Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с Ириной Апексимовой

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с Ириной Апексимовой

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с актрисой и директором Театра на Таганке Ириной Апексимовой о съемках в сериале «Балет» Евгения Сангаджиева, работе с молодыми режиссерами, советской драматургии и «жестоких» советах.

Талант бушует

Молодой режиссер — это всегда как минимум интересно. Я даже в театр не пускаю режиссеров старше 40 — мне хочется работать именно с молодыми. Непонятно, что за результат получится? А когда было понятно, что получится, скажите мне? Никогда в жизни! (Смеется.) Талант бушует — и чем младше, тем лучше. Дальше начинается опыт и штампы. Именно поэтому я стараюсь держаться молодой команды — мне с ними интересно, мне с ними легко находить общий язык. А с режиссерами — моими ровесниками, сейчас я говорю про театральных режиссеров, все сложнее: некоторым как будто уже глубоко за 130, потому что они себя считают мэтрами в этой жизни и порой несут такую чушь, что можно сойти с ума. Оговорюсь, что, конечно, есть и счастливые исключения!

Ирина Апексимова

Творческий климакс

Взрослое поколение режиссеров боится нового из-за неумения, из-за незнания, из-за непонимания, как надо, из-за нечувствования времени, из-за неощущения того, что происходит. Из-за того, что ты считаешь себя великим и все, что ты видишь вокруг, тебе не нравится. Это просто абсолютный климакс творческий. А вот актеры развиваются всегда. Но мы же не можем сами себя снять, мы не можем сами себе предложить роль, и когда ты идешь к кому-то работать в кино (а кино — это искусство монтажа), кто-то прекрасно выглядит в кадре (и ты им веришь и абсолютно доверяешь), а какие-то прекрасные артисты выглядят в кадре полным дерьмом — потому что их так сняли и смонтировали.

Разницы нет

Платформы сейчас выдают гораздо более качественный продукт, чем телевидение. И для зрителя именно это важно. Потому что где чисто технически смотреть кино — онлайн или по телевизору — разницы нет. И сниматься хочется в хорошем проекте — а для платформы он или для ТВ, разницы нет.

Рената Пиотровски и Ирина Апексимова

Есть ли жизнь после 40?

Соглашаясь на съемки в «Балете» Сангаджиева, я… не читала сценарий. Я читала только сцены для проб, которые мне прислали. И меня сразу зацепило, что это история для людей 40+, история отношений между мужчинами и женщинами, которые перешагнули этот порог. Потому что обычно у нас ни в драматургии, ни в кинодраматургии не существует жизни после сорока. Вся жизнь кипит только между 25-летними.

Насмотренный человек

Сейчас я мало хожу на балет, на это просто нет времени, но в 80-е и 90-е я изучала все направления, знала всех танцовщиков и балетмейстеров, и пока мне хватает этого бэкграунда.

Ирина Апексимова

Две большие разницы

Большая ошибка зрителя думать, что герой экранный и герой в жизни – это одно и то же, и что, допустим, моя реальная роль руководителя театра может помочь в создании образа директора театра в «Балете». Это две большие разницы. Что я могу взять в свою роль из реальной жизни? Наверное, убедительно произносить слово «тендер». И, если бы я не была директором театра, я бы, возможно, не знала, что такое 44-й и 223-й закон. А так я понимаю, о чем говорю. А так… артист на то и профессиональный артист, чтобы неизвестные и непонятные ему вещи присвоить и сыграть убедительно.

Спрятаться куда-то

Должность директора театра — это для меня возможность уйти от ожидания предложений для актрисы. Это дело, которым я активно занята, оно, скажем так, требует от меня гораздо больших затрат — и физических, и умственных, чем актерская моя профессия. Это действительно изначально красивая возможность занять какую-то нишу, чтобы спрятаться куда-то от унижения, от зависимости.

Рената Пиотровски и Ирина Апексимова

Нужен порой сторонний глаз

В «Балете» мы снялись вместе с моей дочерью, но роли мы вместе никогда не разбираем. Даша уже достаточно самостоятельная творческая единица, и ей не нужны мои советы. При этом любому артисту, в каком бы возрасте он ни был, нужен порой сторонний глаз, потому что не всегда режиссер может увидеть то, что увидит зритель на экране. И Даша порой помогает мне увидеть себя со стороны зрителя, и я ей могу что-то в этом плане подсказать, потому что со стороны виднее. Но это не потому, что она моя дочь, а я ее мама. Ни один нормальный человек критику хорошо, конечно же, не воспринимает, но ей некуда деваться, всем нам приходится ее как-то переваривать. (Смеется.)

Бездарность бревен

Молодые ребята — это не страшно. Страшно, это когда артисты, которые засветились в свое время не в самых качественных, но популярных проектах, попадают в хорошее кино только потому, что у них есть какой-то опыт и какая-то медийность. Я боюсь бездарности бревен. В моей жизни был опыт участия в проектах, где моими партнерами были не самые талантливые люди, и результат всегда был плачевным. Хотя порой хороший режиссер может все перебороть…

Ирина Апексимова
Ирина Апексимова

Можно стать модным

Если человек не талантлив, ничего из него не вылепишь. Зато можно стать модным — и на тебя тоже будут ходить. Я часто вижу в зрительном зале бомонд, приехавший на Ламборгини, который не очень видит эту разницу, не понимает, что такое хорошо, а что такое плохо.

Ирина Апексимова

Театр — это место работы

Я убеждена, что неправильно думать, что театр — это дом, театр — это Собес, я принес туда трудовую книжку — и вынесут меня только вперед ногами. Это слишком удобное для многих представление о театре. Театр — это не дом, театр — это место работы. И люди порой цепляются за эту работу и какой-то статус и какую-то зарплату, при этом в театре не появляясь. И это меня не устраивает. Кого-то, кто уже перешел определенный возрастной рубеж, я не трогаю, потому что понимаю, что они уже никуда не денутся, им некуда пойти работать, им нечего делать там с крошечными пенсиями, и эта зарплата театральная им хоть как-то помогает. Но есть люди, с которыми я воюю — люди в нормальном, активном, адекватном возрасте, которым пора искать другую работу, а не сидеть в театре.

Жестокие вещи говорю

Женщина после 35 в театре никому не нужна, если она не стала звездой. Потому что для нее нет драматургии. Считайте от Шекспира: на десять мужских ролей две женские, а женщин в театре всегда гораздо больше. Я понимаю, что жестокие, ужасные вещи говорю, но… пойди и найди себе другое применение! Неужели тебя не убивает, что ты просто сидишь и получаешь зарплату? Были на моей работе, в Театре на Таганке, две актрисы, которые пришли и сказали: «Я ухожу. Я понимаю, что я сижу и жду непонятно чего — и поэтому я ухожу». И таких людей я уважаю безмерно. Потому что человек сам себе признался, что надо менять жизнь.

Рената Пиотровски и Ирина Апексимова

Тренды

В театре нет трендов. Каждый театр разный, у каждого театра свой тренд. Лично я в прошлом году почувствовала, что нужно ставить драматургию советского периода. А через полгода смотрю: один ставит Розова, другой — Вампилова. То есть мы все почувствовали потребность в этих текстах, потому что это хорошая, глубокая, профессиональная театральная драматургия. Даже в произведениях узкой специализации, вроде «Заседание парткома» или «Мы, нижеподписавшиеся» у каждого персонажа глубоко проработанная драматургом судьба.

Рената Пиотровски и Ирина Апексимова

Нырнуть в грезы

Сегодня зрители хотят чего-то красивого, легкого, светлого и желательно веселого — чтобы выйти, отключиться от проблем и порадовать себя. Пощекотать в театре струны своей души сейчас не хочется. Общая тенденция — отключиться, нырнуть в грезы и мечты.

Не дождетесь

Нет, стакан горячей воды с лимоном по утрам — это не про меня, не дождетесь. (Смеется.) Мой бьюти-секрет прост: мы все один раз живем, зачем дурака валять и отказывать себе во всем?

Ирина Апексимова

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Максим Кашин
Выражаем благодарность за помощь в организации съемки ресторану Coba и салону SACO Цветной бульвар