Культура

Макс Гошко-Даньков: «Я уверен, люди приходят изучить, что творится на земле русской среди художников»

Lena Lenda, «Эго»
Lena Lenda, «Эго»

Арт-индустрия — одна из наиболее пострадавших из-за мирового кризиса, вызванного пандемией. А в ней самой уязвимой категорией оказались художники. В некоторых странах им даже оказывают государственную помощь, например, в Германии независимым художникам, художникам, оформившим самозанятость, небольшим творческим группам, а также компаниям в этой сфере с менее пяти сотрудников единоразово выплатили субсидии размером до 9 тысяч евро. Причем оформление было максимально облегчено. Конечно, не везде есть возможность предусмотреть такую помощь творцам.

Но есть и другие способы — им можно дать возможность продавать свои работы.

30 апреля художник Макс Гошко-Даньков запустил платформу для молодых художников www.mgdankov.com, на которой они могут выставлять на продажу свои работы. Под площадку был переделан собственный сайт Макса. Для участия не нужно ничего, просто прислать работы и цену. Участники могут добровольно помочь проекту, внеся любую посильную сумму, хоть 5, хоть 500 рублей. Верхняя планка цены на творения при этом установлена в 15 000.

Мы поговорили с Максом о том, как ему пришла такая идея, как развивается проект и почему важно помогать художникам, даже если ты сам художник.

Ляля Киселева: Вашему проекту — платформе для продажи работ молодых художников — скоро исполнится один месяц. Это указывает на то, что идея такой платформы появилась у вас в разгар пандемии и самоизоляции. Как это случилось?

Макс Гошко-Даньков: Идея совершенно внезапно у меня выстрелила. Я все искал какие-то возможности поддержать людей, будучи художником и понимая, какова сейчас ситуация. Поэтому я запустил сначала Telegram-канал, куда выкладывал раскраски для семей с детьми, которые оказались в самоизоляции, чтобы им было чем развлечься. Потом мне просто пришла в голову мысль, у меня же уже есть готовый сайт, мой собственный. И дальше я довольно быстро его переформатировал, за неделю где-то.

MGDankov
MGDankov

— Какие-то минимальные итоги уже подводили по работе платформы?

— Да, я собираю аналитику у художников, они мне пишут, когда что-либо продают. Это мое условие, потому что я хочу понять, насколько действенна платформа. 29 апреля, до официального запуска, у нас был пробный день продажи на платформе среди своих, среди друзей. И уже в этот первый день я сделал на Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) ивент, пригласил туда порядка 200 человек, и было продано работ на 150 000 рублей.

Изначально я решил «окей, нужно поддержать художников», потому что меня никто не поддерживает. А я тоже художник, так что нужно как-то собраться, консолидироваться, решить, что с этим можно сделать. Сделал опен-колл, на этот опен-колл начали потихоньку отзываться художники. Я думаю «так, окей, соберу 10 первых и откроюсь». Но к моменту, когда я открылся, уже было 20 заявок от художников.

— Почему такая максимальная цена?

— Поскольку сейчас все сидят в самоизоляции, кто-то потерял работу, у кого-то сократились доходы, кто-то доживает на накопленном, то есть все разного уровня, но в одинаковом положении, то основная идея у меня была, чтобы цена оказалась доступна для каждого. Чтобы можно было смотреть работы на сайте и не задумываться о том, что тебе это может быть не по карману. Поэтому максимальная цена на платформе — 15 000 рублей. Мне почему-то захотелось именно такую цифру, я мерил, в принципе, по себе: сколько мне было бы окей, если бы я смотрел на сайте работы художников, имена которых мне неизвестны. Но мне бы что-то вдруг понравилось. Так называемый эмоциональный порог. Также я установил лимит работ для загрузки, потому что я все это вел сам, и когда я взял в работу первых двадцать человек, то понял, что больше 10 работ для каждого художника загружать у меня просто физически нет возможности. А сейчас, когда их сто, можете себе представить, то есть, тысячу работ я уже загрузил.

Stereo Boogie, Monkeys
Stereo Boogie, Monkeys

— То есть, у вас для этого помощников нету, все делаете своими руками?

— Да, обычно я утром встаю, у меня уже есть ритуал: делаю зарядку на балконе, потом сажусь, с ортопедическим ковриком, чтобы спина не болела, и загружаю работы на сайт. И если раньше я был очень лоялен к отбору, потому что это были первые заявки, то теперь я, конечно, отбираю ребят, чтобы они и по стилистике подходили к площадке. Поскольку там уже сложилась некая жанровая история, что-то, что лучше продается, да и просто общая визуальная картина.

— А вы отправляете какой-то фидбек художникам, как-то комментируете свой выбор, даете рекомендации?

— Я, честно говоря, не делаю такого полного цикла консалтинга, это не моя функция. Я отдаю все на откуп самим творцам, то есть, по факту, я не должен их направлять. Выстрелит или не выстрелит их работа — персонально это определять я не могу. Но я все равно накапливаю некие наблюдения, некий бэкграунд в результате работы с площадкой. И могу сказать, что те люди, на которых я делал ставку, их работы выстрелили где-то в 40% случаев. Часто выстреливали люди, которых я ставил на площадку, и их работы были ок, но довольно проходные. Например, в первый день у автора, который рисует горы, в хорошей технике, но это были просто горы, ничего другого, все шесть работ купили.

Для меня это было открытием.

Потом есть еще автор, тоже популярный на площадке, рисует в комиксовом стиле про космос. Это больше похоже на детские рисунки, очень милые, прикольные в своей технике. Тут тоже было продано порядка 4-5 работ зараз. А серьезные художники, которые заявлялись с большими работами, с полотнами, их не очень воспринимают. С чем это связано, я не могу объяснить. Возможно, аудитория ищет какой-то легкости или очевидности, а не идеи в работе, которую нужно додумывать, домысливать, которая грузит. Видимо, нужно что-то, что играло бы сразу. И плюс очень важен интерьерный аспект. Потому что не у всех есть лофты с белыми стенами, где можно повесить практически что угодно и оно будет красиво смотреться. Квартиры у всех очень разные, и люди, конечно, под себя подбирают, под свой стиль.

Gipsy Vova, «Мой дом – моя крепость»
Gipsy Vova, «Мой дом – моя крепость»

— А от художников какие отзывы — насколько для них это большое подспорье и какие у них вообще сейчас есть альтернативы?

— Есть несколько площадок в России, одна из них «Шар и Крест». Это сообщество в Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации), которое появилось еще до пандемии, до всей этой самоизоляции, там люди выкладывают достаточно бюджетные работы, кто-то графику, кто-то живопись, до 5-10 тысяч рублей. Это уже зарекомендовавшая себя площадка, там много участников, порядка 5000, там даже Айдан Салахова себе что-то покупает. Но такого плана площадкам мешает кураторский надзор, например, в «Шар и Крест» присутствуют кураторы «Гаража».

То есть вы просто так не сможете пройти.

Плюс ко всему у меня есть знакомый художник, очень талантливый, Сережа Дорохов, у него острополитические сюжеты в картинах, ему туда тоже очень редко дают доступ. Потому что избегают острых тем. На нашей платформе Дорохов представлен, и там у него есть, например, портрет девушки с украинским флагом.

У нас, кстати, вообще широкая география. Конечно, есть необходимость, чтобы художники были русскоязычными, поскольку сайт российский и аудитория тоже локальная. Но при этом художники разбросаны по миру. Есть автор, который живет в Лос-Анджелесе, есть девушка, которая работает из Дубая, есть пара-тройка человек из Украины, то есть нет никаких границ в плане национальной принадлежности. Главное, чтобы владели русским языком.

Сергей Дорохов, «Расходный материал»
Сергей Дорохов, «Расходный материал»

— На сайте сейчас в основном представлена живопись, планируете ли расширять категории — привлекать скульпторов, например?

— У нас есть на платформе немного арт-объектов, но в основном картины, есть также фотографии. Изначально я звал и скульпторов, и дизайнеров, но скульпторы почему-то не откликнулись особенно. Я думаю, что здесь есть вопрос цены просто-напросто, потому что 15 000 рублей может оказаться слишком низкой ценой для скульптуры.

— А что вам говорят на это люди из арт-бизнеса, галеристы? Не спрашивают «Ты что, с ума сошел? Зачем тебе все это надо? Ты с этого ничего не имеешь» или наоборот говорят «Классно! Отличная идея!»?

— Этот вопрос о том, зачем мне это нужно и почему я ничего не получаю взамен, он звучит всегда первым, когда я общаюсь, например, с галереями каким-нибудь. У нас на площадке — я говорю «у нас», потому что воспринимаю это уже как группу, а не как себя лично — помимо независимых художников представлены также галереи. Там есть три галереи, причем достаточно серьезные. Это «Астра», Askeri Gallery и betweenwindows. И вот betweenwindows, которые как раз заточены только под фотографию, уже штук двадцать продали работ и жутко счастливы. Так что многие из участников платформы, как независимых, так и галерейных, они, хоть и не говорят, но в первую неделю продали свой месячный объем.

— Планируете ли вы как-то расширять проект, может быть, делать в рамках платформы онлайн-встречи с наиболее популярными авторами или наоборот с теми, кто менее популярен, но стоит продвижения какого-то?

— Я, честно говоря, верю в органику. Так же, как в начале, когда я делал проект, я не ставил перед собой никакой цели, в смысле, никаких не устанавливал планок, типа, надо тогда-то прийти к таким-то результатам, первый миллион посещений за неделю, такого плана. Я просто запустил и хотел посмотреть, это вообще будет работать, нужно ли оно. Будет ли отклик или нет. Оказалось, что это нужно и это прикольно.

Для меня это тоже очень большой опыт, потому что много имен я открываю для себя сам.

И я уверен, что за нами сейчас следят и галеристы, и агенты, и кураторы, они все равно смотрят на все это. Представляете, сто человек на площадке, и добрых 90% из них ты никогда не видел, никогда не встречал их работ, просто проходил мимо, а тут они все собраны, и их можно повнимательнее рассмотреть. Это огромная витрина, и я более чем уверен, что приходят люди, чтобы просто изучить в принципе, что творится на земле русской среди художников. И это само собой, органически, даст определенный результат.

Yura Zabse, «Прогулка»
Yura Zabse, «Прогулка»

— Вам поступали какие-либо предложения о партнерстве, кто-то предлагал помощь?

— Я сделал клич в первые две недели о том, что у меня не хватает трафика на площадке. Мы провели первое мероприятие вот это среди своих, потом начали двигаться к открытию, и я понял, что мне нужен трафик. И плюс ко всему, так как ребята продаются, у меня нет строгой комиссии, но я сразу им говорю, что есть добровольный взнос. Я сразу им объяснил, зачем нужен этот фонд. Этот фонд, для которого я специально сделал отдельный Яндекс-кошелек, вообще впервые в жизни завел его, чтобы не путать ни с какими своими счетами, — туда падает столько, сколько вы захотите туда перечислить, хотите, 100, хотите, 1000.

Это добровольный взнос, самое главное просто участие, даже 50 рублей.

Потому что эти деньги вот уже третью неделю я трачу на продвижение платформы в Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации), каждая неделя мне обходится в 105$, то есть, уже первые 315$ мы потратили. А вторая, не менее важная история, это то, что, если остается бюджет, я выкупаю работы ребят, которые либо проседают в продажах, либо недооценены. Я уже помимо этих 315$, которые потрачены на рекламу в Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации), купил две работы. Пока не знаю, что я с ними буду делать, возможно, передам в какую-нибудь галерею, или у меня есть связи в Департаменте культуры, может, туда отдам. То есть не факт, что они будут висеть у меня дома, а я буду на них смотреть, важничать и говорить «вот, хотя бы это я заработал», нет. Это для поддержки художников. И, конечно, поступали предложения. Сразу откликнулись на проблему с трафиком «Яндекс». Mail.ru, но, к сожалению, сейчас не получилось обеспечить какой-то трафик.

Но я могу сказать, что нас поддержал Viber.

Viber сделал нам сообщество, где теперь каждый день я делаю посты, как раз представляю художников, есть у меня там еще такая веселая тема — кто ты сегодня? — и там я выбираю какие-то три жанровые работы художников, и люди голосуют. Например, 300 человек проголосовали, 300 человек, значит, познакомились с этими художниками.

Плюс ко всему есть у меня в планах, поскольку я художник и могу сказать, что я достаточно успешный, без короны, но я знаю, что такое работать с брендами, и так далее, — я хочу сделать плацдарм для такого первого этапа сотрудничества для художников платформы с известными брендами и уже веду переговоры. Это будет некоммерческий проект, в этот период, когда бренды все падают, и фэшн, и бьюти, но это будет по крайней мере для того, чтобы, когда художники будут участвовать в совместных каких-то акциях с брендами, у них появился некий дополнительный вес, и дальше они уже пойдут самостоятельно с гордо поднятой головой. Как когда-то пошел и я сам.

Art Fro, «Офис»
Art Fro, «Офис»

— Какие у вас личные проекты на ближайшее будущее запланированы и как переносите самоизоляцию?

— Для меня самоизоляция не болезненна. Как раз случилось так, что я 29 января вернулся из всех своих поездок, 31 января у меня было последнее мероприятие, после этого я засел дома. Но это обычная история, потому что зимний период для меня убийственен. Обычно я сижу дома и работаю. Мало проектов и много творчества. Поэтому для меня вообще никакой ломки не случилось. Для многих это событие — дома сидеть, все, жесть. Понятно, что информационный фон отличался от обычного. Поэтому суперпозитивного настроя не было с утра, чтобы прямо скакать и радоваться жизни. Но в любом случае я придумывал для себя какие-то активности, очень много и писал, и рисовал, и раскраски делал, и картины большие, все это случилось.

Плюс как раз Telegram-канал и сайт запустил в том числе для того, чтобы самому не упасть на эмоциональное дно.

Могу сказать, что сейчас у меня есть в разработке и в активной фазе проекты. Я вхожу в жюри конкурса Zadig & Voltaire, которые бросили опен-колл дизайнерам, чтобы им придумали дизайн для их аромата. Это совместная акция Zadig & Voltaire и Л’Этуаль. И они меня выбрали в жюри, я только рад посодействовать. Это еще очень круто совпало, потому что я как раз запустил сайт, и они вышли на меня, и я вижу, что много ребят, которые представлены на платформе, участвуют в этом конкурсе. Для меня это приятно, что все это как-то вместе легло. И на ближайшее будущее парочка проектов у меня будет на лето.

Детали:
Поддержать художников и приобрести их работы можно на www.mgdankov.com.

22 мая 2020
Ляля Киселева для раздела Культура