22 марта в Московском музее современного искусства на Петровке откроется выставка основоположников соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида: проект станет их первой ретроспективой в России, несмотря на то, что работы творческого дуэта хранятся в лучших музеях мира, в том числе нью-йоркском MoMA и парижском Центре Помпиду.
Более 20 программных произведений предоставлены фондом BREUS Foundation.
Ироничное подражание агитационному искусству и нарочито невыразительные лозунги, абсурдная эстетизация власти, посягательство на основы соцреализма и одновременно дискредитация модернизма — рожденный художниками соц-арт многогранен, эклектичен и достаточно назойлив для тех, кто стоит у руля. Неудивительно, что познакомившиеся в Строгановке Виталий Комар и Александр Меламид не нашли поддержки на родине и в 1974 году стали участниками знаменитой несанкционированной уличной «Бульдозерной выставки», организованной московскими художниками-нонконформистами и уничтоженной сотрудниками милиции при помощи поливочных машин и бульдозеров. Однако на Западе соц-арт стал настоящим хитом: на 1980-90-е годы приходится период расцвета и признания авторов за рубежом.
На первой российской ретроспективе художников гостей ждет масштабная экспозиция, занимающая 16 залов и разделенная тематически на советский период, отсылающий к клетушкам коммуналок и вещевых рынков Москвы прошлого столетия, и американский. В качестве «транзитной зоны» — зал с работами из серии Transstate 1977 года, созданный в период ожидания Комаром и Меламидом разрешения на их выезд из СССР и повествующий о выдуманном художниками государстве со своей Конституцией, Декларацией независимости и валютой.
Специально к выставке ММОМА совместно с Яндекс.Музыка разработали и составили плейлист коллективного автора: в нем найдутся отсылки как к произведениям и акциям художников, так и к конкретным периодам и эпизодам из их жизни.
Детали
www.mmoma.ru/exhibitions/petrovka25/komar_melamid