Талантом здраво и креативно вести бизнес чаще наделены те, кто умеет не только с полной отдачей трудиться, но и нетривиально проводить свободное время. Поэтому, пока многочисленные бизнес-коучи учат нас правильно работать, мы будем учиться отдыхать — вместе с теми, кто ценит наше время и знает, как поднять досуг на качественно новый уровень.
Основатель квест-студии «Кубикулум»
Лев Медведев рассказал Posta-Magazine, как на «Флаконе» появился пепелац, зачем CNN искали у него «красную кнопку» и как он «отбил» декораторов у Шахназарова.
Posta-Magazine: Расскажите, как и где впервые появился формат комнатных квестов?
Лев Медведев: За основу комнатных квестов взяты компьютерные игры формата «выбраться из комнаты». В реальность эти игры переросли в 2008 году — родоначальниками жанра стали японцы. Сначала это, безусловно, были очень примитивные игры с минимальным антуражем и минимальным погружением в реальность. Сейчас комнатные квесты — это целый мир, не менее красочный, сложный и впечатляющий, чем отмеченная множеством наград приключенческая компьютерная «Машинариум» или гениальная графическая «Сибирь», созданная художником Бенуа Сокалем.
— Кто лидер индустрии на мировом рынке квестов? По-прежнему Япония?
— Нет, Япония давно сошла с дистанции. Сегодня большая игра идет именно в России. Почему? Потому что у нас нет развлечений для взрослых. Мой сын 4 лет с огромным удовольствием ползает по лабиринтам в игровых зонах в торговых центрах, но эти площадки рассчитаны на возрастную категорию до 12 лет. Но, пусть кто-то и боится в этом признаться, взрослым тоже нужны такие площадки. Большие дети хотят играть. А в детские лабиринты я по габаритам не прохожу, и уровень сложности мне нужен совершенно другой. Плюс, у нас не представлены главные игроки индустрии развлечений — у нас нет «диснейлендов», нет тематических парков «Юниверсал». Поэтому квесты стали своеобразной отдушиной. Конкуренция в Москве огромная, каждый день кто-то, не выдержав, закрывается, но тут же появляются новые игроки. Насколько я знаю, сейчас в городе работает не меньше 500 комнат. И чтобы выжить, приходится повышать качество: публика уже достаточно искушенная, и ставки растут. Зато к нам ездят со всего мира: не так давно «испробовать» наш квест приезжали представители профильных квест-компаний из Испании, Германии и Франции и все остались в полном восторге. В Израиле, Таиланде нас просто копируют — в этом мало хорошего, но, видимо, это и есть признание.
— Главные на рынке — «страшилки»?
— «Страшилки» действительно очень популярны. Потому что самый дешевый способ зацепить человека — это его испугать. Доставить ему настоящую радость гораздо сложнее. Но именно этим я стараюсь заниматься в «Кубикулум». Я бывал на качественных и действительно страшных квестах, я согласен с тем, что это необычные ощущения и яркие переживания, но все-таки «Американская история ужасов» — это не моя тема.
— Тем не менее, ваш квест «Красная кнопка» — не самый миролюбивый. По крайней мере, не для корреспондентов CNN, сделавших о вас сюжет. «Из секретного командного пункта активирована программа запуска ядерных ракет. Личный состав на связь не выходит…»
— Все как раз наоборот. Да, им очень хотелось кровавого сюжета: им нужен был материал об атомной войне, а потому наша игра пришлась очень кстати. И им, конечно, хотелось верить, что в конце квеста мы нажимаем красную кнопку и взрываем Америку: бабах! Но нет, эта игра — о спасении мира, это квест, заканчивающийся шуткой. Наша задача — спаси мир. Побыть советским Брюсом Уиллисом. Спасти мир и поцеловать в конце красивую девушку.
— Архетипы! Наверное, квест крайне популярен среди иностранцев, для которых Россия ассоциируется с медведями, морозом и красной кнопкой?
— Да, иностранных гостей у нас действительно много. В прошлом году, во время какого-то саммита, в Москву нагрянула целая делегация саудовских шейхов, и один из них пришел играть к нам. Правда, его квест длился целых два с половиной часа, он играл до половины второго ночи — все потому, что выбрал не самого удачного переводчика, и нашим операторам постоянно приходилось вмешиваться в процесс.
— Наверное, у операторов квест-комнаты — масса забавных историй?
— О романтических объятьях гостей, забывших, что их снимает камера, они уже устали рассказывать. Теперь появилась новая «проблема», когда к нам стали часто приходить играть представители еврейской национальности. По религиозным законам ортодоксальным евреям нельзя находиться одновременно с женщиной в закрытом помещении — в таких случаях наш оператор сидит в комнате в уголке.
— Ваш самый красивый, на мой взгляд, квест — посвящение шедевру Георгия Данелии «Кин-дза-дза» квест «Последний пепелац».
— Да, это нишевый продукт, наше детище, в которое мы вложили душу. Пепелац я «клеил» сам почти год при участии команды электронщиков. Медь, викторианская эпоха, кожа и золото (все вместе «стимпанк») легли в основу нашего стиля «трэш-панка», где много металла, ржавчины и патины… Сюжет квеста никак не связан с фильмом, хотя это, можно сказать, та же «Вселенная». Герои — другие, сюжет — новый, а задача тривиальна: вернуться на Землю! Это настоящий космический полет с яркими спецэффектами, где учтены все моменты с точки зрения безопасности, но не потеряна наполненность пространства. Я юрист по образованию, но, начав заниматься квестами, приобрел массу новых профессий: когда нас подвели одни подрядчики, пришлось разобраться и стать программистом. Плюс теперь я умею варить, паять, работать с деревом, могу покрасить автомобиль профессионально, такие вот «Мои университеты». Я понял, что в нашей стране нужно работать в сфере развлечений, потому что только здесь люди так радуются и улыбаются, когда ты им угодил. Это воодушевляет, это заставляет двигаться вперед…
— Но с декорациями вам наверняка помогал кто-то?
— Да, декораторов мы заполучили очень хороших. Эта команда работала на картинах Михалкова, а мы буквально отбили их у Шахназарова: они отказались от работы реквизиторами на «Анне Карениной» ради того, чтобы доделать, доварить и докрасить наш пепелац.
— А с чего началось ваше увлечение квестами?
— В 2008 году я увлекся городскими играми-челленджами, когда, разгадывая загадки, ты по определенному маршруту продвигаешься со своей командой вперед. Потом меня поглотил крупный проект «Схватка», приехавший к нам из Беларуси, который на одной площадке собирал по 500-800 человек с фонариками. А в 2013 году «Клаустрофобия» — флагман этого рынка — привезла в Москву первый «комнатный» квест, и мы с друзьями, одними из первых посетив их «комнату», сразу поняли, что именно в таком формате мы можем реализовать свои идеи.
— Как вы выбирали название? Что такое «Кубикулум»?
— На самом деле мы просто искали незанятый домен, но в итоге получилось довольно концептуальное название: «кубикулум» на латыни означаем маленькую комнату, гробницу или ложу императора в цирке.
— Красиво и даже загадочно…
— Приходите!