Звезда балета, танцовщик с фантастической техникой и темпераментом, премьер Михайловского театра Иван Васильев готовит полноформатную хореографию собственного сочинения — «Рождественскую историю» по мотивам повести Чарльза Диккенса, премьера которой состоится 31 декабря на сцене Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге.
На Иване: трикотажные шорты Sansha,
пиджак из плотной хлопковой ткани Masnada
Фото: Валентин Блох
Ассистент фотографа: Александр Огурцов
Стиль: Арина Ломтева
Груминг: Юлия Художникова, Надежда Шестакова
Видео: Вадим Вереницын
Благодарим Михайловский театр оперы и балета и лично Дарину Тимофееву
за помощь в проведении съемки и подготовке интервью
В качестве хореографа Иван Васильев
дебютировал в 2015-м, чем заслужил премию журнала GQ в номинации «Открытие года». Posta-Magazine поговорил с Иваном о его первом полномасштабном спектакле, авторитетах в жизни и профессии, а также о балетных мифах.
Инна Логунова: Расскажите о предстоящем спектакле «Рождественская история». Вы давно вынашивали эту идею — или она возникла спонтанно?
Иван Васильев: Идея постановки возникла спонтанно, а вот историю о старике Скрудже я знал от начала до конца еще совсем маленьким. Мне она всегда очень нравилась и напоминала о новогодних праздниках. Если честно, новогодних балетов не так уж и много. В это время почти без исключения на всех сценах мира танцуют «Щелкунчика». И я, конечно, не исключение. Но когда в очередной раз я понял, что в новогодние праздники мне опять выходить на сцену в этом спектакле, то подумал: «А почему бы не разнообразить новогодний репертуар театров?» Моментально вспомнил о Диккенсе, и меня было уже не остановить. Господин Кехман (художественный руководитель Михайловского театра Владимир Кехман. — Прим. ред.) поддержал мою идею, и артисты Михайловского театра, спасибо им огромное за это, с энтузиазмом начали репетировать.
Если вы читали Диккенса, то прекрасно понимаете, что эта повесть — не сладкая детская сказка, а драма с фантастическим сюжетом и глубокой моралью. Именно этим она интересна взрослым и любопытна детям. Я сам выйду в необычном для себя образе, в моей постановке будут интересные декорационные находки. Некоторые секреты постановки приоткрыты уже в тизерах к спектаклю. Так что следите за ними на моих страницах в соцсетях и в аккаунтах Михайловского театра.
Тизер балета «Рождественская история»
Эксклюзивная премьера Posta-Magazine: Дух Будущего Рождества — Валерия Запасникова
Видео — Екатерина Бугрова
— Как проходят репетиции? Что дается легко, в каких моментах возникают трудности?
— Репетиционный процесс проходит как всегда: тяжело, весело, ярко. Рождается что-то новое, задуманные идеи всегда преображаются, выходят за свои рамки и развиваются. Работа идет, и это главное. А трудностей нет, потому что все сложности в моей жизни преодолимы. Нет ничего такого, что сбило бы меня или остановило.
На Иване: безрукавка из шерстяной ткани Z Zegna,
шерстяные брюки Louis Vuitton
— У вас уже сложилась в голове готовая хореография или она рождается в процессе репетиций?
— Хореографию я придумываю в зале, а идея спектакля, какие-то режиссерские находки, конечно, обдумываю заранее, вынашиваю в течение какого-то времени.
— Почему вы выбрали музыку Чайковского для постановки?
— Я очень люблю музыку, постоянно что-то слушаю и ищу. И при создании хореографии в первую очередь для меня важна музыка, от которой я и отталкиваюсь. В данном случае Чайковский идеально попал под мое внутреннее состояние. Можно сказать, что наши с ним мысли совпали. (Смеется) У меня сразу балет визуализировался. Пошли образы, картинки, идеи. В спектакле прозвучат пьесы из «Детского альбома» и цикла «Времена года», фрагменты из симфоний.
На Иване: трикотажная водолазка Damir Doma,
брюки из шерстяной ткани Louis Vuitton
— В вашей творческой биографии уже несколько работ в качестве хореографа. Когда, в какой момент вы почувствовали, что хотите не только танцевать, но и ставить?
— Давно. В 12 лет или раньше я уже мечтал и думал о том, что хочу ставить. Кстати, это мое желание — очень важная составляющая, которая держит меня в профессии. Мне всегда было интересно не просто перенимать чужие идеи и хореографию, но и разбирать сам танец, придумывать и вносить нечто новое в уже законченные постановки. Люблю создавать новые образы, добавлять характерные черты, копаться в языке танца и внедрять свои идеи даже в классические балеты. И теперь в роли хореографа у меня есть абсолютная возможность создавать что-то полностью свое, уникальное и, надеюсь, интересное.
— Какие сюжеты вас привлекают как хореографа?
— Непростые. Сюжеты, в которых есть мораль, конфликт. Мне интересна борьба человека с самим собой, с социумом. Интересен вызов, после которого человек становится лучше, развивается, меняя себя и мир в лучшую сторону. Поэтому в моих балетах главный персонаж обязательно трансформируется, преображается.
На Иване: трикотажная майка с длинным рукавом Berluti
— На сцене вы всегда поражаете бешеной, какой-то сверхчеловеческой энергией. В чем ее источник?
— Во мне. Сверхчеловеческая энергия… ну, это весь я. (Смеется)
— Самое сложное ваше выступление — технически и эмоционально?
— Каждое выступление сложное. Но, как я всегда говорю, сложности только закаляют.
На Иване: трикотажная футболка Ermengildo Zegna, брюки Boss
— Вы хотели бы попробовать себя в драматическом театре, в кино?
— Обязательно хочу попробовать себя в драматическом амплуа в театре или кино. Очень меня это привлекает и очень нравится.
На Иване: трикотажная майка с длинным рукавом Berluti,
трикотажные шорты Sansha
— Определяющая черта вашего характера?
— Упорство.
— Для вас важно мнение окружающих?
— Если это моя семья, то да, очень важно.
На Иване: трикотажная майка с длинным рукавом Berluti,
трикотажные шорты Sansha
— А мнение критиков? Вообще, кто для вас авторитет?
— Честно говоря, с авторитетами сложно. Думаю, у меня их нет. А критики… Если честно, в России очень мало профессиональных балетных критиков, точнее, их просто единицы. А тех, кто объективно и не предвзято смотрит на танцовщиков и постановки, и того меньше.
На Иване: трикотажная водолазка Damir Doma,
брюки из шерстяной ткани Louis Vuitton
— Какие из общепринятых представлений о балете и артистах балета являются мифом?
— Самый большой, непонятно откуда взявшийся миф в том, что балет — не мужская профессия. Поверьте, это адский труд. И мужчины в балете должны быть еще более мужественными, сильными и выносливыми, чем в обычной жизни.
— Двадцатилетний Иван Васильев и сегодняшний — чем они похожи, чем отличаются?
— Кудрями похожи.
На Иване: шелковый халат Ermengildo Zegna
По ту сторону камеры. Как проходили съемки в Михайловском театре
Тизер балета «Рождественская история»
Дух Прошлого Рождества — Вероника Игнатьева. Видео — Екатерина Бугрова
Детали от Posta-Magazine
Премьерные спектакли «Рождественской истории»:
31 декабря — Эрмитажный театр, Дворцовая наб., 34, Санкт-Петербург
1 и 2 февраля — Михайловский театр, пл. Искусств, 1, Санкт-Петербург
http://www.mikhailovsky.ru/
Ermengildo Zegna, Z Zegna, Berluti: Babochka, Санкт-Петербург, Невский пр-т, 153, литер А,
тел.: +7 (812) 717 36 83
Louis Vuitton: ул. Б. Дмитровка, 10, тел.: +7 (800) 700 50 58
Boss: ГУМ, Красная пл.,3, тел.: +7 (495) 620 32 47
Domir Doma, Masnada: www.leform.ru
Sansha: www.sansha-shop.ru