Крупное культурно-кулинарное событие — «Русско-французские гастрономические сезоны» — этим летом прошло в Монте-Карло в рамках Года России в Монако.
В программе мероприятий
оказались не только ужины от четырех отечественных шеф-поваров, но и юбилейная игра «Что? Где? Когда?» и гала-ужин, посвященный балету «Щелкунчик».
Создатель и бессменный организатор проекта «Русско-французские гастрономические сезоны» — Наталья Марзоева. На протяжении шести лет ей удается с большим успехом знакомить европейскую публику с лидерами отечественной гастрономии и молодыми шеф-поварами, но фестиваль, похоже, не приемлет «кухонных» границ и все больше берет на себя функции культурного обмена.
— Русско-французские гастрономические сезоны — это хобби или бизнес?
— Хобби, перетекающее в бизнес. Правда, миллионов здесь не заработаешь, зато полно роскоши человеческого общения — самой большой роскоши, как писал Экзюпери. И для нас важна культурная составляющая: в этот раз мы впервые привезли в Монако игру «Что? Где? Когда?» и провели ее на двух языках. А главной темой гала-ужина стали эскизы Михаила Шемякина к балету «Щелкунчик» — и сам художник был на фестивале почетным гостем. Обмен культур для нас — главное, мы вообще не про гламур.
Наталья Марзоева, Марсель Равен (ресторан Blue Bay, отель Monte-Carlo Bay), Жан-Клод Брюжель (Cafe de Paris), Михаил Шемякин, Андрей Шмаков (Metropol Moscow Hotel) и команда поваров
— Вы проводите свой вечер в самом известном отеле города, где собираете монакских дам в красивых платьях, — что может быть гламурнее?
— Я имею в виду, что мы не только про красивую картинку — у нас еще и содержание имеется. Если человеку не интересна русская культура — музыка, литература, если он не знает, кто такой Шемякин, то он не придет на наш вечер.
— А я увидела полно девиц, которые просто пришли пообщаться и пофотографироваться. И Шемякин для них — часть развлекательной программы.
— Такие, конечно, тоже есть. Но людей, которым действительно интересно, — больше.
— Билеты стоимостью 600 евро на гастрономический гала-ужин и игру «Что? Где? Когда?» продавались успешнее или хуже, чем в прошлом году?
— Платные билеты — нововведение этого года, раньше были только приглашения. Ситуация изменилась из-за отсутствия спонсоров: надо было окупать проект. В связи с кризисом, который коснулся всех, очень сложный год оказался.
— Получилось окупить или проект оказался меценатским?
— Пока не могу сказать. Но так бывает в любом бизнесе — иногда ты много зарабатываешь, иногда мало.
— А имело ли смысл проводить фестиваль, если нет спонсора?
— Мы были заявлены в официальной программе «Год России в Монако», я уже не могла отказаться от его проведения.
Андрей Шмаков (Metropol Moscow Hotel) и Рокко Семинара
— Почему в этом сезоне не было наших звезд — Мухина, Казакова, Березуцких?
— У меня принцип такой: один известный шеф-повар и два-три неизвестных. Те же Березуцкие приезжали ко мне одними из первых. В этом году даты нашего фестиваля совпали со временем проведения в Москве российского этапа Bocuse d’Or, так что многие повара заняты там. Это досадно, но и радостно — для нас очень важно, чтобы Россия включалась в мировую гастрономию, в этом и есть цель наших «Сезонов».
Евгений Викентьев (ресторан «Винный шкаф», Санкт-Петербург) и команда поваров
— Со звездой этого сезона вы вроде уже неплохо знакомы?
— Да, об Андрее Шмакове, шеф-поваре ресторана Savva отеля «Метрополь», впервые заговорили после нашего фестиваля, когда мы привозили в Москву Кароль Буке. Кароль не только интересуется гастрономическим миром — она еще и вино свое производит, и мы ее представляли, конечно, не как актрису, а как винодела. А шеф-повара готовили под ее вино блюда.
«Новыми именами» в этом сезоне стали повара Евгений Насыров и Сергей Рулев из московского Café de Arts, а также Евгений Викентьев из питерского «Винного шкафа».
Шеф-кондитер Сергей Рулев и шеф-повар Евгений Насыров (ресторан Cafe de Arts, Москва)
Роман Марцынкевич и Жан-Клод Брюжель (Cafe de Paris)
— А с чего вообще начались «Сезоны»? Как тебе пришла в голову идея затеять такой большой и сложный проект?
— Несколько лет назад у меня возникло желание рассказать о современных шеф-поварах, которые стали появляться в России. Хотелось вытащить их из кухни. Могу сказать, что мы первый фестиваль, который поставил шеф-поваров в глянец: именно в рамках «Русских сезонов» отечественный глянец начал писать о них, до этого никто гастрономией не интересовался и никого из наших поваров в модных журналах не было. И прорваться было очень сложно.
— А чем ты занималась до того, как в твоей жизни возникли «Сезоны»?
— 18 лет назад я приехала в Париж изучать международное право, потом работала в ЮНЕСКО, а сменив много интересных мест работы, плавно пришла к организации культурных мероприятий. Первым стал Фестиваль французского кино и фотографии: мы привезли в Москву фотографов, которые давали мастер-классы, привезли французское кино — был полный аншлаг. И со мной в Россию в первый раз приехали французские шеф-повара.
А потом я решила, что неплохо было бы подобное событие провести во Франции. Что французы знают о русской кухне? Все на уровне «пирожки, водка, селедка». А так как русская гастрономическая культура ассоциируется с общением, то из этого симбиоза и родился фестиваль. Через гастрономию можно лучше узнать человека: приехав к иностранным друзьям, первым делом вы садитесь за стол, а не бежите в музей.
— И где обычно проходят эти фестивали — в Париже?
— И в Париже, и в Каннах, и в Ницце, и в Москве, и в Баку. География достаточно широкая.
— И так уже шесть лет?
— Мы делаем два-три гастрономических фестиваля в год. В 2015-м это уже второй — первый прошел зимой.
— А княжество Монако как появилось в этой географии?
— Здесь интернациональная культура и люди более открыты. А если честно, я оказалась в Монте-Карло, когда готовила фестиваль в Париже и подумала: если уж работать, то работать на солнце. На море, правда, не хватает времени сходить.
— Как пришло в голову соединить в этом сезоне приезд поваров с интеллектуальными играми?
— Мы думали, как бы отметить особенным образом Год России в Монако, и решили провести турнир «Что? Где? Когда?», тем более что у этой игры юбилей — 40 лет. Я познакомилась с Алексеем Блиновым, потом с Борисом Крюком, мы приняли решение игру делать и запустили весь процесс — вплоть до заказа стола.
— Ты показала во Франции и Монако почти всех наших звездных поваров, даже провела игру «Что? Где? Когда?», чем теперь будешь местных удивлять?
— Буду расширять фестивальную географию: хочу вместе с русскими поварами привезти поваров из Индии и Китая.
— Французы готовы к такому повороту событий?
— Благодаря тому что у них существует культ еды, они довольно любопытны. Как бы они ни любили все французское, им не лень открывать и пробовать новое.
Татьяна Геворкян, Сергей Николаевич и Мария Лобанова
Наталья Марзоева, Марина Геворкян («Сноб»), Сергей Николаевич |
Наталья Марзоева и Елена Шлыкова |
Мария Лобанова |
Татьяна Геворкян |
Михаил Шемякин
Борис Крюк, Алена Карпич («Что? Где? Когда?»)
Анри Фиссор, Азамат Рахимов, Алексей Блинов и зрители «Что? Где? Когда?»
Наталья Марзоева и Юлия Енькова (справа)
Наталья Марзоева |
Елена Шлыкова (справа) |