PostaБизнес

#PostaБизнес: как рынок подбора персонала меняется в кризис и к чему готовиться топ-менеджерам?

PostaБизнес: как рынок подбора персонала меняется в кризис и к чему готовиться топ-менеджерам?

Очевидно, что рынок труда после окончания пандемии — в том числе в сфере топ-менеджмента — не будет прежним: кого-то кризис потопит, а для кого-то, наоборот, откроет новые двери. Какие именно? Размышляет наш колумнист, эксперт в области executive search Ирина Обухова — ассессор Hogan Assessment (международная авторитетная система независимой оценки личности и один из самых эффективных инструментов для компаний статуса от «Fortune 500» и до частного бизнеса), карьерный консультант Eurasia Management & Administration School (МВА) и глава собственного консалтингового проекта IQ-EXECUTIVE (www.iq-executive.com) в области карьерного и правового консультирования СЕО и руководителей высшего и среднего звена.

В рекрутмент я пришла в 2008 году как раз за несколько месяцев до начала кризиса. И вот сегодня, в 2020 году, это уже третий экономический кризис, который я проживаю и наблюдаю как профессиональный хедхантер. Похожи ли они друг на друга? Нет. Но любой подобный период обнуляет прежние «правила игры», и на смену приходят новые. Мне кажется важным, что в ситуациях высокой неопределенности нужно замедлиться и наблюдать. Если вы когда-нибудь выходили на парусной яхте в открытое море и попадали в шторм, то знаете, что главное правило — быть на поверхности судна и быть максимально в фокусе. Вы не можете управлять стихией, но, внимательно наблюдая за ней, поймете, как выбраться из шторма. Кому-то помогает интуиция, а кому-то опыт и реализм. Главное, не впадать в панику или в иллюзии. Сейчас, когда «стихия-пандемия» обнулила все прежние «правила игры», в том числе на рынке подбора персонала, а новых правил пока нет, что делать? Предлагаю вспомнить, что переживал рынок в прошлые кризисы и какие тренды и компетенции он сформировал.

PostaБизнес: как рынок подбора персонала меняется в кризис и к чему готовиться топ-менеджерам?

«В ситуациях высокой неопределенности нужно замедлиться и наблюдать. Если вы когда-нибудь выходили на парусной яхте в открытое море и попадали в шторм, то знаете, что главное правило — быть на поверхности судна и быть максимально в фокусе. Вы не можете управлять стихией, но, внимательно наблюдая за ней, поймете, как выбраться из шторма».

Итак, 2008–2009 годы. Все было также стихийно: тогда обвалился фондовый рынок, и случился эффект домино. Первый удар пришелся по финансово-банковскому сектору и по недвижимости. Как переживали? Отрасль ждали массовые сокращения, первые несколько месяцев в агентстве по подбору было очень сложно. Казалось, что рынок в шоке, парализован весь подбор новых сотрудников. Но быстро пришло понимание: кризис — это окно возможностей. Тогда отправной точкой для новых возможностей стал рынок потребительских товаров и услуг. Заметьте, как много новых иностранных брендов косметики, одежды, еды и фармацевтики инвестировали в российский рынок, как активно начали развиваться отели, рестораны. Я много путешествую и могу сказать, что в последние годы Москва не уступает мировым столицам по числу развлечений, различных гастрономических и туристических возможностей. Все это помогло сформировать новые рабочие места в сферах потребительских товаров и услуг. Активно начали развиваться интернет и медиа. К нам пришел e-commerce.

PostaБизнес: как рынок подбора персонала меняется в кризис и к чему готовиться топ-менеджерам?

«Кризис — это окно возможностей»

Ключевыми компетенциями стали клиентский сервис и качество, интернет-технологии. Тогда же в России стало популярным развивать эмоциональный интеллект (сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач). Таким образом, наиболее востребованными были руководители с развитым эмоциональным интеллектом.

В 2013–2014 годах рынок отреагировал на политические волнения и санкции. Тогда тренд пошел в сторону локализации. Но еще большую популярность набрали все направления, связанные с диджитал. Примерно тогда же в Россию пришел кибер-спорт. Модными компетенциями для рынка стали agile, проектное управление, диджитал. Эти компетенции стали еще больше развивать интернет и онлайн-общение (социальные сети). Тогда же стала популярна профессия блогер. Мы стали еще больше путешествовать, потреблять больше информации и прочего развлекательного контента. Тогда же все большую популярность получили стартапы и бизнес-инкубаторы. Этим стремительно увлекалась как молодежь, так и состоявшиеся руководители, которые остались без работы и/или осознанно ушли из корпораций в более рисковые активы. Кроме того, с точки зрения новых компетенций, мы поймали еще один тренд из США — «духовный» интеллект (Spiritual Intelligence). Мы начали обращаться к опыту Стива Джобса и корпорации Google, которые открыто говорили об осознанности и медитациях. Мы заговорили о теории поколений и стали исследовать этот феномен относительно корпоративных культур и формирования кадрового резерва. Все больше стали говорить о бренде работодателя и о команде топ-менеджеров как «лице» бренда компании.

PostaБизнес: как рынок подбора персонала меняется в кризис и к чему готовиться топ-менеджерам?

«Мы поймали еще один тренд из США — „духовный“ интеллект (Spiritual Intelligence). Мы начали обращаться к опыту Стива Джобса и корпорации Google, которые открыто говорили об осознанности и медитациях».

Какие возможности откроет текущий кризис? Никто не знает до конца. Практика показывает, что в первые год-полтора бизнесы должны будут принять антикризисные меры. Чаще всего они быстрые и жесткие. Со временем, когда станут понятны новые «правила игры», начнутся реинжениринговые процессы. Но уже сейчас понятно, что выиграют те, у кого есть гибкость, креативное мышление, скорость реакции и сила духа. Возможно, нас ждут онлайн и удаленка. Возможно, мы настолько соскучимся по живому общению за время самоизоляции, что самым ценным для нас станут личные коммуникации. Или будущее за гибридизацией первого и второго? В любом случае, уже сейчас бизнесу важно быть открытым ко всему новому. Любой кризис — это минус, но только он открывает в человеке скрытый потенциал и превращает минусы в плюсы. Поэтому важно помнить о том, что благодаря сильной, слаженной и эффективной команде бизнес справится и выйдет из шторма.

«Когда тебе достается лимон, сделай из него лимонад».
Альфред Адлер

PostaБизнес: как рынок подбора персонала меняется в кризис и к чему готовиться топ-менеджерам?