С 14 по 18 марта питерских и московских зрителей уже в 18-й раз ждет парад российских и зарубежных джазовых мастеров.
Три оркестра, инструментальные ансамбли, вокал плюс конкурс «Детский „Триумф джаза“» — программа обещает яркую палитру жанров и эмоций.
«Триумф джаза» впервые состоялся в далеком 2001 году и с тех пор успел представить российской аудитории несметное множество первоклассных звезд — как признанных ветеранов, так и актуальных молодых исполнителей на пути к славе. Например, хедлайнеры прошлогоднего фестиваля на троих заработали за сезон четыре номинации «Грэмми», а контрабасист Крисчен Макбрайд даже стал очередной раз лауреатом престижной премии. В нынешнем году фестиваль Игоря Бутмана остается верен своей беспроигрышной формуле бондовского коктейля «смешать, но не взбалтывать»: пара громких имен из США, проекты «расширенной географии» (на этот раз — Великобритания и Япония) и достойные «свои» коллективы.
Игорь Бутман
Главным хедлайнером станет трубач Рой Харгроув и его квинтет. Сегодня ему уже почти 50, но на джазовой сцене он появился в составе так называемого поколения «молодых тигров», которое в 90-е годы пришло на смену «старым львам». Пьеса Roy Hargrove на незамысловатый мотив из трех нот открывала альбом «Young Lions & Old Tigers» Дэйва Брубека, где пианист каждому из гостей (включая того же Макбрайда и еще одного «триумфатора» — саксофониста Джошуа Редмана) посвятил мелодию, обыгрывающую звучание его имени. Не менее почетным было сотрудничество Роя с великим гуру клавиш Херби Хэнкоком на альбоме-трибьюте Майлзу Дэвису и Джону Колтрейну Directions in Music: Харгроув выступал «в роли» Майлза, а Трейна в квинтете замещал Майкл Бреккер.
Премия «Грэмми» за эту запись стала для Роя уже второй после афро-кубинского альбома Habana.
Помимо этого, Харгроув сотрудничал с соул-вокалистами Эрикой Баду и D’Angelo, рэпером Common и другими разноплановыми исполнителями. Фанк, грув, госпел, хип-хоп-речитативы — все это нашло место в работах его собственного проекта The RH Factor (изобретательное название обыгрывает инициалы Roy Hargrove и термин «резус-фактор»). И, конечно же, в меню никуда без чистого, неразбавленного джаза — к Уинтону Марсалису в джаз-оркестр Линкольн-центра просто так не попадешь. Среди самых свежих лидерских работ Харгроува стоит отметить Emergence, дебют в роли руководителя собственного биг-бенда, и энергичный квинтет на альбоме Earfood — да, такой джаз нам нужен!
Рой Харгроув
Второй американский гость пианист Боб Джеймс — не менее многогранный талант. Широкой публике он известен как автор музыки к комедийному сериалу «Такси», на рекламных постерах к собственным гастролям того периода он даже был изображен за рулем желтого нью-йоркского кэба.
Помимо собственных сочинений он был замечен
в пристрастии к кавер-версиям на киномузыку («Стартрек») и классику (альбомы интерпретаций Рамо, Скарлатти и Баха — полифония на синтезаторах). Записи Джеймса также пользуются огромной популярностью у хип-хоп-исполнителей, которые растаскивают их на сэмплы — композиция Nautilus даже считается одной из самых часто используемых в истории хип-хопа, сэмплов с нее хватило бы на целую двойную пластинку. В джазовом мире он считается одним из первопроходцев fusion и жанра smooth jazz, который среди снобов снисходительно именуется «музыкой для лифтов», а в классификации «Грэмми» фигурировал как Instrumental Pop. На этом поприще Боб заработал несколько премий и номинаций в сотрудничестве с гитаристом Эрлом Клу, саксофонистом Дэвидом Сэнборном и долгоиграющим квартетом Fourplay, который активен с 1991 года и по сей день. Однако с собственными трио Джеймс одинаково убедительно исполнял как авангардный фри-джаз с элементами экспериментальной электроники, так и крепкий акустический боповый мейнстрим (альбом Straight Up с вездесущим Макбрайдом на контрабасе). Так что от приезда Bob James Trio в этот раз стоит ожидать только приятных сюрпризов.
Боб Джеймс
Еще один формально американский проект — группа пианистки Амины Фигаровой, которая родилась и выросла в Баку, но уже успела пожить в голландском Роттердаме, а после переехала в США учиться в знаменитом джазовом колледже Беркли. Эта космополитичность отражается и в ее композиторских работах, которые охватывают разнообразные ритмы и настроения, сохраняя узнаваемый индивидуальный почерк и живописную кинематографичную образность: океан, волны, чайки, восход луны, путешествия. Характерную отличительную изюминку в саунд ансамбля Амины привносит ее супруг Барт Платто, чья флейта вместе с саксофоном и трубой создает необычные для джаза импрессионистские краски.
Амина Фигарова
Британский вокалист Тони Момрелл — это джаз, соул и R&B в одном флаконе, его сравнивают с самим Стиви Уандером. При этом он не забывает опыт юных лет, церковные песнопения-госпелы и участие в рэп-группах. Он выступал и записывался с группой всенародно любимой певицы Sade и является ведущим вокалистом acid-джазовой команды Incognito. Параллельно Тони набирает обороты как сольный исполнитель в собственном проекте, для которого сам пишет мотивирующие и жизнеутверждающие песни.
Тони Момрелл
Японский альт-саксофонист Кен Ота полюбил джаз, услышав Кэннонболла Эддерли, хотя изначально музыка была для него лишь хобби, а по основной специальности в университете он изучал русскую литературу. В США его наставниками стали Винсент Херринг и Кенни Гарретт, так что он знает и ценит традицию от Чарли Паркера до Джона Колтрейна и Уэйна Шортера, но находит элегантные способы преподнести стандарты свежо и современно. Дебютный альбом Кена вышел под названием Swingroove, которое хорошо описывает подход его квартета к ритму: музыканты свободно перемещаются на территории между свингом и фанковым грувом.
Кен Ота
Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана является неизменным гвоздем программы на всех фестивалях, исполняя всякий раз новые концептуальные программы. В этом году хозяева площадки подняли планку, пригласив сразу двух серьезных спарринг-партнеров в своей весовой категории: Большой джазовый оркестр трубача Петра Востокова, уже снискавший признание «историческими реконструкциями» (например, репертуар Бенни Гудмена или даже «Щелкунчик» Чайковского в джазовом переосмыслении Дюка Эллингтона) и Эстрадно-симфонический биг-бенд Башкирской государственной филармонии под руководством саксофониста Олега Касимова, который успел подкупить публику летнего фестиваля в Сочи самобытными «Джазовыми байками» и участием башкирского духового инструмента под названием курай.
Большой джазовый оркестр Петра Востокова
Также свою музыку представят взыскательной публике московский саксофонист Александр Довгополый, играющий на стыке жанров smooth jazz, фанк и фьюжн, и проект басиста Леонида Воробьева, задуманный как трибьют популярной американской «рок-группе с духовыми» Chicago и недавно выплеснувшийся в полноценный альбом Chicagovich.
Cаксофонист Александр Довгополый
Детали
https://www.jazztriumph.ru/schedule