Культура

Взрывной звук: что такое «бакуон» и что смотреть в этом формате на кинофестивале японского кино в Москве

С 19 ноября по 2 декабря в Москве, в рамках года Японии в России, проходит 52-й фестиваль японского кино. Часть кинопоказов — впервые за пределами Японии — пройдет в формате «бакуон» (в переводе с японского — «взрывной звук»).

В чем смысл формата «бакуон», Posta-Magazine рассказал Ясуто Хигути — кинокритик, продюсер проекта «Кинофестиваль Бакуон».

Фестиваль японского кино в Москве в этом году приготовил множество сюрпризов, в том числе визит известного режиссера Киёси Куросавы, который представит столичным зрителям один из своих последних фильмов «Предчувствие» (премьера хоррора состоялась на «Берлинале — 2018») и снятую во Владивостоке черную комедию «Седьмой код». Но главной новостью кинофестиваля этого года безусловно станет «технологическое» новшество, впервые гастролирующее за пределами Японии, — кинопоказы в формате «бакуон». Как тонкая акустика «бакуона» меняет зрительское восприятие, мы расспросили известного японского кинокритика и продюсера проекта «Кинофестиваль Бакуон» Ясуто Хигути.

Взрывной звук: что такое «бакуон» и что смотреть в этом формате на кинофестивале японского кино в Москве. Ясуто Хигути

В чем суть формата «бакуон»?

Система «бакуон» подразумевает использование оборудования, предназначенного для концертных выступлений и достаточно больших площадок, то есть изначально с более мощными усилителями и колонками. Но это не значит, что «бакуон» — это просто более громкое кино. Громкость не просто увеличивается: настраивается и поддерживается оптимальный баланс звуков, ищется наилучшее сочетание звучания и громкости, подходящее для конкретной площадки. Не все фильмы обязательно становятся интереснее, если прибавить мощность звука: надо учитывать, сколько времени вложено в создание звука, насколько подробно и добросовестно он прорабатывался. Потому что «бакуон» — это попытка максимально выявить все интересные моменты, которые таятся в фильме. Например, картина «Слон» Гаса Ван Сента, снятая по мотивам случая массовой стрельбы в старшей школе «Колумбайн» штата Колорадо в 1999 году, — это невероятно тихий фильм. И может показаться, что он совершенно не подходит для показа «бакуон», но в тихих сценах прячется очень много звуков. Перед тем, как открыть стрельбу, главные герои идут по школьному коридору, и все, что в этой сцене слышно, это звуки слабого эха, похожего на шум толпы учеников. Однако в режиме «бакуон» слышно, что в этом «шуме» замешана музыка, которую герои ранее слушали в своей комнате, а также другие звуки, которых на самом деле не должно быть в этой сцене. Причина, по которой герои открывают стрельбу, не просто помешательство рассудка. Внутри них сталкиваются история и время, их нагромождение побуждает героев к действию, и я думаю, что на это указывают звуки.

Взрывной звук: что такое «бакуон» и что смотреть в этом формате на кинофестивале японского кино в Москве. «Слон» Гаса Ван Сента

Почему людям интересно кино в формате «бакуон»?

И в Японии, и во всем мире люди смотрят кино в сети или даже на смартфоне.
И когда эти люди приходят в кинотеатр, они жаждут чего-то принципиально нового, чем то, что они видят на экране смартфона, им нужно качественное отличие, чтобы прийти в кинотеатр, они хотят получить совершенно другой опыт от просмотра фильма. Кстати, такую возможность дает не только «бакуон», но и другие форматы: сегодня в Японии, смотря фильм в кинозале, можно вслух поддерживать персонажей, подпевать им, можно выбрать кинопоказ, на котором зритель превращается в участника шоу. Главное для зрителя, чтобы кинопросмотр в зале качественно отличался от просмотра дома в одиночку.

Когда и где состоялся первый показ в формате «бакуон»?

Первый показ состоялся в Японии в 2004 году в Токио в кинотеатре Kichijoji Baus Theater, в котором с 80-х годов показывались также концерты, спектакли, представления ракуго, а также проходили театральные постановки. Здесь всегда была возможность прикоснуться к новой культуре, это было место, где толпа взрослых людей собиралась, чтобы повеселиться, как дети.
Спустя 4 года в 2008 году появился «Кинофестиваль Бакуон». В настоящее время около 20 кинотеатров по всей стране почти каждую неделю проводят кинопоказы в данном формате.

Что смотреть на кинофестивале в формате «бакуон»

«Лу за стеной», Масааки Юаса, 2017

Новая работа аниме-режиссера Юасы Масааки — история о русалке, решившей выйти на берег и помочь тинейджерской рок-группе в их пути к славе. А заодно и встретить своего принца. Фильм завоевал Гран-при полнометражного конкурса на престижнейшем анимационном фестивале в Анси (Франция) и стал участником официального конкурса «Сандэнса».

Взрывной звук: что такое «бакуон» и что смотреть в этом формате на кинофестивале японского кино в Москве. «Лу за стеной», Масааки Юаса, 2017


«Инуясики», Синсукэ Сато, 2018

Незаметный офисный служащий на пороге пенсионного возраста и на последней стадии рака превращается в механизм со сверхчеловеческими способностями, которые раскроют в нем человека добрых намерений и смелого сердца. Фильм основан на популярной манге Хироя Оку «Инуясики».

Взрывной звук: что такое «бакуон» и что смотреть в этом формате на кинофестивале японского кино в Москве. «Инуясики», Синсукэ Сато, 2018


«Асако», Рюсукэ Хамагути, 2018

Тихая любовная история с цитатами из Хичкока и Чехова, заслужившая сравнение с хичкоковским «Головокружением» на премьере в рамках Каннского кинофестиваля.

Взрывной звук: что такое «бакуон» и что смотреть в этом формате на кинофестивале японского кино в Москве. «Асако», Рюсукэ Хамагути, 2018


«Рюити Сакамото: Кода», Стивен Номура Шибле, 2017

Рюити Сакамото — великий японский композитор, известный саундтреками к картинам «Последний император» и «Выживший» и ролью зловещего офицера-садиста в шедевре Нагисы Осимы «Счастливого рождества, мистер Лоуренс!». Музыкальный очерк о композиторе — образцовое документальное кино, в дополнение к которому режиссер Стивен Номура Шибле выпустил фильм-концерт, показанный на Берлинском фестивале этого года.

Взрывной звук: что такое «бакуон» и что смотреть в этом формате на кинофестивале японского кино в Москве. «Рюити Сакамото: Кода», Стивен Номура Шибле, 2017

Детали
www.coolconnections.ru/ru/festivals/japan/2018/moscow

19 ноября 2018
Юлия Киселева для раздела Культура