Мода

Стилист Ирэн Дужий — о fast fashion, демократизации роскоши и борьбе с глобализацией

Одежда всегда являлась коммуникативной оболочкой, которая позволяет заявить миру о внутреннем и внешнем виде обладателя: считается, что свое первое мнение о другом человек способен сложить за 8 секунд, и изменить его будет уже не просто. Именно поэтому я не могу серьезно относиться к людям, не интересующимся модой. Это звучит так же странно, как фраза «я не интересуюсь своей жизнью».

Ирэн Дужий рассказывает, как мир моды борется с последствиями глобализации, лишающей нас индивидуальности.

Для меня мир моды в детстве являлся каким-то волшебным Зазеркальем, миром, в который не могут найти путь случайные люди, а потому в этом иллюзорном королевстве было так приятно прятаться от всех обязательств и рутины. Дверца туда открывалась в любой момент: стоило только взять в руки модный журнал или начать набрасывать цветными карандашами на бумаге платья своей мечты. Сперва журнал Vogue был священным граалем: чем-то, что показывало жизнь жителей Зазеркалья, во время учебы в университете он стал для меня настольной книгой, по которой я училась анализировать развитие формы и цвета, а в момент моей первой большой покупки (пальто Prada прямиком со страниц того самого журнала), я поняла: Зазеркалье материализовалось, и его звездная пыль припорошила слегка и мои волосы. Наверное, именно поэтому мне так трудно говорить о структуре моды: когда знаешь, из чего состоит часовой механизм, не такими уж и чудесными кажутся часы. Но коль уж великая живопись невозможна без знания анатомии, говорить буду.

Мода сегодня — это социально-экономическое явление, не только отражающее перемены, происходящие в обществе, но и напрямую влияющее на них. И даже если вы «не интересуетесь модой» и не «следуете трендам», даже просто покупая черные брюки в масс-маркете, вы приобретаете крой, выполненный в ткани, максимально похожей на ткань и крой какой-то модели с последней недели моды. И хотя бы за свою просветительскую функцию fast fashion можно отвесить глубокий поклон.

Задумывались ли вы, почему людям стало так важно походить на всех прочих людей, а именно на европейское сообщество, задающее тренды? Плитой, на которой базируется сегодняшняя глобализация, стало развитие интернета, «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)», межнациональных коммуникаций. Феномен fast fashion в эпоху глобализации пришел на смену классовой моде прошлых лет: люди внезапно перестали хотеть отличаться и решили стать частью «беспроигрышного» сообщества — ведь тогда тебя поймут наверняка в любой точке мира, даже если ты не проронишь ни слова. Fast fashion моментально копирует любой тренд, поступающий на рынок, заведомо зная, что актуальность этой вещи крайне недолговечна. C одной стороны, это демократизация роскоши, с другой, быстрое устаревание вещей (я уже не говорю про качество). В результате происходит размытие не только социальных рамок и индивидуальности, но понижение статуса моды в целом. Но, как известно, любое действие рождает противодействие, и вот что я заметила: появились целые течения в мире моды, направленные на борьбу с глобализацией!

Культурная и этническая идентификация

Этнические группы стараются противостоять растворению в общей безликой массе. И многие дизайнеры уже подхватили эту идею: благодаря обращению к этностилю в моду вернулся трикотаж, активные принты, индейские вышивки, пончо, этнические украшения и бисероплетение. Ярким примером становятся коллекции Dior c их эклектичными мотивами и явным отсылкам к этническим мотивам.

Винтаж

Тренд на винтаж витает в воздухе довольно давно, но сейчас становится практически злободневным: он способен внести свободу самовыражения. Винтаж коммерциализируется. Голливудские звезды выходят на дорожки в винтажных нарядах, а ЦУМ (и прочие универмаги) дополняют винтажом свою закупку.

Субкультуры

Еще одним оружием по борьбе с глобализацией становятся субкультуры, и мы широко это наблюдали в случае с Гошей Рубчинским и Off-White в прошлых сезонах, а теперь и Виржилом Абло для Louis Vuitton. Cубкультуры демонстрируют миру моды «моду улиц» и внедряют ее.

Кутюр

Модные дома, делавшие упор на slow fashion и дорогостоящий кутюр, просевшие в прошлых сезонах, возвращают свои позиции. Например, Dolce & Gabbana до сих пор использует древнюю технику плетения буранского кружева, давая тем самым работу сотням мастериц, а в коллекции Oscar de la Renta весна-лето 2019 есть несколько вещей с узором икат, сотканных вручную в артели в Узбекистане.

Половая идентификация

Если раньше бренды приветствовали видение стилистов и с удовольствием заигрывали с женскими блузками на мужчине и мужским бельем на девушке, то теперь медленно, но верно они отходят от этого. Правила есть правила, и сегодня их вновь задает дизайнер, а не стилист.

Мы с вами живем в эпоху постмодерна, а это самое парадоксальное время, сочетающее в себе все и сразу: с одной стороны, желание быть частью группы, мимикрировать, c другой, быть индивидуальностью и акцентировать свою непохожесть. Что тут сказать… Когда в моде сказано почти все, а возможностей становится все больше, невольно начинаешь сомневаться, не забыл ли пароль от входа в Зазеркалье. Но искать его от этого не прекращаешь.

03 декабря 2019
Ирэн Дужий для раздела Мода