Культура

Women in Power: Кери-Линн Уилсон — первая женщина-дирижер в истории Большого театра

Кери-Линн Уилсон

Фото: Анна Макаревич
Благодарим отель «Marriott Аврора»
за помощь в проведении съемки.

Белокурая канадка покорила лучшие сцены и оркестры мира: Royal Opera House, Wiener Staatsoper, Bayerische Staatsoper, Симфонический оркестр NHK (Токио), Симфонический оркестр Баварского радио. Влада Литвинова поговорила с Кери-Линн о страсти к выступлениям, здоровых привычках и лидерских качествах. Беседа велась на русском языке, который дирижер выучила из любви к нашей музыке.

Кери-Линн Уилсон в «Marriott Аврора»
Кери-Линн Уилсон в «Marriott Аврора»

Влада Литвинова: Вы из музыкальной семьи: папа — педагог и дирижер, дедушка — оперный баритон, бабушка — пианистка. Вы тоже всегда хотeли связать свою жизнь с музыкой?

Кери-Линн Уилсон: Да, на 100%, я даже не задумывалась никогда о том, чтобы заниматься чем-то другим. Уже в три года точно знала, что буду музыкантом. Мой дядя, замечательный виолончелист, учился в Juilliard School, и я для себя решила, еще когда была маленькой, что однажды тоже обязательно поеду в Нью-Йорк и буду учиться в этой лучшей в мире музыкальной школе. Я поступила на отделение флейты, но быстро поняла, что дирижировать мне нравится намного больше, чем выступать в оркестре.

Мой дебют состоялся довольно рано: в 23 года я дирижировала Национальным симфоническим оркестром Оттавы, в Канаде. А через несколько лет меня пригласили дирижировать концертом в Ватикане, и это был мой дебют в Европе. Я мечтала выступать с лучшими симфоническими оркестрами и оперными театрами на самых знаменитых сценах мира, и моя мечта сбылась. Я счастливый человек.

Кери-Линн Уилсон

— Дирижер — профессия не только красивая, но и физически тяжелая. Много часов на ногах, нагрузка на руки. Как вы поддерживаете форму?

— Мое тело — мой инструмент, нужно поддерживать себя в форме. Каждое утро полчаса плаваю и делаю упражнения на руки, даже в день концерта. Подобно машине, для хорошей работы нам нужно только самое лучшее топливо. В основе моего рациона — рыба, овощи, рис. Я никогда не ем тяжелой пищи, чтобы голова всегда оставалась ясной и я была полна энергии.

Кери-Линн Уилсон

— Вы дирижируете оркестрами по всему миру. И зачастую на подготовку выступления дается лишь пара-тройка репетиций. Kак вам удается быстро найти язык с большим коллективом?

— Требуется быть лидером и, безусловно, психологом. Необходимо, чтобы 200 человек — музыканты, хор, солисты — следовали за вами, доверяли вам. Оркестры все разные и интуиция помогает уловить настроение в коллективе. К примеру, в одном театре над моим анекдотом посмеются, а в другом музыканты очень серьезны и шутку не воспримут. Нужно уметь это настроение моментально считывать, иметь в голове своего рода эмоциональный компьютер. У каждого оркестра свой темперамент, и если наши характеры схожи, то возникает особая химия. Но это всегда непросто.

Кери-Линн Уилсон

— Что отличает оркестр Большого театра от оркестра, к примеру, Баварской оперы?

— Эти оркестры — одни из моих самых любимых оперных оркестров: их звучание сильное, теплое. Музыканты играют эмоционально, со страстью. Мне близко такое исполнение.

Кери-Линн Уилсон

— Как вы готовитесь к новому произведению?

— Во-первых, с самого начала и до конца тщательно изучаю партитуру. И потом, чтобы как можно лучше понять произведение, важно знать историю, культуру того периода, когда жил композитор, детали его жизни, что происходило, когда он трудился над этим произведением. Недостаточно только посмотреть ноты, требуется полное погружение. Это похоже на работу детектива: собираешь полную картинку из разных частей. Например, я очень люблю музыку Шостаковича. Каждый раз, приезжая в Москву, я внимательно и с большим удовольствием изучаю его архив, его рукописные работы, и уже нашла ответы на многие вопросы пo части исполнения.

Кери-Линн Уилсон

— У певцов есть коучи, которые помогают подготовить партии, ставят артикуляцию. У кого учатся дирижеры?

— Моим педагогом в «Джульярде» был Отто-Вернер Мюллер, он научил меня читать и анализировать партитуру. Под его руководством я каждую неделю дирижировала студенческим оркестром. С моими коллегами-студентами я на практике училась взаимодействовать с коллективом, находить свой стиль. А потом я уже набиралась опыта, работая с симфоническими оркестрами и оперными театрами во многих странах мира. Дирижер — как хорошее вино, с годами становится только лучше. Мне повезло, моя карьера длится уже довольно долго, и я считаю, что как профессионал значительно выросла по сравнению с тем, что было 15 лет назад. Я всегда анализирую свои выступления, иногда очень мучаюсь, думаю «ну зачем я так сделала…». Жизнь — как один большой урок. И я очень строга к себе, но только так возможно профессиональное развитие.

Кери-Линн Уилсон

— Готовя новое для себя произведение, вы обращаетесь за советом к другим дирижерам?

— Если у меня есть сомнения, я могу посоветоваться с другими дирижерами, спросить их мнение. Но у каждого своя интерпретация, а если композитор давно умер, кто решает, как правильно? Существуют сотни вариантов исполнения. У хорошего дирижера всегда есть собственный узнаваемый стиль.

Кери-Линн Уилсон

— По-вашему, насколько важно, чтобы режиссер читал партитуру и был знаком с музыкальной грамотой? Сегодня на оперные постановки часто приглашают театральных режиссеров.

— Это крайне важно, ведь в опере музыка — это самое главное. Есть режиссеры, у которых очень интересные оригинальные постановки, но эти постановки хороши только с первым составом (я сужу об этом на основе своего личного опыта). А составы всегда меняются. И то, что может сделать один выдающийся певец на премьере, может не получиться у других. Надо понимать певцов, их уровень и возможности, что они могут сделать, а что нет. Режиссер должен быть гибким.

Кери-Линн Уилсон

— Вы продолжаете испытывать волнение, выходя к зрителям?

— Я волнуюсь только на первой репетиции, когда знакомлюсь с новым оркестром — это новые люди, новые отношения — мне это интересно, мне это нравится. Но как бы я ни устала, даже если неважно себя чувствую — к представлениям я всегда готова. Как пионер — «всегда готов!» Ведь меня ждет публика — меня это очень вдохновляет. В тот момент, когда я выхожу на сцену — я не чувствую никакого волнения, только радость, я полна сил и энергии. У меня своеобразная аддикция к выступлениям.

Кери-Линн Уилсон

— Ваша любовь к опере началась с цикла «Кольцо нибелунгa». Есть в планах сыграть знаменитый цикл Вагнера?

— Да, мне бы очень хотелось дирижировать «Кольцом нибелунгa», в карантин я стала изучать партитуры этого масштабного произведения. И я жду приглашения от театра исполнить Вагнера. Музыка Вагнера — самая интересная для дирижера, потому что это не только оперная музыка, а и симфоническая, где так важна работа с оркестром.

Кери-Линн Уилсон

(Во время интервью Кери-Линн звонит муж — Питер Гелб, генеральный менеджер Метрополитен-оперы. — Прим.ред.).

— Как вы познакомились с мужем?

— Мы познакомились в Берлине под Новый год: я ассистировала дирижеру Клаудио Аббадо, а Питер выступал продюсером концерта. Знакомство началось с телефонных звонков, вот так и звоним друг другу до сих пор… Я ведь постоянно на гастролях. И только в пандемию мы впервые провели вместе 9 месяцев подряд вместе (наш медовый месяц), было здорово. Так, начав со «служебного романа», мы вместе уже полжизни — 28 лет. Не всем так повезло.

Кери-Линн Уилсон

— Посоветуйте, с чего начинать знакомство с миром классической музыки?

— Музыка должна увлечь, очаровать, пленить «новичков». Я советую прекрасные постановки Франко Дзеффирелли, к примеру «Богему» в Метрополитен-оперe. В России, это, разумеется, балет «Лебединое озеро» с изумительной музыкой Чайковского. Балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева — это сильная музыка, которая никогда никого не оставит равнодушным. В ноябре в Большом театре я буду дирижировать оперой «Кармен», и это must-have для знакомства с жанром.

Кери-Линн Уилсон
Кери-Линн Уилсон

— Что играет у вас в машине?

— Ничего! Пока я в дороге — хочу побыть в тишине и всегда прошу таксистов выключить радио. А дома, если у меня есть свободный вечер, то я включаю что-то романтичное: Эдит Пиаф, Жуана Жилберту, Эллу Фицджеральд или Фрэнка Синатру. Мой брат DJ, и я обожаю танцевать, когда он за пультом.

— Что придает вам хорошее настроение?

— С самого утра, как только просыпаюсь, я уже предвкушаю знакомство с чем-то прекрасным, радуюсь возможности работы с шедевром.

Кери-Линн Уилсон
19 ноября 2021
Влада Литвинова для раздела Культура