Представляем традиционный гид Posta-Magazine по лучшим мировым выставкам месяца.
В июле отправляемся на поиски книжных сокровищ по методу Марины Абрамович, смотрим настенные росписи Туве Янссон и погружаемся в фантазийный мир Бьорк.
«Джакометти»
Тейт Модерн, Лондон, Великобритания
До 10 сентября
«Мне очень интересно искусство, но в гораздо большей степени мне, инстинктивно, интересна правда, — говорил Альберто Джакометти. — Чем больше я работаю, тем больше вижу вещи в ином свете». Знаменитый скульптор, художник и график, Джакометти — одна из самых значительных фигур в искусстве XX века, чье творчество трудно поддается категоризации. Уроженец Швейцарии, в 1920-е годы он учился в Париже у последователя Родена Эмиля Антуана Бурделя, став известным в артистических кругах как один из ведущих скульпторов-сюрреалистов. С течением времени он выработал собственную, моментально узнаваемую стилистику, которую для удобства классификации называют экспрессионисткой. Вытянутые, утонченные силуэты его скульптур невозможно спутать ни с чем иным. Его «Шагающий человек I» 1960 года стал одним из символов послевоенного мира, в котором художники мучительно искали ответ на вопрос «какое искусство возможно после трагедии холокоста?». На выставке в Тейт Модерн представлено более 250 работ Джакометти, среди которых редкие, ранее не выставлявшиеся гипсовые модели и рисунки. Помимо «Шагающего человека» в числе самых известных скульптур экспозиции также фигурирует «Голова женщины» (Флора Майо) 1926 года.
«Запретный город в Монако»
Конгресс-центр «Гримальди форум», Монако
14 июля-10 сентября
На масштабной выставке в Монако покажут более 250 экспонатов из бывшего дворца китайских императоров в Пекине, а также из крупнейших мировых коллекций — Лувра, Музея Виктории и Альберта, Королевского музея в Брюсселе и других собраний. Построенный 1406-1420 годах, в эпоху династии Мин, Запретный город оставался резиденцией китайских императоров вплоть до начала XX века. Главный акцент выставки сделан на эпоху последней династии Цин, правившей с конца XVII столетия и уделявшей особое внимание развитию искусств. Жизнь китайских императоров, считавшихся «сынами неба» на земле, а также членов их семей и двора предстанет в многочисленных артефактах: в Монако можно будет увидеть церемониальную одежду, драгоценные украшения, предметы интерьера, портреты, научные инструменты. Специальные разделы будут посвящены видам традиционного китайского искусства, оказавшего особенное влияние на западных художников, как то: каллиграфия, живопись тушью, декоративно-прикладное искусство и опера.
«Метод сокровищ Марины Абрамович»
Королевская библиотека Дании, корпус «Черный алмаз» (The Black Diamond), Копенгаген, Дания
До 21 марта 2020 года
Специально для Королевской библиотеки Дании легендарная Марина Абрамович подготовила новый перформативный проект, суть которого — не просто показать зрителям книжные сокровища библиотеки, но и вовлечь в абсолютно уникальный эмоциональный и интеллектуальный опыт. Посетители оказываются здесь внутри тотальной инсталляции, в которой они становятся героями некоего ритуала. Помимо застекленных стендов с редкими книгами в помещении находятся специальные полки и стулья, на которых зрители могут сидеть или лежать, погрузившись в общение с выбранной книгой, текст которой они слышат в наушниках. При входе в зал вас попросят сдать в камеру хранения гаджеты и часы — все, что может отвлечь от полного погружения в реальность, созданную художницей. Это, по Марине Абрамович, позволит установить очень тонкий, личный контакт с «сокровищем» — и узнать что-то неизвестное про себя. Поскольку одновременно в зале может находиться ограниченное количество людей, нужно заранее резервировать билеты на удобное для вас время на сайте библиотеки.
«Юмор: 100 и один год смеха в искусстве»
Музей Франса Хальса, Харлем, Нидерланды
До 10 сентября
С появлением дадаизма в 1916 году юмор стал неотъемлемой частью актуального искусства. Выставка, расположившаяся в двух корпусах Музея Франса Хальса в голландском Харлеме, исследует юмористические и сатирические проявления ряда течений и направлений в искусстве XX века от дадаизма и сюрреализма до поп-арта и «Флюксуса» — международного арт-движения 1950-60-х годов, провозгласившего основным принципом абсолютную спонтанность и произвольность художественного жеста. Не обошли вниманием кураторы и современных художников — в экспозицию включены карикатуры и пародии на известные произведения прошлого в их исполнении. (Сама идея, разумеется, восходит к великому провокатору Марселю Дюшану, пририсовавшему усы к «Джоконде»). На выставке представлено обширное собрание живописи, графики, фотографий, фильмов и пространственных инсталляций, являющих собой наглядное подтверждение тезиса о том, что искусство имеет право быть любым, только не скучным.
«Кристиан Диор, кутюрье мечты»
Музей прикладных искусств, Париж, Франция
5 июля-7 января 2018
Парижский Музей прикладных искусств отмечает 70-летие основания Дома Dior крупным выставочным проектом, представляющим наследие Кристиана Диора и его последователей: Ива Сен-Лорана, Марка Боана, Джанфранко Ферре, Джона Гальяно, Рафа Симонса и Марии Грации Кьюри. Здесь покажут более 300 легендарных кутюрных платьев, созданных начиная с 1947 года. Также в экспозицию войдут сотни документов, архивных фотографий, набросков, рекламных плакатов. Кристиан Диор был большим знатоком и ценителем искусства, среди прочих водившим дружбу с Жаном Кокто, Максом Жакобом, Сальвадором Дали и Альберто Джакометти. Он коллекционировал антиквариат, предметы интерьера XVIII века и эпохи ар нуво — все это становилось источников вдохновения его творчества, изобилующего отсылками к истории искусства. Чтобы подчеркнуть эту взаимосвязь, одежда и акссесуары легендарного кутюрье предстанут на фоне живописи, графики и скульптуры любимых им периодов и стилей.
Björk Digital
Центр современного искусства Барселоны, Испания
До 24 сентября
Проект, уже побывавший в Токио, Сиднее, Рейкьявике и Лос-Анджелесе, в буквальном смысле погружает зрителей в художественную вселенную Бьорк, которая на протяжении более 20 лет остается в авангарде современной музыкальной и арт-сцены. Выставка объединяет инсталляции, перформанс-арт и видеоработы по мотивам последнего альбома Vulnicura, созданные исландской певицей совместно с лучшими мировыми медиахудожниками. Одна из центральных работ — иммерсивный фильм Бьорк «Черное озеро» 2015 года с панорамными видами исландских гор, снятый по заказу нью-йоркского Музея современного искусства. Проект пользуется большим спросом, и учитывая, что одновременно на полуторачасовое виртуальное путешествие допускается только 25 человек, билеты рекомендуется покупать заблаговременно.
Фрески Туве Янссон
Художественный музей Хельсинки, Финляндия
До 27 августа
Создательница культовой саги про муми-троллей Туве Янссон считала себя прежде всего художницей и лишь потом писательницей. Но судьба распорядилась иначе: всемирную славу ее принесла именно литература. Тем интереснее знакомство с менее известной стороной творческого наследия «муми-мамы». Этим летом экспозиция Художественного музея Хельсинки, в коллекции которого находятся фрески Янссон 1947 года «Праздник в городе» и «Праздник в деревне», а также этюды настенных росписей детской больницы «Аврора» (1940-1950-е годы), пополнилась фресками «Отдых после работы» и «Электричество», выполненными по заказу электромеханической компании Strömberg. Интересно, что это не просто выставка, а своего рода реалити-шоу: со вторника по пятницу с 12 до 15 часов (время лучше уточнять) прямо в музейном зале работают художники-реставраторы, восстанавливающие местами поблекшие краски «Электричества». Кроме того, скачав специальное мобильное приложение Arilyn, фрески можно рассмотреть в режиме дополненной реальности.