Первый магазин в Нью-Йорке — это не просто дебют Добряковой в Штатах, а первый бутик какого-либо российского дизайнера на Манхеттене. И это, конечно, здорово!
Фото: Николай Богданович
Стиль: Арина Ломтева
Make-up: Julia Rada
У меня давно создалось ощущение,
что после Добряковой «футболки-толстовки-худи» с прикольными надписями и картинками делают все. В нашей стране — точно. Дизайнеры, светские девушки, стилисты и визажисты. Со стороны все выглядит так, как будто это чуть ли не самое простое занятие в городе.
Встретившись с Катей в ее любимом Pinch на Патриках, я точно знала: будем много шутить, уплетать традиционный омлет с трюфелем и обязательно «пройдемся» по героям нашего любимого светского общества. Но мне хотелось не просто очередной веселой беседы с Катей — хотя чувство юмора у этой девушки отменное, а чего-то более серьезного. Не обидно ли ей, когда лучшие друзья берут и делают «все то же самое», а она узнает об этом самая последняя? Не грустно ли от того, что критики моды, журналисты и блогеры (куда же сегодня без них) приговаривают: «Платье сшить — это вам не толстовку сочинить».
Но кто бы что ни говорил, а «добряковское» чувство юмора, помноженное на четкое ощущение времени, и неожиданный для такой приятной и симпатичной девушки сарказм сделали свое дело — все компании бросились заказывать ей толстовки с классными надписями, потом появилась линия платьев, а сегодняшним итогом стал модный и красивый бутик в Нью-Йорке, помимо любимого магазина на Патриках. Когда мне пытаются что-то рассказывать о тонкости стиля того или иного известного персонажа, востребованности, тиражей и причин популярности, я вспоминаю фразу Филиппа Киркорова на вопрос о том, кто же круче на российской поп-сцене: «Встретимся у кассы!». Ведь не поспоришь.
— Татьяна Сабуренкова: Катя, почему вдруг Нью-Йорк? Все наши звезды и дизайнеры стремятся в Париж, Милан, хотя бы в Лондон.
Катя Добрякова: Нью-Йорк — это огромное общество потребления, от китайской кухни до нанотехнологий. В Америке люди открыты всему, они часто делают покупки, проникаются каким-то новым lifestyle. Раньше было принято одеваться в супердорогие марки, сейчас тренд явно сместился в сторону street style, и все моментально на это реагирует. Посмотри, что делают в Gucci? Разрисовывают баллончиками куртки. Раньше это было бы невозможно.
— Не понимаю просто, как ты не боишься конкуренции? Там же все уже есть.
— Вот у нас точно силен стереотип: «В Сохо можно купить все на свете, в том числе дизайнерские вещи». Но это миф. У меня не так давно была с друзьями-артистами конкретная задача — найти оригинальные вещи для их выступлений, что-то интересное, чего нет у других. И мы в этом самом Сохо сбились с ног. Найти что-то оригинальное нелегко. Мы обошли все места-рекомендации и ничего не нашли! Одна лишь витрина меня заинтересовала. Помню, как я хотела ее сфотографировать, но тут выбежал хозяин и запретил мне это делать, даже на телефон. Оказалось, что масса туристов из Азии приходят в такие магазины просто, чтобы сфотографировать. А потом у себя сделать то же самое. Даже Zara к ним наведывается. Выискивают молодых интересных дизайнеров и воруют идеи.
— Ну и к тебе сейчас начнут заходить, воровать идеи. Сейчас треть рынка так живет.
— Наверное. Но случай забавный. Он запретил мне фотографировать, мы разговорились. Он спросил, что на мне надето, а я была в своем свитшоте, рассказала ему, что я сама дизайнер. Он попросил показать мне свою коллекцию, через 5 минут он — внимание — уже сделал заказ, а через неделю уже получил первую поставку. Обещал прислать мне фото, как он «нарядил» в наши вещи витрины, но когда я через два дня поинтересовалась, как идут дела, и не пришлет ли он фото манекенов, он написал, что на витрины вещи попасть не успели, он уже все продал. Продает он нас хорошо. Поэтому я сразу поняла: американский рынок хорош для такого easy shopping. У нас интересные вещи и не очень высокие цены. Именно тот продукт, за которым люди идут в Сохо, а не на авеню Монтень.
— И все-таки про воровство в моде. Твое мнение? Проще всего ведь сказать: «Я этим вдохновилась, ничего не знаю!»
— Года два назад мы начали делать джинсовые разрисованные куртки, и это стало трендом. Сделали коллаборацию с Disney, которая тоже отлично продавалась. С тех пор нас все «достали», все теперь это делают. Финансово мы ничего не теряем: наши клиенты все равно ценят наше качество… Сложнее бороться именно с воровством. Есть такой аккаунт в Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) — Daria Maria Design, так те у нас украли просто все. Так и пишут про себя: а мы сделаем вам дешевле! Появилось несколько брендов — копии концепции с индивидуальной вышивкой. Одному из таких брендов мы звонили, даже сохранили аудиозапись: «Здравствуйте, подскажите, сколько у вас стоит куртку разрисовать? — 5 тысяч рублей. — А можно как у Кати Добряковой? — Конечно, к нам многие ее клиенты приходят, потому что у нее очень дорого. — А вышивку как у Кати сделаете? — Конечно, а как вас зовут?» Ну мы, понятное дело, бросили трубку.
— За счет чего ты делаешь так, что вещи качественные, а цены нормальные? Урезаешь себя в прибыли?
— У нас же собственное производство, даже свои вышивальные машины. То есть мы сами делаем полный цикл. Я постоянно пытаюсь держать марку в определенном ценовом сегменте. Мы понимаем свою нишу: стремимся быть на 4-м этаже ЦУМа, не дороже, хотим стоять рядом, например, с Marc by Marc Jacobs.
— Чем это отличается от классного масс-маркета? & Other Stories, например?
— Это вторые линии: клевые, в них не экономят на количестве стежков и качестве вышивки, но цена у них вменяемая. Фишка в том, что наш продукт может купить и человек со средней зарплатой, и с высоким достатком — в свой гардероб в стиле casual для виллы, путешествий или спорта.
— И все же ты сделала коллекцию платьев, чего от тебя мало кто ожидал.
— Да, она есть, но изначально все началось с футболки, и я об этом помню. Тогда наша первая футболка стала очень популярной, такой, на злобу дня. В 2010 году мы сделали принтом фразу «Кабы я была царица». Эта история — часть нашей биографии. Потом я сделала футболку про черного и белого президента в Америке. Это тоже многие начали носить.
На Кате: платье Sara Roka, туфли Jimmy Choo
— Ты чем-то зарабатывала параллельно, пока развивала стартап?
— Дизайном интерьеров. Но 2009 год был кризисным. Бизнесмены-клиенты свои «запасные» студии и квартиры для детей и любовниц перестали «делать». Всем нужно было доучивать детей в Лондоне, и люди стали продавать эту недвижимость, продались все недостроенные объекты, которые были у меня в работе. Не могу сказать, что я сильно расстроилась. Я придумала заняться декоративными подушками для интерьеров и даже сделала свой бренд, который успешно продавался в «Республике». А уже потом из него вырос бренд одежды, потому что принты «перескочили» с подушек на футболки.
Меня долго уговаривали начать делать одежду, но я не чувствовала себя в этом комфортно, потому что образование я получала все-таки по классу графического дизайна. Но вся эта история с тканью и рисунками на ней оказалась очень дорогой. Но получалось так: все, что мы зарабатывали на свитшотах, тут же тратили на основной бизнес: принты на тканях, подушки. И я поняла, что нужно заниматься чем-то более коммерческим и понятным, тем, что можно поставить на производство, не выклевывая себе каждый раз мозг. Сейчас стало все проще: много русских дизайнеров и много компаний, которые привозят в шоу-румы ткани, много интересной фурнитуры, а шесть лет назад с этим было значительно сложнее. Мы поставили вышивальную машину, которая делает индивидуальную вышивку, и сделали линию вещей для дома: халаты, пижамы. Мы в этом были первыми. Это было три года назад в декабре.
— Кто был первым твоим покупателем: это все твои друзья или все же «люди с улицы»?
— Скорее, это была новая волна клиентов, которую заинтересовала наша обновленная концепция. Это была коллекция смешная с бургерами и макаронами: сложная вышивка, выпуклые картинки. Новое дыхание бренда.
— Если вернуться к стартапу: что бы ты посоветовала людям, которые начинают свое дело?
— Каждый уважающий себя москвич должен иметь свою линию одежды теперь. (Смеется) Нет, ну правда, на какую тусовку не заедешь: кто-то обязательно обсуждает собственную линию одежды. Раньше хотя бы обсуждали отношения, было интереснее это слушать.
— В пределах Садового это действительно так. Все думают, что на одежде просто заработать: главное, чтобы парочка известных людей носила, а остальные — потянутся. Эдакое стадное чувство.
— Это тренд. Раньше модно было певицей быть, теперь модно быть дизайнером. В последнее время певиц-однодневок как будто стало поменьше. Но если у тебя есть деньги, то ты срочно едешь в Париж и делаешь показ какой-то. Если денег не так много, то можно и в Москве.
— Обязательный вопрос — кто из дизайнеров тебе самой нравится, вдохновляет тебя, на кого ты готова тратить собственные деньги?
— Мне сейчас очень нравится то, что делают Gucci. Это мода на грани современного искусства. Уникальные у них вещи, масштабы, пропорции, цвета, фактуры, вышивки… К своей истории с монограммами они добавили современную среду. Было время, когда я восхищалась принтами Mary Katrantzou, она в этом была первой, но сейчас как будто сбавила творческие обороты. А вот Vetements, по которым все сейчас сходят с ума, мне менее интересны как концепция. Еще мне часто нравится то, что делает Стелла Маккартни, нравятся принты у Marni. Я люблю не столь концептуальные вещи, как у Vetements, а что-то более позитивное, флористическое. В моде для меня должна быть живопись, это мое. Это как в интерьере: кто любит минимализм, тому классика никак не подойдет.
— Я часто просматриваю ленту на Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) и вижу твои комментарии. Часто это некие «вбросы» о том, о чем многие думают, но не решаются сказать. Директор твоя Арина — такая же храбрая. Вы как будто на своей волне и никого не боитесь?
— Бренд «Катя Добрякова» стал широко известным в русских кругах, потому что мы показали, что можем и умеем. Наша история со смешными футболками развивается ярко, и мы буквально задали этот тренд. Без ложной скромности, в 2010 только Симачев этим занимался, а, например, прекрасный и талантливый Александр Терехов создавал платья. А я делала именно футболки, по ним меня знали. Потом друг появляются у бренда Терехова футболки с надписями — вместо принтов — имен: Равшана, Светлана… Да, мне было смешно, и я честно об этом писала в соцсетях. Мы постоянно придумываем какие-то идеи интересные, а тут — просто имена. Я тогда ради смеха попросила Арину найти свое детское фото, она нашла карточку с осликом, и я сделала футболку с этим фото и надписью «Арина». Какой был отклик? Оксана Лаврентьева написала у себя в соцсетях, что молодые начинающие дизайнеры копируют ее идеи! Потом долгое время со мной никто не здоровался…
На Кате: платье N 21
— В русском бизнесе чувство юмора — потерянная категория, разве нет?
— Это какой-то непонятный снобизм. Вот Тема Королев — мой ближайший друг — сделал свою линию свитшотов, только мне забыл об этом сказать. Тоже пример. Я страшно обиделась и сделала в единственном экземпляре футболку «ответную», но не показала ее никому. А надо было тираж делать. Наверное, характер у меня такой: я не люблю в себе держать обиду.
— Мне вот еще что интересно. Все знают, что Добрякова дружит с Димой Биланом. Хохочете вместе, ты ходишь на его концерты. Но у нас, по сути, шоу-бизнес и светская история — вещи разные. Тех, кто ходит на «попсу», редко зовут на званые светские ужины. Ты — одна из немногих, кого это не коснулось. Почему?
— Когда я начинала, то была человеком совершенно не из светской тусовки. Я окончила провинциальную художественную школу на окраине Москвы. Я была из другого теста и никого не знала, дружила с Шурой «Би-2» и через мою подругу познакомилась с какими-то рок-героями, дружила с Сашей Васильевым, делала обложки для «Сплин», «Ночных снайперов». Мои обложки считались чуть ли не самыми концептуальными на тот момент.
И вот вдруг — Дима Билан (Смеется). Мне многие начали говорить из рок-тусовки: «Ты зашкварилась!» Мне пришлось сленг изучать, чтобы понять, кто и в чем меня обвиняет. Максим Лейкин, бывший директор «Морального кодекса», такие дизлайки мне ставит на Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации), когда я выкладываю какие-то фото с Биланом! А продюсер «Би-2» и «Сплин», с которым я очень дружила, когда мы все это делали, недавно сказал мне, что не будет со мной общаться. Я говорю: «Ты с ума сошел?» То есть в каждом сегменте есть свои «терки»: попса больше зарабатывает и поэтому рокеры их не любят, светская тусовка не особенно любит попсу, и пошло по кругу. Люди не понимают, что в каждом сегменте есть крутые имена, классные люди, а уже потом имидж, заработки и все остальное.
— Наша рубрика называется Women in Power. Про женщин, которые добиваются успеха и вдохновляют своим примером. Ты помнишь свое состояние, когда впервые ясно поняла: «У меня получилось, не зря я рисковала»?
— Я не очень на себе этот успех ощущаю. Эта история ощущается только тогда, когда ты что-то теряешь. Как и в отношениях с людьми. Пока у меня, скажем, есть какой-то успех, я его не понимаю.
— Ну, на улицах тебя же узнают? Вот мы съемку делали на Патриках, было очевидно, что прохожие знают тебя, пусть и не все.
— Далеко не все. Скорее, больше я понимаю, что у меня реально что-то круто получается, когда вижу людей в своих вещах: в Нью-Йорке том же, в Париже, в Лондоне, в «Кофемании» в Шереметьево. Вот это реально крутое ощущение, оно придает сил.
— Многие, у кого что-то начинает получаться, меняются: теперь можно расслабиться, пусть другие все за меня делают. У тебя уже наступил этот период?
— Это вообще другое, свой бизнес — это как огромный кусок твоей жизни, я без этого жить не могу. Не представляю, как я проснулась и не пошла на работу. У каждого есть какой-то кайф в жизни, и мне безумно повезло, что у меня он — именно на работе. Это позволяет двигаться вперед.
— И все-таки вернемся к платьям. Мне не дают они покоя. Зачем тебе платья на вешалках, если у тебя ДНК бренда — совсем не в этом?
— Наверное, мне стало тесновато в прежнем состоянии. На меня стал распространятся эффект от дизайнеров-самоучек и дизайнеров-жен успешных бизнесменов — все начали делать свитшоты. Мне не очень хотелось быть в этой компании, и мы решили ввести какое-то количество новых моделей. Джинса, юбки, платья — базовые вещи, но обязательно с какой-то фишкой. Но это не вещи с какой-то определенной посадкой. Мне не нужно, чтобы ко мне приходили и говорили: «Мне хочется закрывать коленки, а сестре — наоборот, мини нужно». Не хочу с этим связываться. Поэтому мы делаем сарафаны на лето, чтобы ты увидел и понял: я могу эту вещь надеть даже без примерки. Это вещи, которые не требуют определенной фигуры. С нашими моделями не приходится думать, кому расставить вытачки под большую грудь, а кому нет. Я больше про цвет, фактуру, принт, я же графический дизайнер, и хочу заниматься именно этим. Но нужно, чтобы в этой одежде можно было не только сесть в самолет, но и пообедать с кем-то модным, своя стилистика обязательно должна быть. Свитшот с рюшами на рукавах, зауженные брюки со стрелкой и с рюшей…
— Ты просматриваешь глянец, следишь за модными трендами?
— Нет, не интересно. Ни как дизайнеру, ни как девочке. В самом начале своей карьеры модного дизайнера у меня был ультиматум против глянцевых трендов. Я глянец не открываю, хотя Арина, мой директор, читает от корки до корки. Весь печатный модный мир меня не увлекает.
— А как ты делаешь шопинг, без подсказок редакторов?
— Я могу просто погуглить для вдохновения какие-то новинки современного искусства, какие-то фотоблоги. Но тренды — это точно не мое. Художественный подход — вот из чего рождается коллекция. Это может быть мультфильм, произведение искусства, какая-то невероятная иллюстрация. Это не тренд, это называется «гнуть свою линию» (Смеется).
Часто я покупаю довольно дешевые вещи, а мне потом не верят, что это не брендовая вещь. Недавно один светский друг расхваливал мою куртку. А откуда она? Я зашла в H&M и купила ее за 100 евро. Оказалось, это какая-то модель, за которой все гонялись!
— Давай про модных героев поговорим, звезд street style хроник, блогов. Есть у тебя любимые герои?
— — Мне нравится, как Наташа Гольденберг одевается. И совсем не нравится, когда люди одеты так, что очевидно: они стояли перед зеркалом дома и прямо надумывали свои образы, как бы посложнее, да чтобы попасть в светскую хронику. Брр! Это как субкультура — как раньше граффити на стенах рисовали, так теперь себя превращают в стену.
Калли Риф, Катя Добрякова, Саманта Анджело
София Макс (Beyond The Mag)
Динара Сафина, Валерия Красовская, Катя Добрякова
Виктория Крутая; Катя Добрякова и Анна Нетребко; Саманта Анджело и Марат Сафин
Детали от Posta-Magazine
Sara Roka, Jimmy Choo, N 21: ЦУМ, ул. Петровка, 2, тел.: +7 (495) 933 73 00