PostaБизнес

Women in Power: основательница бренда MOIETY Карина Мельникова — об успехе в «не женском» бизнесе, секрете решения сложных кейсов и качестве жизни

Основательница бренда MOIETY Карина Мельникова

Глядя на эту красивую, хрупкую и очаровательную девушку, многие отказываются верить, что перед ними — успешный предприниматель с железным характером, руководитель собственного, совсем не женского по сути бизнеса. Между тем, в свои 34 года Карина Мельникова — генеральный директор группы компаний, которая вот уже больше десяти лет занимается проектированием и строительством инженерных систем любой сложности для тепло- и газоснабжения объектов в Москве и Московской области. Среди ее основных клиентов и партнеров — крупные застройщики, сетевые торговые центры, технопарки и заводы.

Начав работать в семейном бизнесе еще студенткой Финансового университета при Правительстве РФ, получив опыт работы в сфере газификации и строительства, Карина поняла, что хочет развиваться дальше и ушла в собственное плавание. Мало кто верил, что у молодой 24-летней девушки что-то «выгорит», ее отговаривали многие — даже самые близкие люди, утверждая, что это не женское дело. «Когда меня узнавали поближе, видели мою работу и когда я начинала говорить по делу, особенно на совещаниях, то видела, что у окружающих моментально менялось мнение обо мне. И я получала удовольствие от того, что разрушала стереотипы», — признается Карина. В итоге у нее все получилось: выкупить предприятие, взять управление в свои руки, выстроить успешный бизнес и создать сильную команду единомышленников. И параллельно открывать в себе творческие стороны, задумав ювелирный и косметический бренды, растить маленького сына, путешествовать и уделять время саморазвитию. Как ей удается все это совмещать?

Posta-Magazine: Карина, желание создать свой бизнес возникло, чтобы сделать что-то наперекор всем?

Карина Мельникова: Наверное, отчасти так и было, плюс желание быть независимой. Мне же многие тогда говорили: «ты не сможешь», «ты же девочка» и все в том же духе. А мне нельзя говорить «нет», потому что я, конечно же, захочу сделать все вопреки и доказать, что смогу.

Основательница бренда MOIETY Карина Мельникова

Как вас восприняла команда, когда вы пришли в компанию уже не как рядовой сотрудник, а как руководитель?

Кадры — это всегда самый больной вопрос. В моем случае кого-то пришлось отпускать, кто-то оставался, других мы долго хантили. Я пришла в эту сферу одна, начинала с небольшим коллективом, а сегодня в моем подчинении уже почти 100 человек, и это вполне стабильная команда. Но на то, чтобы сформировать некий основной костяк, у меня ушло лет семь. Самое сложное было начать делегировать ответственность и позволить людям делать ошибки. Я же считала, что знаю как лучше и как надо. Пришлось работать над собой и своим перфекционизмом. И только после этого, буквально пару лет назад, ко мне пришел человек, который сейчас является моей правой рукой, почти моим вторым «я», и я выдохнула, почувствовав, что существует еще и другая жизнь помимо работы.

В этом году компании уже 10 лет, как собираетесь отмечать юбилей?

Планируем поехать на все выходные за город на тимбилдинг. Мне нравится заботиться о моей команде, устраивать совместные выезды, корпоративы. Стараюсь создавать все условия, чтобы людям было приятно идти на работу и не просиживать там, поминутно глядя на часы. Мне важна погода в доме, семейная атмосфера, чтобы все были нацелены на результат. Ведь работа — это партнерство, поддержка и взаимопомощь, тогда она будет эффективной.

Вы жесткий руководитель?

Прежде всего — справедливый. И предпочитаю вместо скандалов и выяснений отношений направлять энергию на решение конкретных проблем. У нас нет иерархии, все общаются на равных — от топ-менеджера до техника-инженера. Я максимально ценю работу каждого сотрудника, их отдачу делу. И, если у них возникает потребность в «прокачке скиллов», поощряю их дальнейшее развитие, оплачиваю курсы или командировки, потому что это напрямую влияет на их профессионализм, продуктивность работы и позиционирование компании на рынке. Люди — наш главный ресурс, без команды я мало что смогу сделать.

Судя по отзывам ваших клиентов, их вы стараетесь окружить не меньшей заботой.

Мы действительно очень клиентоориентированная компания и стремимся к тому, чтобы заказчику было комфортно с нами работать: берем проекты под ключ, стараемся выполнять все работы собственными силами, делаем больше, чем оговорено в контракте, потому что нам небезразлично общее состояние всего объекта.

Основательница бренда MOIETY Карина Мельникова

Кто сегодня входит в пул ваших заказчиков?

С проектирования газификации для частного сектора мы начинали — в 2014 году. В 2018-м уже делали первую котельную для гипермаркета «Глобус». А два года назад решили отказаться от работы с частным сектором в пользу корпоративного. Это совершенно другой опыт и степень взаимодействия, возможность участия в крупных совещаниях, в том числе на правительственном уровне. Несмотря на то, что трудозатраты на небольших объектах почти те же, работать интереснее с более крупными заказчиками. Например, в 2022-м мы участвовали в строительстве большого птицеводческого комплекса в Сергиево-Посадском районе, это социально значимый объект, подконтрольный правительству Московской области. Сегодня среди других наших заказчиков такие серьезные компании, как застройщики «Профи-Инвест», «Гранель», «Инград», «РЖД» (мы делали реконструкцию котельной на тренировочной базе для футбольного клуба «Локомотив»). Также мы участвуем в строительстве «умного города» «СберСити» в микрорайоне Рублево-Архангельское на западе Москвы. Нашу компанию посоветовали застройщику, когда у него возникли серьезные проблемы с предыдущим подрядчиком, и мы, конечно, очень ценим, что выбор пал на нас, и оправдываем доверие. Вообще, чем масштабнее и сложнее задача, тем она интереснее в реализации.

Браться за трудные кейсы — ваш конек?

Да, сложные проекты со сжатыми сроками — мои самые любимые. Этим мне и нравится моя работа: у нас нет одинаковых объектов и, соответственно, при каждом строительстве нужно решать разные, часто нестандартные задачи, преодолевать трудности. Тогда и рождается креатив, появляется азарт и приходят нетривиальные решения. Главное — не бояться идти вперед.

В планах на будущее задумано что-то амбициозное?

У меня давно была мечта построить собственный завод, и сейчас мы очень активно занимаемся ее воплощением в жизнь, вся команда буквально горит этим проектом. Это будет следующей ступенью развития нашей компании, потому что мы поняли, что этого требуют наши объемы, а учитывая наше непростое время, завод в случае чего можно будет легко переформатировать под нужды того или иного производства. Мы также занимаемся разработкой одного инновационного продукта для «Сколково», готовимся к участию в международной газовой выставке «Рос-Газ-Экспо» с промышленным оборудованием уже нашего собственного производства, а также планируем ребрендинг.

С чем он связан?

С желанием объединить под одним брендом все производства и сделать что-то более масштабное и узнаваемое. До недавнего времени мы позиционировали себя как группа компаний «МК», параллельно я зарегистрировала торговую марку MOIETY, и теперь в планах создать зонтичный бренд под этим названием, в который будет входить не только оборудование, но и ювелирные украшения, косметическая продукция и, возможно, еще какие-то проекты — и все под одним названием. Свою первую коллекцию украшений Ювелирного Дома MOIETY я уже презентовала зимой прошлого года.

Основательница бренда MOIETY Карина Мельникова

Карина, вы не перестаете удивлять. Как возникла идея создать ювелирные украшения параллельно с таким неромантичным бизнесом, как теплоснабжение?

У меня всегда был внутренний запрос сделать что-то творческое и красивое. Если основной бизнес — это какая-то мужская часть меня, то ювелирные украшения — это про женскую часть, более мягкую и нежную. Про мою многогранность, которую я в себе смогла разглядеть, мой способ самовыражения. С косметической линией история пока в подвешенном состоянии. А с ювелирным делом все сразу легко получилось, у меня горели глаза, было вдохновение и желание этим заниматься. И возможности для реализации этой идеи появились как-то сами собой. Как и высвободилось время, которое я могла отдавать этому творческому проекту, хотя обычно у меня ужасно напряженный график. Надеюсь, получится развивать ювелирное направление и дальше и находить заинтересованных партнеров.

У вашего ювелирного бренда есть определенная философия? Чем вы вдохновляетесь при создании украшений? И несет ли какой-то смысл название нового бренда?

Я часто собирала какие-то идеи в поездках, переосмысливала детали, «подсмотренные» в музеях, храмах, на выставках… Можно сказать, что MOIETY — это современная эстетика, но с более глубоким погружением в ваш душевный мир. Я думаю, многим известно, что каждый камень относится к определенной стихии и имеет свою особую силу. В своей коллекции я приглашаю моих клиентов стать соавторами, сотворцами их украшений. А моя команда поможет сделать артефакт, который усилит и подчеркнет индивидуальность каждого его обладателя.

Что же касается названия… в переводе с английского moiety означает часть чего-то целого. Все направления деятельности нашей компании — это часть общего организма, неотъемлемая часть целого объекта, а также часть меня. Это Вселенная MOIETY. Я получаю огромное удовольствие от работы, от всего, чем занимаюсь. Мне важен сам процесс и наслаждение им, интерес к каждому отрезку моего пути от точки А до точки Б. Синдром отложенной жизни — это не про меня. И я никогда не боюсь рисковать и все потерять, потому что уверена, что всегда смогу найти применение своим навыкам или быстро научусь чему-то новому — я впитываю все как губка.

То есть человек вы явно рисковый!

Да, это точно про меня. Конечно, случались ошибки и промахи. Был момент, когда я слишком в себя поверила, повела себя слишком амбициозно, сильно рискнула в одном деле, и меня очень подвели. Это стало отличным опытом и очередным уроком. Как известно, обучение платное, и для меня оно прошло с ощутимыми финансовыми потерями. Можно сказать, я уже несколько раз закончила Гарвард. (Смеется.)

Меня постоянно спрашивают, как я в таком возрасте достигла таких успехов, тем более что у меня нет строительного образования. Наверное, дело в желании. И в том, что я стараюсь, чтобы слова не расходились с делами. Как-то я поинтересовалась у одного из заказчиков, который сделал выбор в пользу моей компании, почему он выбрал именно нас, ведь опыта у нас было маловато. На что он ответил: «ты говоришь — и делаешь». Оказывается, в бизнесе это большая редкость.

Вы учитесь исключительно на собственном опыте, на практике?

Я много читаю, посещаю тренинги — но это скорее для личностного роста. А лучшему пониманию каких-то рабочих моментов и процессов способствовало мое вступление в бизнес-клуб «Атланты» с посещением лекций и мастер-классов. Это совсем другой уровень общения, другое окружение, у которого многому можно учиться. Сейчас я уже не могу использовать только свой опыт и интуицию, чтобы двигаться дальше с желаемой скоростью и получать нужные мне результаты. Важно понимать и принимать определенные правила игры уже другого уровня, корректно вести переговоры, грамотно вступать в партнерства, учиться лайфхакам.

Даже при условии получения удовольствия от работы вам не сложно существовать в таком ритме?

Раньше я, возможно, бежала слишком быстро. Сейчас стараюсь притормозить и уделять больше времени лично себе. Для меня важно прожить каждую минуту жизни продуктивно либо в наслаждении. Когда ты убираешь внешний шум — в виде соцсетей, ТВ и прочего — и делишь свое время на «нужно» и «хочу», его высвобождается очень много. Я человек очень впечатлительный, поэтому для собственного спокойствия стараюсь ограждать себя от негативных эмоций, это выбивает из ресурса, а энергия тратится вовне.

Основательница бренда MOIETY Карина Мельникова

Вы разграничиваете работу и личную жизнь?

Обязательно! Считаю, что это важно, и что у женщины должно быть несколько ролей. Например, на работе я — руководитель, здесь все строго, четко, распланировано. Дома я заботливая мама и любимая женщина. Я научилась перестраиваться. Для мужчины важно понимать, что он мужчина, поэтому дома у меня конкуренции нет. Конечно, понимание всего этого пришло не сразу.

У вас растет сын, сложно быть и мягкой и строгой мамой одновременно, да и нужно ли это?

— Да, это непросто, но я всегда договариваюсь. Моя любимая фраза, которую я даже на совещаниях повторяю, — о том, что «все проблемы решаются через рот». С сыном я с самого его рождения разговариваю как со взрослым, говорю правду и все объясняю, пусть и по нескольку раз, а если что-то запрещаю, то объясняю, почему этого нельзя делать. Везде работают одни и те же правила: разговаривать наравне, с уважением и любовью.

Где еще вы черпаете ресурсы, помимо семьи и работы, как подзаряжаетесь?

Во-первых, в путешествиях, которые я очень люблю. Это смена картинки, новые эмоции, новые инсайты. Мне важны передвижения, важна свобода выбора. Если приходится подолгу сидеть на одном месте, особенно вынужденно (как в пандемию), чувствую себя некомфортно. Второе — это спорт. Постоянная физическая нагрузка — отличный вариант для поддержания в тонусе тела и общего состояния. Когда ты доволен собой — ты доволен миром. Поэтому так важно нравиться себе и внутренне, и внешне. И, конечно, заряжают книги, особенно про саморазвитие или опыт других людей, чего-то добившихся в жизни, мне это очень интересно изучать, пропускать через себя и таким образом повышать качество жизни.

Мы часто пишем именно о качестве жизни. Что бы вы вложили в это понятие?

Мой комфорт, общение, свобода передвижения и окружение. Абсолютно согласна с утверждением о том, что наше окружение формирует нас самих. В какой-то момент я поняла, что мне стало не очень интересно находиться в прежнем окружении, у нас уже были разные цели и ценности. И стала посещать разные тренинги, познакомилась с новыми людьми, с которыми было интересно обмениваться опытом, продолжала двигаться вперед и в развитии бизнеса, и в саморазвитии. Мне кажется, что ты получаешь истинное наслаждение и удовольствие, когда не приходится идти против своей природы, когда тебе удается услышать и понять себя и свои желания и, что главное, начать воплощать их в жизнь, не сверяясь с навязанными обществом стереотипами.

Основательница бренда MOIETY Карина Мельникова

История вашего становления — как раз яркий тому пример. В начале карьеры, да и сейчас вам наверняка приходилось сталкиваться с определенными мнениями о месте женщины в бизнесе, особенно в вашей сфере, и стереотипами о жесткой конкуренции с мужчинами?

Да, это продолжается и сейчас, но я уже привыкла, даже забавно бывает наблюдать за реакцией окружающих. А что касается гендерных отношений, то считаю, что с мужчинами мы не конкуренты, а коллеги, партнеры. Работы для всех хватит. Мне, конечно, приятно и льстит, когда мужчины, обладающие большим, чем я, влиянием и более высоким статусом, сами пытаются конкурировать со мной. Но это лишь доказывает мой профессионализм. Сейчас я учусь относиться к этим проявлениям просто как к факту, менее эмоционально и без излишних ожиданий от других. Главное — заниматься своим делом, верить в успех и двигаться вперед, ведь в жизни нет ничего невозможного.

20 апреля 2024
Posta-Magazine для раздела PostaБизнес