Рефлексируя об идеальном путешествии по зимней Швеции, мы также решили заглянуть в недавно открывшийся в городке Эльмхульт на юге страны Ikea Museum.
Наш гид по музею —
хранитель архива и увлеченный историк Пер Хан рассказал Posta-Magazine о «шведской мечте» и о влиянии на дизайн IKEA живописи Карла Ларссона и книг Эллен Кей.
Музей ИКЕА невозможно ни с чем перепутать: это все те же «картонные» комнаты-павильоны, как в стандартном магазине бренда. В них, чествующих 73 года истории марки, — и легендарный черный диван Klippan 1984 года, и стул Poem 1977 года, позже превратившийся в культовое кресло Poäng, и символ функциональности комод Moppe. В отдельной комнате свисает с потолка митбол на вилке, заставивший корреспондента уважаемого издания Dezeen задаться риторическим вопросом: «IKEA делает митболы, потому что их так любят шведы, или шведы так любят митолы, потому что их делают в ИКЕА?»
Влияние компании не только на отрасль в целом, но и на мировосприятие страны в целом действительно велико: IKEA воспела для всего мира скандинавский минимализм и функциональность, доказав к тому же, что качественные товары могут быть недорогими, а производство — экологичным, если подойти к вопросу правильно. Вспомните хотя бы столик модели Moment из 80-х, металлические ножки которого вдохновлены ножками тележки для покупок. Дизайнерский отдел компании постоянно находится в поиске более доступных с точки зрения цены и «умных» с точки зрения производства материалов.
Один из самых интересных павильонов музея посвящен 90-летнему основателю компании Ингвару Кампраду, который изначально создал бренд как магазин почтовой доставки различной канцелярии и мелких товаров вроде часов, дешевых ручек и пластиковых зажигалок. Здесь же в музее находится старая коробка из-под сигар, в которой Ингвар хранил свой первый заработок. Еще один стенд посвящен главной ошибке Ингвара: стенд под названием «Мое самое большое фиаско» рассказывает о знакомстве и вступлении в нацистскую партию в 17-летнем возрасте.
Сотрудники музея сплошь влюблены в бренд: и менеджер IKEA Museum Карина Клоек-Малмстен, и креативный менеджер Сия Эрикссон охотно рассказывают о своих любимых моделях из коллекции IKEA, обязательно присутствующих в их личном пространстве. А хранитель архива музея Пер Хан и вовсе эмоционально признается, что «IKEA — это дело его жизни». Он проработал здесь более 30 лет на разных позициях, он верит в то, что благодаря компании мир становится чище, красивее и удобнее, и он не стесняется признаваться, что его собственная квартира — это икеевский total look.
ИКЕА действительно слишком хорошо продается, так что собрать коллекцию для музея оказалось непросто. В архивах хранилось максимум 20% всего того, что сегодня выставлено в музее. Остальное в течение 2,5 лет скупала на аукционах разных мастей и блошиных рынках ответственная за коллекцию Теа Дэвидссон. Сложнее всего было раздобыть стеклянную лампу от дизайнера Тапио Вирккала. О том, какие еще находки вошли в состав экспозиции и как выглядит «шведская мечта», мы поговорили с хранителем музея Пером Ханом.
Юлия Киселева: Расскажите о ваших любимых экспонатах в музее?
Пер Хан: Мой любимый экспонат — это «масленка», контейнер для масла из первой части экспозиции «Наши корни». В Смоланде, в южной Швеции, земля не очень плодородная, поэтому фермеры активно занимались скотоводством и «молочным» бизнесом: тонны масла уходили на экспорт в Великобританию в похожих контейнерах. Именно поэтому в регионе существует выражение: «Даже за все масло Смоланда я не соглашусь этого сделать!» А еще мне очень нравится кресло Poem — это символ по-настоящему демократичного дизайна: удобного, миловидного, прочного и недорогого.
— Почему первая выставка в павильоне для временных экспозиций посвящена именно кухне? Эти экспонаты впервые были представлены в 2015 году в рамках Milan Furniture Fair.
— Это снова размышление о нашем прошлом, о жизни фермеров в Смоланде, для которых кухня всегда была сердцем дома. Это выставка контрастов, посвященная не только технологическим и дизайнерским новинкам, но и кухне — как пространству для социальных экспериментов.
— Расскажите о ваших любимых музеях, посвященных дизайну?
— Я очень люблю Vitra Design Museum в Германии: их главное здание, спроектированное Фрэнком Гери, и их поразительную коллекцию, включающую в том числе творения Чарльза и Рэя Имзов. Также меня восхищает шведский музей Vandalorum — это дизайн-проект Ренцо Пьяно: не так давно они выставляли работы моего любимого дизайнера Ингегерд Реман.
— В чем проявляются именно шведские черты IKEA?
— Понятие «американская мечта» прочно вошло в нашу жизнь и лексикон, а вот о «шведской мечте» известно не так много. Эта мечта рождалась в темных, грязных домишках начала прошлого века в окружении болезней и на фоне снижения рождаемости. Тогда и политики, и дизайнеры понимали: менять наш образ жизни и строить новое будущее нужно начиная с того, как мы живем дома. В 30-х годах у правительства появился четкий план: покончить со старой неустроенной Швецией и обеспечить людей рациональным, чистым и освещенным жильем.
Идеи для «нового демократичного дома» черпали из картин одного из самых почитаемых шведских живописцев Карла Ларссона, писавшего сцены из ежедневной жизни в поместье Сундборна к северу от Стокгольма. Он всегда изображал детей вовлеченными во все семейные дела, и это вызывало потребность создавать пространства, удобные для малышей. Еще один «идеолог» «нового дома» — писательница Эллен Кей, много писавшая о том, как создать уютное жилище. В книге Beauty for All 1899 года она ясно сформулировала, к чему нужно стремиться: «Избавьтесь от ненужных украшений и темных обоев, выбирайте простую мебель и чистую, светлую палитру». Идеей «нового дома» и «шведской мечты» увлеклись многие!
Правительство страны организовало несколько выставок под названием «Красивые предметы для ежедневных нужд», пропагандировало массовое производство хорошей мебели, охотно давало кредиты на обустройство домов, субсидировало пенсионеров и многодетные семьи. Плюс Швеция не участвовала во Второй мировой войне: несмотря на то, что напряжение в обществе было заметно, экономика продолжала развиваться. И всего за 50 лет Швеция из пыльной, бедной и изолированной европейской страны превратилась в современную «ролевую модель». Люди строили себе новый дом, а IKEA сделала все, чтобы дом получился красивым и обошелся действительно недорого. Потому что у каждого есть право на здоровую, комфортную жизнь в красивом и функциональном доме. Это и есть «шведская мечта» — хороший дом для каждого.
Детали от Posta-Magazine
ikeamuseum.com