Талантом здраво и креативно вести бизнес чаще всего наделены те, кто умеет не только с полной отдачей трудиться, но и нетривиально проводить свое свободное время. Поэтому, пока многочисленные бизнес-коучи учат нас правильно работать, мы будем учиться отдыхать — вместе с теми, кто ценит ваше время и знает, как поднять ваш досуг на качественно новый уровень.
Наша сегодняшняя героиня —
чемпионка мира и двукратная чемпионка Европы по парусному спорту, член президиума Всероссийской федерации парусного спорта и основательница проекта PROyachting Екатерина Скудина.
Делу — время, потехе — всего час, и тем важнее, чтобы «потеха» была организована настоящими профессионалами своего дела. Такими, как обворожительная Екатерина Скудина — хрупкая на вид блондинка, взвалившая на свои плечи не только развитие отечественного парусного спорта, но и популяризацию качественного «досугового» яхтинга. Благодаря ее целеустремленности и безусловному таланту в управлении и яхтой, и серьезным бизнесом, каждый из нас может почувствовать себя настоящим морским волком под руководством лучших спортсменов страны. Как, где и за какие коврижки — в беседе с Екатериной.
Юлия Киселева: Сегодня яхтинг — популярный спорт и заманчивое хобби. Но в начале 90-х, когда начиналась ваша спортивная карьера, никто в объятой переменами стране толком не знал, что это такое. Как вы оказались на яхте впервые? Вы — из спортивной семьи?
Екатерина Скудина: Это была чистая случайность. Я родилась в Долгопрудном под Москвой, и там было множество яхт-клубов. У меня была подружка из парусной семьи, которая и предложила мне — наверное, последней из класса — пойти и попробовать свои силы. Тренер в первый же день (я даже дату помню — 3 мая 1991 года, только-только сошел лед на московской акватории) усадил нас в маленькую яхточку «Оптимист», и я поняла: это мое! В тот день мы довольно поздно вернулись домой, родители уже волновались, а я, прибежав, с порога заявила, что ни за что яхты не брошу. Мама сказала «не пущу», но папа меня поддержал: «Это королевский спорт, пусть занимается». Так что это совершенная случайность, в моей семье спортом никто не занимался. На первом месте всегда было образование.
— Значит, вы и в спорт окунулись с головой, и «академическую» карьеру строили?
— Именно так. Яхтинг — это вся моя жизнь, у меня было три Олимпийских цикла: Афины, Пекин и Лондон — и это крайне напряженные страницы моей жизни, так как олимпизм требует серьезных усилий и нацеленности на результат. Но я всегда пыталась совмещать это с образованием: закончила институт с красным дипломом и даже нашла время, чтобы защитить диссертацию в промежутках между Олимпиадами.
— По какой теме?
— Социология управления. Пригодился мой опыт построения экипажей, лидерства и управления в малой группе, так что учеба и спорт вполне гармонично дополнили друг друга. Поэтому совмещение спорта и бизнеса для меня стало не новой историей.
— То есть у вас сразу был «план Б» — после окончания спортивной карьеры открыть школу? В каком возрасте в яхтинге «выходят на пенсию»?
— Яхтинг — такой спорт, которым можно заниматься всю жизнь. Отличный пример — чемпион недавней Олимпиады в парусном спорте Сантьяго Ланге из Аргентины, ему 56 лет! Ограничений по возрасту в парусе практически не существует. И уйти из большого спорта — это было мое решение: настала пора ставить точку. Для меня было ясно заранее, что Лондон — это последняя моя Олимпиада, но «плана Б» не было. Я полностью концентрировалась на Олимпиаде, работала на результат и считаю, не зря: на тот момент мы были лидерами олимпийской сборной, у нас были выиграны Чемпионаты мира и Европы.
Потом был достаточно жесткий выход из Олимпиады, когда строить планы просто не было сил. Когда вы готовитесь к Олимпиаде, вся ваша жизнь поделена на участки по 4 года, вы идете к пику, потом до него доходите, а когда все закончилось, нужно снова принимать решение: завершать или опять начинать это четырехлетнее восхождение.
В Лондоне ситуацию усугубил скандальный полуфинал и финал с судейскими ошибками, когда мы обращались в спортивный арбитраж CAS и даже думали идти в швейцарский трибунал.
— И вы приняли решение завершить карьеру и строить с нуля «досуговый» яхтинг в Москве?
— В тот момент было ясно, что интерес к яхтингу растет, я это видела на собственном примере. Когда я искала спонсоров к Олимпиаде в Афинах и рассказывала, что занимаюсь парусным спортом, никто не понимал, о чем я: парусный спорт? это доска? нет, доска — это виндсерфинг? а яхта? а, это где можно сидеть? Когда я искала спонсоров к Олимпиаде в Пекине в 2008 году, вопросов было значительно меньше. А перед Олимпиадой в Лондоне спонсоры уже сами рассказывали мне, как они брали яхту напрокат в Черногории, Хорватии и т.д. Яхтинг стал развиваться не только как спорт, но и как образ жизни, и для меня было очевидно, что есть запрос на корпоративный яхтинг в Москве.
Но местный флот был слишком стар: 30-летние лодки были исправны и могли ходить, но эстетика процесса оставляла желать лучшего. Поэтому, немного отдохнув от олимпийского напряжения, весной 2013 года я приняла решение купить 10 одинаковых лодок французской верфи Beneteau и организовывать на них корпоративные и клиентские мероприятия в роскошном Royal Yacht Club на Водном стадионе. Проект PROyachting запустился уже в июне 2013 года. Через пару месяцев мы поняли, что отстаем от бизнес-плана примерно в два раза и решили, что нашей целевой аудиторией должно стать также растущее парусное сообщество, которому на тот момент в Москве на самом деле негде было встречаться.
— Так появились регаты по средам?
— Да, по сравнению со многими подмосковными клубами у нас просто золотое местоположение, к нам легко можно добраться вечером из офиса. И мы придумали формат еженедельных регат по вечерам Wednesday Night Race. Выбрали среду, так как это середина недели, люди за 3 дня уже устали и накопили стресс от мегаполиса, а здесь у них есть возможность в красивой атмосфере сесть на яхту, сбросить напряжение и с новыми силами продуктивно закончить рабочую неделю. Этот формат так понравился, что с третьей недели, с третьей регаты у нас уже были аншлаги.
— Этот формат доступен не только для профессионалов, но и для новичков?
— С первого дня работы проекта PROyachting нашим кредо было — простым языком и для широкой аудитории. Мы развиваем новый формат яхтинга: проектом занимаются и преподают в школе только профессионалы, только лучшие яхтсмены страны, потому что море — это не шутки, море — это стихия, но двери наши открыты абсолютно всем желающим. Я вообще уверена, что яхтингом надо заниматься не как спортом, а для удовольствия. Это приятное, красивое хобби на свежем воздухе, которым можно заниматься с друзьями или близкими. Здесь все органично: умеренная физическая нагрузка без перегиба на какую-то группу мышц, немного аналитики, голова и работает, и отдыхает от рабочих будней, приятное общение, природа. Такая комбинация факторов, которой ни в одном другом виде спорта нет. Главное, учиться этому под руководством профессиональных яхтсменов. Школ открывается все больше, но в большинстве из них преподают люди, сами год назад получившие права.
— Как проходят ваши занятия, сколько часов нужно отсидеть за партой, чтобы приступить к практике?
— Самый востребованный наш курс — базовая программа Competent Crew by PROyachting, где за 6 трехчасовых занятий мы объясняем азы практики и теории. Человек в первый же день садится на яхту. Для начала его знакомят с основной терминологией: благодаря Петру I вся она позаимствована из голландского языка. То, что мачта — это такая «вертикальная штука», знают все, а вот слово «гик» — более опасная «горизонтальная штука», которая летает у тебя над головой, — уже знакомо немногим. На яхте одновременно находятся 5 человек и профессиональный инструктор, который, анализируя, у кого какие навыки и кто на что способен, распределяет задания, буквально объясняя, кому за какую веревку тянуть.
Можно выбрать себе любую нагрузку, контролировать свою вовлеченность и при желании переключиться в режим «снимаю красивые виды». Женщины, например, сразу меньше делают ошибок с точки зрения внимательности и тонкой настройки: когда шкоты, т.е. веревки, натянуты, здесь уже речь о нескольких сантиметрах и надо тонко это чувствовать. А мужчины в основном берут на себя физическую нагрузку. Так что всем комфортно. Именно поэтому у нас учатся и участвуют в регатах совершенно разные люди — начиная от бизнес-элиты, известных людей и компаний, до простых людей, ищущих для себя новый вид досуга. Победителем сезона Wednesday Night Race стала, например, команда бизнес-школы «Сколково», ребята начинали с нами и теперь выступают на многих международных регатах.
— Но «простые люди» в большинстве своем убеждены, что яхты — это очень дорого.
— Это миф, и мы его активно развенчиваем. Парусный спорт — это не «яхта Абрамовича», это вполне доступно. Мы все обслуживание яхт берем на себя. Еженедельная регата, например, стоит 3 тысячи рублей с человека — это сравнимо со средним чеком в ресторане. И за эти 2,5-3 часа вы получаете совершенно уникальные впечатления, попадаете в другой мир, гоняетесь на лодках и даже получаете подарки. Например, главный приз сезона по итогам популярной серии регат Wednesday Night Race 2016 — часы модели Marine Diver из знаковой для бренда Ulysse Nardin коллекции Marine.
— Парусный спорт совместим с модой?
— Конечно. Как и в гольфе, одежда в яхтинге — это очень важно, у нас есть определенный дресс-код. Кстати, совсем недавно мы открыли шоу-рум прекрасного немецкого бренда Marinepool, лицом которого я являюсь. Это одна из лучших в мире фирм-производителей яхтенной экипировки. А еще очень важно помнить о косметике: в парусном спорте невозможно обойтись без хорошего солнцезащитного средства. Вы постоянно смотрите вверх на паруса и на солнце, а оно пристально смотрит на вас, и какие сложности возникают дальше, мы все знаем из многочисленных статей по косметологии. У нас в школе представлены солнцезащитные средства Clarins.
— Прошел курс для новичка, выиграл часы Ulysse Nardin, купил красивый образ от Marinepool, а что дальше? Как из разряда «модный дилетант» перейти на новый, более профессиональный уровень, чтобы, например, брать самому яхту напрокат в Европе?
— Competent Crew — это начальные навыки, когда вы понимаете, что и как называется и как этим управлять. А дальше, если вам понравился яхтинг и вы хотите развиваться, мы предлагаем стандарт международных прав IYT — International Yacht Training. На этом курсе — более серьезный подход. Чтобы брать яхту в Европе по своим правам, придется разобраться в метеорологии, навигации и т. д. Мы даем 48 теоретических часов и затем организуем двухнедельную практику в Черногории. А дальше вы сами выбираете маршруты! Самые популярные для новичков — Черногория, Хорватия, Греция и Турция. Сейчас Хорватия вошла в Евросоюз и там чуть сложнее с визой, но это мало кого пугает. Там красивые острова, они не дают большой волны, а значит, там вас ждет достаточно комфортный круизный яхтинг.
— А вы в отпуске на яхте ходите?
— А вы видели банкира, который в отпуске в банк ходит? (Смеется.) Я 25 лет на яхте, и тут, когда вдруг есть неделя отдохнуть, думаете, беру яхту — и в море? Яхтинг и так пронизывает мою жизнь от и до. Я даже машину паркую не задом, а кормой! И в отпуске от этого хочется спрятаться подальше. Я очень люблю горы. А некоторое время назад начала заниматься гольфом, потому что это тоже очень сбалансированный и красивый спорт. На Олимпиадах, чтобы отвлечься, я вышивала крестиком: стресс действительно выходит через мелкую моторику. Но, если честно, сейчас ни вышивать, ни отдыхать некогда, мы все-таки стартап…
— Но вряд ли в Москве сезон длится круглый год…
— Да, мог бы и подольше! У нас в школе сезон начинается 1 мая и заканчивается где-то в середине октября. Но с прошлого года мы этот сезон продлили: теперь мы в том же формате представлены в Имеретинском порту в Сочи. 7 ноября как раз стартовала наша зимняя серия регат Sochi Winter Cup by PROyachting, на которую с нами ездят те, кому московского лета мало.
— С какого возраста парусный спорт открыт детям, и есть ли у вас детский набор?
— Есть примеры очень раннего старта, но, по моему мнению, оптимальный возраст — это 9-10 лет. Парус — это спорт принятия решений, здесь нужно в каждый момент анализировать: повернуть или нет, перестроить парус или нет. Ребенок должен быть к этому готов. У нас пока нет детской секции, хотя мы почти уверены, что в следующем году она появится. А пока мы переадресуем всех желающих к моей шкотовой Татьяне Ларцевой, с которой мы прошли Олимпиаду в Афинах, она ведет детскую школу недалеко от нас.
— Возглавив «команду» яхтсменов-любителей, вы продолжаете следить за профессиональным спортом?
— Я не только слежу, я за него отвечаю в президиуме Всероссийской федерации парусного спорта. В этом году я была в Рио, следила за соревнованиями. Я верю в то, что спортсменам нужно помогать, потому что в одиночку этот путь пройти практически невозможно. Я человек очень сильный и целеустремленный, но даже мне было сложно в одиночку. Сейчас растет новое поколение в спорте, и я за него очень болею. Когда-то мне с трудом верилось, что все это будет восстанавливаться, но за 4 года нам действительно удалось сделать многое: переключить фокус на молодежь, дать им шанс и поддержку, знания и опыт. И Россия сейчас вполне достойно смотрится на международной арене.
Но досуговый яхтинг — это параллельный мир, он не пресекается со спортивным — изнурительным и сложным. Когда я занималась спортом, я работала с 7 утра до 12 ночи, была себе сама и логистом, и врачом, и тренером, и пиарщиком, и много кем еще… Это трудная, напряженная работа, и я почти завидую тем, кто любит яхтинг как хобби, кто посвящает ему только несколько часов в неделю. Яхтинг можно и нужно рассматривать как образ жизни, как прекрасный способ проведения свободного времени. Наша жизнь сегодня — это сплошное напряжение, дедлайны и неконтролируемый информационный поток. Поэтому, приходя в PROyachting, у вас будет возможность расслабиться и восстановить силы. Яхтинг — это здорово, красиво, просто и доступно.
Детали от Posta-Magazine
http://pro-yachting.ru/