надеяться на большее везение в следующем году. Главное, что кругом, куда ни взгляни, были отличные гонки с напряженным соперничеством и куча движухи, как это обычно бывает, когда все едут на практически одинаковых машинах. Решающим фактором становятся сами водители, именно такими и должны быть гонки.
Само собой, одним из самых страстных моих желаний было порулить самому, и на месте оказалось множество автомобилей, которые можно было взять на приятный продолжительный тест-драйв. Я уже успел опробовать Huracan Evo на гоночной трасе Moscow Raceway в этом году и имел неплохое представление о машине, но мне все равно не терпелось испытать ее на обычных дорогах. В конце концов, это же Lamborghini. Отказаться просто невозможно, правда ведь? Фишка Huracan — переключатель на руле, позволяющий выбрать, каким ты хочешь видеть свой суперкар: удивительно спокойным и степенным или буйнопомешанным. Можете угадать мои предпочтения. Настройки strada по умолчанию тоже бывают полезны, надо признать. Когда дорожное покрытие становится несколько шероховатым, амортизаторы будут отрегулированы достаточно мягко, чтобы пассажирам не понадобилась после поездки срочная помощь стоматолога. Но настоящее веселье, очевидно, начинается в режиме sport или corsa.
По щелчку переключателя в спортивном режиме приборная доска украшается дополнительной желтоватой подсветкой, а звук выхлопа претерпевает довольно драматические изменения. Уровень драмы не уступает кадрам с Лео ДиКаприо, которого поглотила ледяная пучина, и Кейт Уинслет, цепляющейся за деревяшку. Изменения не назвать особо деликатными или даже неожиданными, но в этом, собственно, и вся суть. Если вы хотите что-то более сдержанное, пожалуй, можно пойти и купить вместо этой машины Audi R8. Так или иначе, Huracan Evo полон жизненной силы, а если переключиться в режим corsa, то оживает еще больше. При таких настройках машина ревет столь же громко, а педаль газа наверняка будет задержана службой безопасности любого аэропорта по подозрению в употреблении кокаина, но кроме всего прочего этот режим вынуждает вас переключать скорости огромными металлическими лепестками. Электронная система вождения также ведет себя как будто пожестче в corsa, нежели в sport, допуская чуть меньше скольжения — видимо, потому что так можно быстрее пройти гоночный трек.
Но все качества этого автомобиля меркнут в сравнении с его двигателем. Он не просто наводит шороху, он выстреливает вас на дорогу с такой яростью, что не поверишь, пока сам не почувствуешь. В мире осталось так мало больших атмосферных двигателей, что мы почти уже позабыли, насколько они могут быть потрясающими. И этот V10 объемом 5,2 л с пределом оборотов свыше 8500 — один из величайших в истории. Он практически так же шикарен, как 4-литровая оппозитная шестерка от GT-департамента Porsche, только еще и имеет в запасе лишнюю сотню лошадиных сил. Сотню! Самое точное описание всей этой истории, безусловно, не будет особо поэтичным или претендовать на литературные премии: вау, вау, вау. И коробка передач с двойным сцеплением тоже на высоте. Молниеносная, органичная и пригодна для любого стиля вождения. Если настроить все на максимальное безумие, вы можете почувствовать себя в настоящей гоночной машине.
Хотя это не так. Наша трехдневная гоночная программа включала в себя также пару кругов в пассажирском кресле Huracan Evo со спецификациями Super Trofeo. Что и говорить, я бы с радостью расстался с одним или даже несколькими из своих органов, лишь бы самостоятельно провести эту штучку по трассе Хереса, но, поскольку такого предложения не поступило, я не был особо против прокатиться рядом с водителем. Тоже способ провести время. Оно, кстати, проходит очень быстро. Не то чтобы для меня это стало новостью, но истинные гоночные тачки настолько впереди своих сородичей, эквивалентных дорожных автомобилей, что описать разницу словами едва ли возможно. Это просто тонны перегрузок, растягивающих вас то в одном направлении, то в другом без какого-либо перехода между ними. Кроме того, комфорт в этих штуках предусмотрен только для человека за рулем. Пассажир здесь практически играет роль тряпичной куклы, брошенной на произвол всех этих внезапных перемен курса. А в моем случае еще и пространства для ног не хватало настолько, что я сидел, сложившись пополам. Плюс к тому ремень безопасности с 6-точечным креплением был не совсем корректно натянут, то есть при любом нажатии на тормоз и последующем весьма неправдоподобном замедлении мое мужское достоинство подвергалось риску инвалидности, поскольку ему поручалась неподобающая задача амортизировать все усилие. Хорошо, что мы ни во что не врезались, боюсь, высокий голос мне бы не очень подошел.
Пережив все это, я мог уделить внимание машине, которую я ни разу до этого не водил: могущественный Aventador SVJ. Самый быстрый серийный автомобиль на Северной петле Нюрбургринга. С одного взгляда понятно, что это персонаж совсем из другой лиги, нежели Huracan. Визуальные различия вполне отвечают прибавке в ценнике, я бы сказал. Никто не станет отрицать, что Huracan — стильный обтекаемый суперкар, но контур крыши Aventador еще заметно ниже. Он и длиннее, а нос такой острый, что легко разрежет багет особо крупных размеров. Не уверен, что это официальное описание, но мне подходит. Вся машина выглядит как реактивный снаряд, и белая покраска на нашем тестовом экземпляре мне тоже показалась как нельзя кстати. Вполне могу понять причины популярности этих штуковин вдоль состоятельных площадей и бульваров Южной Европы. Если вам по душе привлекать внимание, вряд ли вы найдете, в чем еще кататься, чтобы притянуть к себе больше взглядов, нежели Aventador. Может быть, бэтмобиль. Может быть.
Однако впечатление от езды… это, конечно, впечатление. В штате Lamborghini никто не отрицает, что Aventador — это уже стареющий монстр, и именно такое ощущение он и оставляет. Он родом из той эпохи, где суперкары все еще были непрактичными монстрами, сложными в обращении. И он очень раздражительный. Если Huracan Evo как будто все время подначивает тебя ехать быстро и наслаждаться скоростью, то вдавить тапку в пол Aventador — это скорее как наступить на хвост некормленного тигра. Реальный риск оказаться съеденным. Массивный атмосферный V12 на 6,5 литров выдает 770 лошадиных сил и без стеснения заявляет об этом во всеуслышание, но если не разгонять его с воем до отсечки, должен сказать, что он не настолько громкий, как Huracan. Не кажется он и быстрее машины поменьше, по крайней мере, по моим ощущениям, хотя, если у вас хватит храбрости опустить взгляд на приборную панель, цифры на дисплее зачастую превосходят ваши ожидания.
Роботизированную коробку передач с одним сцеплением не назовешь иначе как прошлое столетие. Во-первых, слово «плавное» здесь будет совершенно не к месту. Она не умеет плавно. Она умеет рывками, умеет грубо и умеет одновременно и то, и другое, причем медленно. В любой другой машине эта коробка передач была бы просто фатальным провалом и поводом отказаться от покупки. В машине столь абсурдной и безумной, как Aventador, вполне себе сойдет. Если уж на то пошло, это согласуется с характером машины в целом. Вы едете за рулем съехавшего с катушек динозавра с кокаиновой зависимостью. Это олдскульный суперкар, не очень уживчивый, в отличие от своих современников. Например, в зеркале заднего вида практически ничего не видно. И я постоянно тыкал коленом рычаг управления дворниками. Кроме того, если вы селебрити в мини-юбке, молитесь, чтобы поблизости не оказалось папарацци, пока вы пытаетесь вылезти из Aventador, иначе ваше эффектное появление внезапно может оказаться не столь эффектным, как вы надеялись. Эта машина просто ода суперкарам старой школы — тем, которые по большей части исчезли уже так давно, что теперь мы уже и не помним, как нелегко было с ними уживаться.
Но на прогулку мы его в любом случае вывели, и это был запоминающийся опыт. Aventador оказался слишком широк (и вообще его оказалось слишком много) для большинства испанских дорог класса B, по которым мы катались. Увидев накануне, как он в буквальном смысле застрял на небольшой улице с крутым поворотом в соседнем городке, невозможно было отделаться от постоянного страха наткнуться на маленькое, но непреодолимое препятствие того или иного рода. Вероятно, если хочется полихачить, то без гоночной трассы никуда, особенно учитывая очень странный асфальт на многих дорогах помельче в южной Испании, просто не дающий вообще никакого сцепления. Едешь почти как по полированной баскетбольной площадке. Если вести машину с некоторым энтузиазмом хотя бы вполсилы, то она движется вкривь и вкось, да и при резком торможении тоже держится не очень-то прямо. Огромный респект тому парню, который поставил рекордное время круга за рулем SVJ, это и правда зверь. Который, очень хочется надеяться, не вымрет. Пока он жив, этот мир намного лучше. Но в конечном итоге в своем кармане я бы, пожалуй, все-таки хотел держать ключ от Huracan Evo.
Целый уикенд с погружением в атмосферу Lamborghini и звук этих больших атмосферных двигателей — умопомрачительный опыт. Очень впечатляет дружелюбность и доброжелательность всего мероприятия — это и в самом деле семья. Семья помешанных на автомобилях людей, у которых достаточно денег и достаточно мало благоразумия, чтобы все это вообще было возможно, но все же семья. Только каменный истукан может не испытывать желания приобщиться к этому. Или иметь такую машину.