Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби: от создания систем охлаждения для самых быстрых компьютеров в мире до изучения самых опасных поворотов на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг.
В преддверии премьеры
нового фильма «007: Спектр» мы решили, что разговор об одном из важных его героев — автомобиле — более чем уместен. Правда, оговорюсь сразу: я лично вообще не фанат фильмов про Бонда…
Конечно, я их смотрю — а кто нет? — и зачастую они кажутся мне весьма неплохим развлечением. Но теперь, когда я медленно, но верно вхожу в так называемый «взрослый этап» жизни, мне сложнее перебороть свое недоверие — эти фильмы забавнее смотреть лет в 12, имея меньшие представления о законах физики. Однако важной частью франшизы о Джеймсе Бонде были и остаются автомобили — и в ожидании премьеры нового фильма «007: Спектр» я решил, что они достойны отдельного разговора.
Как и любого энтузиаста-автолюбителя, меня чудовищно раздражает, как на киноэкране показывают машины. Это довольно распространенное психологическое явление под названием «воспринимать все слишком всерьез». Если я вижу в фильме погоню с участием Ferrari 458 и фургона мороженщика, я ожидаю, что итальянский спорткар бесследно растворится в дальних далях, а гонка сразу же будет окончена. Но этого никогда не происходит. В киношных погонях регулярно участвуют тачки, которые в реальном мире не имеют ни малейшего шанса «гнаться» за главным героем дольше 3 секунд. Но каким-то непостижимым образом такая сцена длится пять минут, бессмысленных и беспощадных. Зачастую еще и со звуками от двигателя совершенно другого автомобиля.
Вдобавок у всех машин на экране коробки передач имеют порядка 16-ти скоростей переднего хода, при этом пейзаж за окном все равно пролетает не быстрее 90 километров в час. Снять автомобильную погоню реалистично и последовательно — эта задача, похоже, не по силам даже самым лучшим кинооператорам. Так что во избежание стресса мне бы лучше смотреть фильмы с гонками на каяках. Но это я отвлекся.
Шон Коннери — Джейм Бонд N1
Если и существует машина Бонда, которая круче всех остальных, то это серебристый Aston Martin DB5. Впервые он появился в фильме 1964 года «Голдфингер», причем настоящий автомобиль, использованный на съемках, пару лет назад был продан почти за пять миллионов долларов. На самом деле, их было два, но второй украден в 90-х годах, и так его и не нашли. DB5 засветился уже в шести сериях «бондианы», и их число может еще вырасти, поскольку создатели франшизы время от времени стараются-таки добавить традиционных ценностей в круговерть обычного продакт-плейсмента. Понятно, что Aston Martin тоже платит за участие в этих фильмах — как и все остальные, — но можно смело предположить, что суммы, которые они вносят, далеки от трат остальных брендов. Эксклюзивный британский спорткар подходит Джеймсу Бонду намного лучше, нежели, скажем, большой черный немецкий седан.
Дэниел Крейг
«Спектр» станет уже 11-м фильмом про Бонда с участием Aston Martin, но на этот раз кое-что изменилось. Специально для новой части «бондианы» Aston создал модель DB10, которую невозможно купить, поскольку ее не существует. Эту машину в буквальном смысле впервые представили на пресс-запуске фильма его режиссер Сэм Мендес и продюсер Барбара Брокколи. Нет никаких признаков скорого появления DB10, поскольку на данный момент это чистой воды концепт-кар. Максимум, чего можно ожидать, так это некоторых стилевых фишек на будущих «астонах», может быть, но не более того. Лично мне кажется странным использование концепт-кара, ведь предполагается, что действие фильмов про Бонда происходит в наше время. Несколько нелепо наблюдать за гонками двух несуществующих машин, которые никогда и не появятся в реальном мире на улицах Рима.
Да-да, в «Спектре» будет еще одна несуществующая машина. Главному злодею тоже нужна тачка, так что встречайте Jaguar C-X75. Не так-то легко произнести, правда? Потому что и это чистейший концепт-кар. Но, на самом деле, он выглядит весьма интересным. Для начала, этот «ягуар» ужасно красив. По стилю очень близок к линейке F-type, только еще красивее. Намного. Однако C-X75 это не только классная внешность, но и 850 лошадиных сил из маленького форсированного турбодвигателя плюс еще нескольких электромоторов. Звучит шикарно, не так ли? Плохая новость: проект C-X75 в Jaguar «зарубили» еще в 2012 году. «Сволочи!», как говорили герои «Южного парка».
Стоит отметить, что во вселенной Бонда за рулем «ягуара» обычно сидят злодеи. Помните сцену погони из «Умри, но не сейчас»? Джеймс на Aston Martin Vanquish, и за ним по замерзшему озеру гонится очередной плохой парень на Jaguar XKR. Старые добрые деньки, когда герои фильма ездили на машинах, которые действительно существуют! В «Казино „Рояль“» и «Кванте милосердия» у плохих парней был Jaguar XJ8. Только лишь в «Координатах „Скайфолл“» Джеймс Бонд в роли шофера возит главу британской разведки на Jaguar XJ. Но позднее в этом же фильме М погибает (упс, спойлер), так что это явно был не самый лучший знак.
И все же мне больше нравится, когда в фильмах британской тематики фигурируют британские автомобили — это просто логично. Кто-нибудь помнит те времена, когда «бондиану» активно спонсировали BMW? В «Золотом глазе» был эпизод с BMW Z3. Единственный плюс — на экране он был меньше 2 минут. BMW Z8 появилась в «И целого мира мало»: довольно классная эксклюзивная машина — это хорошо, но в самом фильме она почти сразу же оказалась разрезана напополам. Ой.
Очередной Джеймс Бонд — Пирс Броснан
Однако больнее всего было видеть, как Джеймс Бонд управляет BMW 750iL в «Завтра не умрет никогда». И не важно, что ей можно управлять удаленно через модифицированный телефон, не важно, что у нее спортивные колеса. Это же лодка! Зачем Бонду все это пространство на заднем сиденье? Ну ладно, тут можно представить себе пару вариантов, так что это неудачный пример. Но с образом парня, привыкшего управлять «астон мартинами» и стильно выруливать на сцену, BMW 750iL совершенно не вяжется. И это как раз та машина, у которой на самом деле были бы проблемы в гонке с фургоном мороженщика на извилистой дороге. Может, именно поэтому создатели фильма решили не устраивать настоящую погоню: вместо этого они сбросили тачку с крыши и разбили ее о соседнее здание. Есть и положительный момент: фильм очень реалистично изображает навигационную систему машины в виде нахальной дамочки с немецким акцентом.
Понятно, что в «бондиане» реализм никогда не ставился во главу угла, но, пожалуй, самые неправдоподобные сцены имели место, когда Бонда играл Роджер Мур за рулем Lotus Esprit. Я бы скорее поверил, что Джеймс Бонд способен съехать на машине в пропасть, в падении открыть дверь и упасть точно внутрь летящего самолета. Но полное оскорбление моему интеллекту — это Lotus Esprit, одна из самых ненадежных машин в истории человечества, которая якобы безупречно отработала целый фильм. Не говоря уже о двух фильмах, и что еще хуже — во втором агенту 007 выдали турбоверсию.
Вообще, думаю, Мур должен был почувствовать себя несколько обманутым, получив Lotus после того, как Шону Коннери достался Aston. На меня Lotus Esprit всегда производила странное впечатление: выглядит футуристично, но как-то старомодно. Вероятно, даже в 1970-х годах, когда ее только выпустили, эта модель выглядела так, словно ее спроектировал писатель-фантаст в 1920-х. Хотя, если бы у меня была достаточно просторная гостиная, я был бы не прочь поставить там Esprit в качестве декора, больше она все равно ни на что не годится.
Роджер Мур и Коринн Клери
Однако у некоторых автомобилей из «бондианы» весьма интересная история. «Живешь только дважды» — единственный фильм, где Джеймс Бонд вообще не садится за руль. Однако его спасает от злодеев девушка за рулем Toyota 2000 GT. В то время Бонда играл Шон Коннери, и он в эту машину не помещался из-за слишком большого роста. У Toyota не было варианта 2000 GT с откидным верхом, но за две недели они управились — отрезали крышу и прислали на съемки два кабриолета.
В трех фильмах про Бонда засветились машины «АвтоВАЗ». Как и следует ожидать от фильма про агента 007, ничего хорошего с русскими машинами случиться не могло, но тут уж ничего не попишешь. Кого-то разрезало надвое лазером, кто-то погиб в эпизоде танковой погони, но один ВАЗ-2121 таки выжил — им даже порулил сам Бонд.
И все-таки правильно, что самым первым автомобилем в фильме про Джеймса Бонда был Bentley. Хотя не совсем такой, какие сегодня можно увидеть неправильно припаркованными в Москве. Настоящий «бентли» из 1930-х годов, когда они еще были британцами до мозга костей. Хотя, «настоящий» — это еще как сказать… Bentley Mark IV, на котором ездил агент, никогда не существовал в природе. Был Bentley Mark VI, а «четверка», похоже, либо выдумка, либо ошибка автора книг Яна Флеминга, которая до сих пор сбивает людей с толку.
На этом я, пожалуй, отправлюсь за водкой с мартини. Вы понимаете, о чем я.