Культура

Кино недели: «История одного назначения» Авдотьи Смирновой

В прокат вышла новая картина автора «Двух дней» и «Кококо» Авдотьи Смирновой, получившая на «Кинотавре» приз за лучший сценарий.

Основанная на реальных событиях история, одним из участников которой стал Лев Толстой, звучит поразительно актуально.

В основу «Истории одного назначения» положен эпизод, описанный литературоведом Павлом Басинским в одной из глав книги «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды». Опирался автор на труды первых биографов писателя. Сценаристы Авдотья Смирнова, Анна Пармас и, собственно, сам Павел Басинский изменили некоторые детали событий, но суть их оставили неизменной.

В 1866 году молодой повеса, генеральский сын Григорий Колокольцев (Алексей Смирнов — брат Авдотьи Смирновой и режиссер хайпового сериала «Садовое кольцо») назло отцу (Андрей Смирнов) переводится из столицы на службу в пехотный полк в Тульской губернии. По дороге он знакомится с тридцативосьмилетним графом Львом Толстым (Евгений Харитонов) — кстати, мужем подруги его детства Софьи Андреевны (Ирина Горбачева). Писатель зовет Григория в гости в Ясную Поляну, где кипит жизнь: Толстой пытается организовать прибыльное хозяйство, закупив особую породу японских свиней, занимается в школе с крестьянскими детьми, не всерьез бранится с любимой Софьей Андреевной. Колокольцев завороженно наблюдает за Толстым, который, в свою очередь, с большой симпатией относится к молодому человеку. Поэтому, конечно, он согласится выполнить просьбу Григория: защищать в военно-полевом суде забитого писаря Шабунина, ударившего ротного командира-поляка. По законам того времени за такой проступок солдату грозила смертная казнь.

Кино недели: «История одного назначения» Авдотьи Смирновой

Хотя Толстой и является одним из центральных и самых колоритных персонажей фильма, все-таки в первую очередь это картина не о нем, а о Григории Колокольцеве и о той перемене, которая в нем произойдет. Персонаж Алексея Смирнова (являющегося несомненным актерским открытием «Истории одного назначения») — типичный молодой либерал и идеалист. Военная муштра кажется ему скучной бессмыслицей, и он мечтает открыть в полку столярную артель, а также учить неграмотных солдат читать и писать. Педантичный и сухой поляк-командир вызывает у героя отвращение, а полковой писарь Шабунин — вечная жертва дедовщины и невольный участник воровства более высоких по званию — искреннее сочувствие. Но все добрые начинания Колокольцева приводят к несчастьям, и в итоге в крайне ответственный момент он принимает решение, намертво отсекающее его от себя прежнего.

Кино недели: «История одного назначения» Авдотьи Смирновой

Что стало тому причиной? Боязнь быть отвергнутым отцом — типичным военным, для которого превыше всего соблюдение правил и следование закону и долгу? Или, может быть, глубинное сходство с родителем, о котором поначалу не подозревал сам Григорий? Или — самый печальный вариант —карьерный рост, к которому приведет сделанный им выбор? Компромиссы с собственной совестью ради выгоды — история вечная, а потому неизменно актуальная.

Кино недели: «История одного назначения» Авдотьи Смирновой

Впрочем, сама Авдотья Смирнова в интервью не дает резких оценок своим героям, считая каждого из них приличным человеком со своей собственной правдой. Интересно, что Толстой при этом, с ее точки зрения, ведет себя неправильно. Вместо того чтобы сразу обратиться к своей родственнице из окружения царя, он выступает адвокатом Шабунина в суде, да еще и упор в своей речи (полностью сочиненной сценаристами картины) делает не на то, на что следовало бы. В этом предпочтении экспрессивных речей хитрым действенным интригам Авдотья Смирнова видит причину неудач и современных нам борцов за общественную справедливость.

Кино недели: «История одного назначения» Авдотьи Смирновой

Современность этой истории во многом, конечно, и привлекла создателей картины. Действие разворачивается в атмосфере поиска внутренних и внешних врагов, после первого покушения на Александра II, когда ввели военно-полевые суды, то есть фактически смертную казнь, давно в России запрещенную. Самому страшному наказанию в результате могли подвергнуться и ни в чем не повинные люди вроде писаря Василия Шабунина, лишь формально нарушившего закон. Несоразмерность «преступления» и наказания — одна из главных примет и времени сегодняшнего, еще одной эпохи поиска врагов. В одном из своих писем Лев Толстой говорит о том, что считает случай с Шабуниным фактически определяющим для своего мировоззрения, в основе которого был отказ от любого насилия. Мыслитель противопоставляет бездушный закон милосердию и пишет, что ему следовало «…просить Александра не о том, чтобы он помиловал Шабунина, а о том, чтобы он помиловал себя, ушел бы из того ужасного, постыдного положения, в котором он находился, невольно участвуя во всех совершающихся преступлениях (по „закону“) уже тем, что, будучи в состоянии прекратить их, он не прекращал их».

Кино недели: «История одного назначения» Авдотьи Смирновой

Кино недели: «История одного назначения» Авдотьи Смирновой

Кино недели: «История одного назначения» Авдотьи Смирновой

Современное звучание придает фильму и саундтрек, написанный Бастой, и естественность диалогов и актерской игры, превращающая людей из школьной программы по литературе в живых, обаятельных, красивых героев почти что нашего времени.

07 сентября 2018
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура