Фото: Ян Кооманс
Стиль: Ирэн Дужий
MUAH: Нарек Сиреканян, Татьяна Преображенская
Фонд Михаила Прохорова — благотворительный фонд культурных инициатив. Главная задача нашей героини — сделать так, чтобы российская культура стала как можно более интегрирована в общемировое культурное пространство.
А вот то, что интересует светское общество: Ирина Прохорова — племянница человека, который занимает очень высокое место в списке Forbes. Что это дает? Абсолютное счастье, возможность выбирать самое лучшее, ощущение свободы и вместе с тем — постоянное чувство ответственности… Об этом и был наш разговор.
Татьяна Сабуренкова: Ира, как вас лучше всего представить нашим читателям?
Ирина Прохорова: Я исполнительный директор Фонда культурных инициатив Михаила Прохорова. Это частный, семейный фонд, мы поддерживаем культуру, театр, современное искусство в регионах. Это сейчас моя основная работа — удивительное совмещение творческой и менеджерской работы, поскольку я слежу, чтобы все выполнялось, отвечаю за сроки и исполнение всех проектов, но, в то же время, участвую в творческом процессе. Как будто голову нужно поделить ровно на две части — и сердце тоже. (Смеется.) Мы регулярно собираемся с экспертами фонда, обсуждаем программы, какие-то новые заявки, спорим о стратегии развития фонда. И, поскольку мы являемся партнерами многих театров, сотрудничаем с интересными людьми — режиссерами, актерами.
— В чем самый большой плюс такой работы?
— Она позволяет мне посещать самые интересные культурные мероприятия, я нахожусь в центре культурной жизни, и это здорово! Хотя в детстве у меня была большая мечта стать врачом, но не получилось. Поэтому в самое ближайшее время я планирую в качестве волонтера попробовать себя в работе медсестры: мой двоюродный брат — замечательный хирург, и я попросилась к нему в больницу просто помогать, потому что у них вечно не хватает рук.
— Если составить ваш личный театральный рейтинг из того, что вы увидели за последний год-полтора, что обязательно стоит посмотреть нашим читателям?
— У нас есть проект — «Театральный синдром», мы ежегодно проводим его в Красноярске и привозим туда различные театры, лучшие постановки. Не так давно мы привозили Театр Европы, Льва Абрамовича Додина с его замечательным спектаклем, которому уже 30 лет — «Братья и сестры». Он идет в Санкт-Петербурге, но у меня долго не было возможности его посмотреть. Это очень сильное впечатление: спектакль идет практически весь день с перерывами — но на одном дыхании. Меня переполняли эмоции, а рядом со мной сидели солидные сибирские мужчины, которые, я видела, тоже сдерживали слезы из последних сил, чтобы никто не видел, насколько они растроганы.
— Если сравнивать наш театр 10 лет назад и сейчас, в чем плюсы и минусы того, как развивается эта индустрия?
— Плюсы в том, что наш театр очень чувствует зрителя, подстраивается под его настроение: вопреки ситуации экономической, политической. Когда театр начинает чувствовать, что нужно зрителю, мы получаем полный зал.
Важно, что режиссеры понимают: сегодня публика примет определенные вещи, которые, скажем, не пошли бы 10 лет назад. Не кормят публику одними и теми же приемами. Поэтому сегодня театр экспериментирует с классикой, не остается в застое, как это бывает в некоторых странах, где 20-30 лет одно и то же.
Но в Москве все сложнее находиться долгое время: это город с дикой энергетикой как в хорошем, так и в плохом смысле. Это нормально для мегаполиса: Париж, Нью-Йорк, Шанхай — так везде. В Москве происходит столько событий, и культурных, и светских, что ты иногда просто физически не успеваешь на то, что тебе интересно, и начинаешь метаться. И вдруг понимаешь, что устал и хочешь спокойствия. Две недели на море — и ты снова скучаешь по этому ритму.
— Вы когда-нибудь пробовали жить в одном европейском городе долго, по несколько лет?
— Нет, я очень люблю путешествовать, но, чтобы жить в другом месте, нужно найти себе там занятие. А какое? Даже если есть финансовые возможности жить и не волноваться, это невозможно. Я не могу сидеть и ничего не делать! И потом, при всех сложностях жизни в нашей стране всегда есть какие-то другие сложности в других местах, о которых мы не знаем, пока не живем там. Особенности менталитета, другие правила.
— Как вам изменения в Москве? Многие говорят, что стало больше классных ресторанов, город стал выразительнее. Правда, и пробок тоже больше…
— В плане развлекательной культуры все отлично и для молодежи, и для взрослых, и для детей. Не мне давать советы людям, которые этим занимаются, но для меня есть какие-то бытовые вещи, в которых произошли изменения далеко не в лучшую сторону. Элементарно: почему у нас до сих пор такая адская проблема с парковками и с пробками. Это, конечно, сильно выбивает из колеи, когда весь день расписан и нужно попасть из пункта А в пункт Б, где тебя ждут люди. Нас убеждают пересаживаться на общественный транспорт, но вот у меня двое детей, у подруги четверо детей и она беременна — почему мы должны ездить на автобусе?
— Что помогает вам расслабиться в большом городе?
— Езда за рулем под вечер, когда я прокручиваю в голове какие-то события, разговоры, слушаю музыку или вообще ни о чем не думаю. Это очень хорошо прочищает мозги. А вообще, сколько себя помню, я обожала водить, стрелять в тире, прыгать с парашютом — это из моих хулиганских занятий. Я два раза прыгнула уже, хочу третий!
— Не помню, чтобы я вот так проснулась утром с мыслью прыгнуть откуда-то…
— Мне нужна была порция адреналина, какая-то эмоциональная встряска. И в свой день рождения (в конце марта) я затащила друзей в Коломну, там есть профессиональная база, где тренируются профессиональные парашютисты… Свободный полет — это непередаваемые ощущения: когда я приземлилась, я была в таком восторге!
Прыгала я не одна, а в тандеме, так что это абсолютно безопасно. Приземляется сам инструктор, а ты просто аккуратно ложишься, вас накрывает парашютом, и все это снимает камера. Второй же раз я прыгала в Израиле с подругой: думаю, во время полета она не раз меня прокляла, но потом сказала: «Спасибо, сама бы я никогда на это не решилась!». Я действительно люблю иногда делать какие-то экстремальные вещи, но у меня нет этому логического объяснения, видимо, просто интересно.
— Расскажите про какое-то яркое и запоминающееся путешествие?
— У меня есть традиция: каждый год с подругами улетать в какую-нибудь новую страну. В этом году я была в Марракеше — это потрясающе, абсолютно другой мир, другая культура, другие краски… Мы жили в отеле La Mamounia — в нем же когда-то останавливались актрисы из «Секса в большом городе», а снимали сериал в соседнем отеле. Помню, как мы ходили по рынку — там же, где Кэрри с подружками пряталась… А еще мы полетали там на воздушном шаре: рано утром, абсолютная тишина, встает солнце… Это какие-то непередаваемые ощущения. Затем мы ездили к берберам в деревню — поднимались на осликах (и боялись с них упасть!).
— А куда всегда хочется вернуться?
— Стамбул. Верно говорят, что Москва — это не Россия, а Стамбул — это не Турция. Все знают Турцию по курортам, а это какой-то совершенно потрясающий город, европейско-восточный. Первый раз, когда мы туда приехали, как раз были первые волнения, горожане отстаивали, чтобы не сносили парк — и мы на берегу Босфора в «Кемпински» даже чувствовали запах газа, которым разгоняли протестующих. Моя подруга — бывшая сотрудница ВВС — снабжала нас новостями обо всем, что там творилось — но они отстояли этот парк! Стамбул — потрясающей красоты город! У нас там был хороший гид, он отлично говорит по-русски и умеет показать город не только туристический…
— Что, кроме таких вылазок-путешествий, помогает вам справляться со стрессовыми ситуациями, находить новые силы продолжать двигаться дальше?
— Это поддержка моей мамы, она мой лучший друг и она всегда может меня встряхнуть. Еще это мои друзья… Кроме того, когда у тебя есть дети, ты просто не можешь себе позволить раскиснуть. А вообще, когда все нестабильно и неспокойно и кажется, что у тебя безумные проблемы, я стараюсь пойти и кому-нибудь помочь: вот пойду к брату, возьму швабру, тряпку, начну мыть полы, смотреть на людей и увижу, что у кого-то бывает и хуже.