Почти каждый день мне задают один и тот же вопрос: «Как ты все успеваешь?», на который хочется ответить что-то непременно мудрое и полезное.
Фото: Jan Coomans
Например, дать список
из 10 «know how»: как оказаться в нескольких местах одновременно, успевать участвовать в conference call по очередному проекту, помогать дочери делать школьные задания и быть хорошей хозяйкой.
И вместе с тем, вечером успеть с подругой заехать на выставку, непременно предварительно сделать укладку, а самое главное, находить время только на себя.
Но единственное, что я пока могу ответить: «Я далеко не все успеваю! Каждый день, каждую минуту мне нужно выбирать и чем-то жертвовать». Пять лет назад я прекратила эту «гонку на выживание»: календарь, который едва ли вмещал 5-6 деловых встреч, документы, которые можно просмотреть, пока стоишь в пробке на Садовом кольце, и вечные внутренние конфликты на тему, состоялась ли я как мама, знаю ли я о своем ребенке больше, чем о детях своих клиентов? Какие книги я читаю? Те, что дают мне вдохновение, или те, которые я обязана прочитать «просто потому»?
Примерно на первом году моей «новой жизни» я и познакомилась с партнерами и основателями сети клубов-ресторанов Ribambelle Ойгуль Мусахановой и Юлией Федоришиной. «А вдруг у них получится?» — сказала себе я тогда, и вовсе не о бизнес-проекте. У меня не было сомнений, что выпускницы такой кузницы, как PricewaterhouseCoopers, где Ойгуль работала в отделе сопровождения сделок с капиталом, а Юлия — в сфере реструктуризации бизнеса, соберут самую эффективную команду, разработают необходимые стратегии и планы. Вопрос, который меня волновал: получится ли у них совмещать бизнес, семью и себя любимых… и насколько хватит их неутомимой энергии?
Юлия Федоришина и Ойгуль Мусаханова
Елена Филипченкова: Мне не хочется в очередной раз спрашивать вас о том, как и кому в голову пришла идея создания клуба-ресторана. Вы уже добились определенного успеха, но так как за все в этом мире приходится платить, чем платите вы за свой успех?
Ойгуль Мусаханова: Необходимо всегда быть собранной и суперэффективной. Я мама двоих детей, у Юли тоже двое, а младшей дочке скоро исполнится один годик. Потому неизбежны недосыпы, из-за которых хочется просто отдохнуть и побыть неэффективной, полениться. Чем мы платим? Зависит каждый раз от нашего выбора. Если выбрали провести время с семьей — платим прибылью. Если выбираем поработать, то временем со своими детьми и близкими. Мы платим той возможностью, которую не реализовали.
Юлия Федоришина: Не верь тем, кто говорит, что ничем не жертвует. Быть хорошей мамой и успешной бизнес-леди практически невозможно. И то, и другое требует одного и того же ресурса — времени, которое, как известно, не резиновое! Для меня семья — это самое главное. Если придется выбирать, я, однозначно, выберу семью. Но в этом и цель планирования — не допустить ситуацию, когда придется выбирать.
Я недавно была по делам в Лондоне, жила у своей подруги из INSEAD, которая занимает высокий пост в успешном инвестиционном фонде. Всю неделю, что я там находилась, она была как оголенный провод. Я пригласила ее в хороший ресторан, выпили шампанского, говорю: «Вивиан, ты так долго не протянешь! Что с тобой?». И знаете, что оказалось? Ее тревожила не новая должность или суперсложные задачи на работе. Ее тревожило то, что она не успевает провести время со своим мужем, что им придется отложить рождение ребенка, что она не успевает подготовиться к экзамену по йоге… Наша вечная проблема — все успеть. Я убедила ее поговорить с мужем и четко обозначить ему конкретное время, которое ей требуется, чтобы вжиться в новую роль. Всего-то 4-5 месяцев, за которые эта одна из самых умных девушек, которых я встречала в своей жизни, может и горы свернуть. Они поговорили и оказалось, что муж совсем не против взять на себя все вопросы по планированию отпуска и быту.
Очень важно давать себе время, когда ты можешь сконцентрироваться на чем-то одном, если тебе это важно. И конечно, без поддержки семьи никак не обойтись. А в моем случае это поддержка не только мужа, но и Ойгуль. Когда я сказала Ойгуль, что мы планируем второго ребенка, мы договорились о том, сколько времени я беру на себя и семью, а когда возвращаюсь в строй. Некоторые знакомые удивляются, что мы обсуждаем подобные вопросы, но я считаю что поддержка бизнес-партнера очень важна, и здесь важно работать над отношениями.
— Во сколько сейчас начинается ваш рабочий день?
Ойгуль: Я бы, на самом деле, разделила период на «до» и «после». «До» — это до момента, пока мы смогли выстроить систему, позволяющую нам не жить на работе. Она эффективно работает только последние два года. Но если бы мне пришлось ответить на этот вопрос два года назад, то ответ получился бы пугающим. Рабочий день начинался в 8 утра и прекращался в час ночи.
Сегодня я в первую очередь сама себе могу позволить начинать рабочий день в 11-11:30 и заканчивать около 6-7 вечера. Главное, не растягивать задачи просто от того, что их лень решать. Нам ведь часто приходится делать не то, что нравится, а то, что надо.
— И сколько времени вы проводите со своими детьми?
Ойгуль: У Юли есть маленькая Катя, и она старается проводить с ней как можно больше времени. Если у нас нет выездных встреч, то мы можем работать дома у Юли. Мы вообще очень высокоорганизованные девушки и, я бы сказала, заточены на проектные работы. Когда мы открывали Ribambelle, для нас было главным — запустить его. И пока он не заработал, мы проводили мало времени дома. В прошлом году мы сменили приоритеты и больше были с детьми. В прошлом году нашим «проектом» были дети.
Возможно, это затишье перед бурей? (Улыбается.) Мы готовимся развивать Ribambelle совсем на другом уровне. Но при этом не забывать о своей семье, и тут очень важна команда. Ведь неэффективная команда в итоге отнимает наше время, которое мы бы потратили на детей.
Юлия: Пожалуй, мы проводим с детьми две трети времени, которое не работаем. Это очень важно, потому как все говорят о work-life balance, но у мамы спрашивают только про время с детьми. А ведь жизнь за пределами работы — это не только дети: это спорт, красота, личностное развитие, это друзья и родители, новые знакомства, тренинги и семинары, театры и кино. На это ведь тоже хочется тратить время, а его после работы и семьи почти не остается.
Здесь очень важно, как ты организуешь свою жизнь, есть ли у тебя помощники. Мы с Ойгуль знакомы с одной очень высокопоставленной женщиной, которая организовала свою жизнь так, что дома она не делает ничего! Вот совсем ничего! Она переступает порог дома, выключает телефон и вся растворяется в семье. Она не выбирает одежду на завтра, не готовит, не моет посуду, даже не наливает себе чай. И это не избалованная девушка из богатой семьи, а женщина, которая всего добилась сама, и на своей высокой позиции она поняла, что это единственный путь, чтобы пробить «стеклянный потолок» — занимать очень высокую позицию в корпорации и при этом не потерять себя как маму, как жену, как просто интересного собеседника и красивую женщину. Это та цена, которую она платит за то, чтобы «везде успевать».
У нас еще не до такой степени все автоматизировано, но мы с Ойгуль тоже очень четко организовываем своей быт и план на день своих детей. До Кати (моей младшей) это вообще было просто, после 7 лет детям уже становится интересно многое делать без родителей, и мы им организовали четкое расписание, когда все няни, водители и репетиторы четко знают, что за чем следует. Это помогает избегать ненужных звонков с вопросами об одном и том же каждую неделю. Я не знаю, как иначе можно построить реально успешный бизнес и при этом не забывать о своей семье. Только когда ты не отвлекаешься на быт и рутину, остается немного времени, которое ты и тратишь на семью.
— А если спросить ваших детей, что они сказали бы о вас и вашей работе? Лучшего индикатора успеха, на мой взгляд, нельзя найти…
Ойгуль: Во-первых, даже они нас с Юлей уже не разделяют, особенно в контексте «Рибамбель». Они знают, что мы очень важные люди в «Рибамбель», но в их представлении мы наемные сотрудники, отвечающие за важные участки, например, найм или увольнение сотрудников. Им здесь все еще очень нравится, хотя Амина (дочь Ойгуль — прим. ред.) и Женя (сын Юли) уже выросли из игровой зоны.
— Пока все выглядит почти идеально, но ведь бывает что-то в течение дня, что жутко расстраивает?
Ойгуль: Когда сотрудники не выполняют своих обязанностей, позволяют себе забывать и/или не выполнять поручения, не обращают внимание на слово «дедлайн», не ведут себя в соответствии с занимаемой должностью и т.д. Мы с Юлей много учились, у нас очень хорошее образование и, без ложной скромности, мы просто знаем больше, чем большинство наших сотрудников. Все эти три года мы искренне пытались своих людей научить, объяснить, показать, предупредить. И сейчас мы дошли до того момента, когда мы больше этого делать не будем. Кажется, Стив Джобс сказал: «Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы их нанимаем, чтобы они говорили, что делать нам». Теперь мы своих людей спрашиваем, что надо сделать в такой ситуации, и если они не справляются, мы понимаем, что пора искать замену. Невозможно научить человека, у которого нет внутренней мотивации и природного стремления к совершенству.
— Как часто хочется все бросить? И что дальше?
Ойгуль: Не было такого!
Юлия: А у меня часто бывает. Мне постоянно хочется все бросить и… начать заново, не допуская ошибок прошлого, в основном это, действительно, касается людей, которых мы нанимали и долго учили. Еще у меня часто возникает ощущение, что надо изменить траекторию движения. Я регулярно просчитываю бизнес-модели новых направлений деятельности, особенно, когда читаю об успешных проектах в Силиконовой долине. Не могу спокойно стоять на месте, хочется двигаться в ногу со временем. Ойгуль тоже часто приходит на работу утром со словами: «У меня есть идея!»
— И как вы боретесь с плохим настроением?
Юлия: У меня жизненная позиция другая — я против борьбы. Я за движение к чему-то, а не борьбу против чего-то. Анализирую свое отношение, почему оно возникло, а потом меняю обстоятельства или отношение. Некоторые предприниматели в конкурентной борьбе тратят все свои силы. Мой друг в Париже открыл свой информационный портал, в него вложилась крупная телевизионная компания, он показывал рост на 300-400% каждый год, что для Европы просто немыслимо. Его компания через 4 года уже оценивалась в несколько миллионов евро. В итоге он решил продать компанию целиком, потому что уже не мог управлять таким количеством человек, а главное — конкурент «сводил его с ума». Он признался, что иногда целыми днями размышлял, как «замочить» конкурента! Слава Богу, у нас с Ойгуль в этом единая позиция, мы верим, что, работая на совесть, ты всегда получаешь отклик от гостей, они выбирают тебя. И пока эта жизненная позиция нас не подводила.
Ойгуль: Нас двое, и от этого нам легче справляться с плохим настроением. Мы друг друга поддерживаем, понимаем. Сейчас понимаем друг друга даже без слов.
— Как вам кажется, вам завидуют?
Ойгуль: Нет, надеюсь. Успех приходит не потому, что чьи-то звезды удачно встали. Успех и в бизнесе, и в личной жизни создается сознательными усилиями.
Юлия: Конечно, да! Всегда найдутся люди, которые собственную лень обернут в зависть против тебя. Когда мы с мужем уезжали на первый МВА, некоторые наши знакомые даже не скрывали своей зависти, хотя у них было столько же возможностей. Люди всегда придумают, почему ты оказался в более выгодных условиях для достижения того или иного. Просто мы не испугались вычеркнуть два года своей жизни на еще одну учебу и не пожалели на это всех своих накоплений. Мне в этом плане повезло, мой муж меня во всем поддерживает. Он также как и я никогда не останавливается на достигнутом, движение вперед для нас — это жизнь! У нас у обоих очень сильная внутренняя мотивация, и мы всегда считали, что лучше жалеть о сделанном, чем о не сделанном.
Я недавно прочитала культовую книгу «Трансерфинг реальности», которая где-то спорна, но я убеждена, что у каждого эта реальность своя. Во что ты веришь, то с тобой и происходит! Если ты не веришь в волшебство, оно с тобой никогда не случится.
— Что бы вы сказали своим завистникам?
Ойгуль: Не тратьте на это энергию и здоровье. Все будет правильно, на этом построен мир.
Юлия: Абсолютно согласна! Если я за собой замечаю, что начинаю кому-то завидовать, я стараюсь это пресекать. Говорю себе, что это чувство возникает из жалости к себе. А вместо жалости надо встать и идти к своей цели. Даже маленькие шаги, которые мы делаем каждый день, приближают нас к цели, а зависть — отбрасывает назад. Есть очень хорошая книга на эту тему — «Без жалости к себе». Как только я начинаю уходить в негатив (а зависть — это негатив), я сразу понимаю, что у меня, видимо, больше свободного времени, чем мне казалось, и лучше потратить его на движение вперед.
— Что для вас успех, и как вы его будете измерять, а главное, когда?
Ойгуль: Мы с Юлей сходимся во мнении, что успех — это видеть, что твой проект, «нарисованный» из головы, в который вложено много труда и упорства, реально работает и действительно является бизнес-проектом. Как успех измерять? Скорее, нужно научиться наслаждаться результатами труда и не быть заложником своих проектов. Надо быть аккуратнее, чтобы не занесло. Стартапы и новые проекты — это как наркотик. Главное — вовремя остановиться, оглядеться и идти дальше соразмерно своим реальным желаниям. Мы не хотим, чтобы страдала семья, и дети мало видели своих мам, поэтому приходится от каких-то проектов отказываться именно в пользу семьи и дома.
Юлия: Для меня успех — это результат силы воли и действий. Это точно не случайное стечение обстоятельств. Каждый решает сам, когда происходящее уже можно назвать успехом. Я себе позволяю наслаждаться каждой волной моего успеха, из которых и складывается океан достижений.
Поступила в INSEAD — насладилась; открыла Ribambelle, помучалась годик, как только он встал на рельсы, насладилась; открыла второй Ribambelle — насладилась сразу же, так как было проще и быстрее; родила второго ребенка… и так далее. Я не из тех людей, кто вечно недоволен и думает, что счастье и успех будут когда-то потом. Пока все проекты, которые мы с Ойгуль затевали, у нас получались. Все началось с того, что мы захотели стать эксклюзивными дистрибьюторами самых крутых игровых домиков в мире, мы ими стали. Мы просто купили билет на самолет и прилетели в Америку, основатель компании нам сказал, что видел многих русских, но нам он захотел отдать свой бренд на эксклюзивных правах. Это успех? Для меня — да. Но за этим успехом стояли многие годы учебы в Англии, Канаде, Франции и Сингапуре. Мы могли говорить с ним на одном языке, не только зная слова, но и понимая менталитет, уважая его традиции. Это мы возвращаемся к тому же — надо не жалеть себя и работать.
— И напоследок: все же дайте совет, мне в том числе… Как оставаться успешной деловой женщиной на работе и женственной в личной жизни?
Юлия: На работе нужна структура, план, дедлайны, а главное — драйв. Надо четко понимать, что тебя мотивирует, и не тратить силы на остальное. Быть женственной в личной жизни — это, прежде всего, уважать своего мужчину. Дома надо выключать босса и «я все знаю». Мне в этом плане очень повезло — мой муж действительно знает гораздо больше меня, поэтому у меня автоматически происходит переключение. Женственность — это, конечно, очень размытое понятие. Но, слава Богу, мужчины тоже все разные, и тут самое главное быть женственной именно для своего мужчины. Надеюсь, мне это удается.
Я напоследок хочу рассказать свою любимую притчу, ее, наверняка, многие знают.
«Внутри каждого из нас идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь, лень… Другой волк представляет добро — мир, любовь, творчество, любезность, истину, доброту, трудолюбие…
Вопрос: „Какой же волк побеждает в этой борьбе?“
Ответ: „Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь“».