Персоны

8 вещей, которые сделал Кензо Такада для мира моды

Кензо Такада

Вчера мир понес колоссальную утрату. В возрасте 81 года из-за осложнений коронавируса в одной из больниц Парижа ушел из жизни культовый дизайнер, который открыл Японию миру, основатель модного дома Kenzo Кензо Такада. В столицу Франции он приехал на полгода, но остался на долгие 56 лет…

Очаровательная улыбка, энергия и жизнерадостность, юмор и озорство — в этом был весь Такада. Он буквально перевернул размеренный мир французской моды, когда переехал во Францию из Японии и показал, как можно красиво подружить Восток и Запад, не забывая при этом о своих корнях. Он стал первым дизайнером-мужчиной в Японии и первым дизайнером-японцем на Неделе моды в Париже, тем самым открыв путь в международный мир моды для своих талантливых коллег Йоджи Ямамото и Джунья Ватанабе. Не было бы Кензо, неизвестно еще, как скоро произошла бы модная японская «экспансия» в мире моды. Родители мальчика управляли отелем и прочили ему карьеру в более традиционной сфере, но он увлекся модой, бросил изучение литературы в университете Кобе и поступил в колледж моды Бунка в Токио. Выбор всей жизни был сделан.


«Мода — как еда, нельзя придерживаться одного и того же меню».


В 1960 году он получил премию престижного японского журнала мод Soen и занялся дизайном одежды для девочек для универмага Sanai. А потом его жизнь круто изменилась: в 1964 году Токио готовился к Олимпийским играм, дом, где жил Кензо, снесли и выплатили ему денежную компенсацию. На эти деньги он решил отправиться в модное сердце мира — добрался до Парижа и снял комнату неподалеку от площади Клиши.

Он много работал, продавал эскизы другим дизайнерам и к 1970 году открыл свой первый магазин в Galerie Vivienne, который назвал Jungle Jap («Япошка из джунглей»). Под впечатлением от работ наивного художника-самоучки «Таможенника» Анри Руссо он своими руками расписал стены бутика, превратив его в сказочный мир, не лишенный восточного колорита. Через год, правда, когда Такада отправился со своими моделями в США, название магазина пришлось изменить, так как представители американской японской диаспоры были сильно возмущены и даже подали на него в суд!

Кензо Такада

«Мода не для избранных — она для всех».


Интересно, что, преклоняясь перед французской модой, Кензо никогда не пытался ее копировать и сразу решил отличиться, используя ткани для кимоно и другие узнаваемые элементы культуры родной страны. Его первые коллекции запомнились легкими и игривыми образами, одежда не стремилась изменить форму тела своего владельца, наоборот, «освобождала» его за счет отсутствия фурнитуры — застежек, молний.

Такада не любил, когда его называли «японским дизайнером», предпочитал звание «модельера» и не переставал удивлять чопорный мир моды. Например, в 1978 и 1979 устраивал показы в цирковом шатре и выезжал на поклон к публике на слоне. В 1983 году он показал свое видение мужской одежды, через три года — джинсы, в 1988 году дебютировал с женским ароматом Kenzo Parfum, а через два года выпустил первый аромат для мужчин Kenzo Pour Homme.

Спустя пять лет Кензо Такада продал свою компанию французскому конгломерату LVMH, а в 1999 году отошел от мира моды, который становился все более коммерциализированным. При этом он, конечно, не сидел без дела — интересовался живописью, интерьерным дизайном. В том же году Кензо стал первым модельером, удостоенным Американской премии мира!

Кензо Такада

«Прелесть создания предметов интерьера в том, что они точно будут блистать не один сезон и даже не год».


15 лет назад он начал производить предметы для дома, но иногда все же возвращался в мир моды: придумал костюмы для Токийской оперы, спортивную форму для олимпийцев. В 2017 году, вдохновившись эстетикой японского театра но и комоно, Кензо сделал коллаб с французским мебельным брендом Roche Bobois. А в начале этого года представил собственный бренд предметов для дома K3.

Кензо сделал коллаб с французским мебельным брендом Roche Bobois. а в начале этого года представил собственный бренд предметов для дома K3

Что сделал Кензо Такада для мира моды?


Kenzo

Буйство цвета и фактур

В Париж молодой Кензо отправился не на самолете, а на лайнере, что серьезно повлияло на его дальнейшее художественное восприятие. Буйство цвета, разнообразные ткани, смешение культур и стилей — все, с чем Такада столкнулся во время путешествия через Индию, Азию и Африку, со временем нашло отражение в его работах. Яркие впечатления он отразил в замысловатых узорах, этнических принтах и фактурах, что и стали визитной карточкой бренда. Сочетание необычных по тем временам материалов разных оттенков, сумасшедшая эклектика — все это стало настоящим прорывом в царстве чопорной французской моды.

Новые силуэты

Кензо отказался от облегающих силуэтов в пользу свободной мешковатой одежды, ведь в родной Японии не было принято показывать обнаженное тело. При этом закрытость кроя он компенсировал замысловатым декором, оригинальным сочетанием принтов и оттенков. В 80-е модницы обратили пристальное внимание на удлиненные пиджаки свободного кроя, придуманные талантливым японцем. Это был настоящий хит!

Kenzo

«Женщина Kenzo свободна во всех смыслах. Она красива и динамична».


Kenzo

Отсылки к творчеству художников

Кензо черпал вдохновение в полотнах Василия Кандинского и Дэвида Хокни, что наряду с использованием ярких колористических решений, навеянных восточной культурой, стало настоящим ДНК-бренда.

Голова тигра

Хищники так или иначе всегда присутствовали в моделях Kenzo. Моду на «звериный оскал» дизайнер ввел еще в 80-е. Но на пике анималистическая тема оказалась в 2012 году, когда бренд (уже без участия своего создателя) поместил вышитую голову полосатого хищника на толстовку, в результате чего она стала бестселлером. Кстати, толстовку Кензно Такада уже показывал в 70-е, когда выходил на американский рынок с вещами для универмага Macy’s. Наряду с широкими брюками и сарафанами с капюшонами она пользовалась большим успехом у американцев.

Kenzo
Kenzo

Фольклор

Фундаментом моделей Кензо стало традиционное кимоно, узнаваемый крой которого он умело сочетал с элементами костюмов других регионов. Он оригинально обыгрывал испанские мантильи, индийские сари, широкие сборчатые юбки польеры (традиционная одежда перуанских кечуанок), тюрбаны и даже надевал на моделей косынки и просторные рубахи, сарафаны в духе русского народного костюма.

Флористические мотивы

Кензо очень любил цветы и вспоминал, что в послевоенной Японии было очень мало магазинов, где их продавали. Вдохновением он заряжался в живописных цветочных лавочках Парижа, а в 1994 году украсил цветами мост Понт-Неф в Париже. Они же стали темой его последней коллекции в Kenzo.

Kenzo
Kenzo

Гимн молодости

Опыт, полученный при создании детской одежды в начале творческого пути, пригодился Кензо в будущем. Многие его модели стали настоящей находкой для инфантильных взрослых, юных душой, стремящихся к свободе, отраженной в силуэтах. Тут вам и объемные береты, и укороченные пальто, и удлиненные шорты.

Мода для всех

Кензо одним из первых начал создавать коллекции с бюджетными марками — еще задолго до того, как это стало мейнстримом. Так, еще 40 лет назад появился коллаб с The Limited, а в 2016 году — с H&M, правда, уже без участия господина Такада.

05 октября 2020
Posta-Magazine для раздела Персоны