Музей современного искусства «Гараж» представляет 6-й ежегодный интерактивный проект «Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы», ставший продолжением швейцарской выставки-исследования The Playground Project.
Group Ludic [«Игровая группа»]. Сферы на ходулях. Эрувиль-Сен-Клер, «Гранд Дель». 1968 г.
Предоставлено Ксавье де ла Салем
Posta-Magazine поговорил
с урбанистом и куратором проекта Габриэлой Буркхальтер о том, о каких площадках мечтают дети, как забота о безопасности мешает креативу и почему лучшие проекты — это handmade.
Ежегодный интерактивный проект Музея «Гараж» превращает зрителя в полноценного участника выставки, где посетители вольны сами создавать произведения искусства. В этом сезоне главными «художниками» арт-эксперимента станут дети, на «растерзание» которым будут отданы лучшие детские площадки мира! Маленьких гостей музея и взрослых ждут на творческих мастер-классах, где все участники смогут сами построить макет детской площадки или попробовать себя в роли дизайнера городского пространства, и на тематических встречах, где, в частности, вас ждут рассказы и о «взрослых» площадках вроде скульптуры «Она. Собор» французской художницы Ники де Сен-Фалль в виде пышнотелой богини с кинотеатром внутри.
Тема детских площадок сегодня актуальна как никогда, хотя сами они редко становятся «новостным поводом»: об инновационных архитектурных решениях, к сожалению, чаще всего говорить не приходится. Последнее слово в творческом процессе остается за чиновниками, владельцами торговых центров или мерчендайзерами, с помощью детских зон отдыха лоббирующих, например, нужные им мультфильмы. Но коллекция детских площадок в «Гараже» — праздник не омраченной рекламными целями креативности: проект основан на подробном исследовании, начавшемся несколько лет назад, в рамках которого проводится тщательный отбор и анализ данных о детских площадках по всему миру с 1950-х по 1980-е годы. Каждая новая «реинкарнация» выставки в новом городе трансформирует под новое пространство и исторический контекст. Поэтому в Москве выставка, уже побывавшая в Музее искусств Карнеги в США, в Кунстхалле Цюриха и в Центре современного искусства BALTIC в Великобритании, будет дополнена материалами исследования советских игровых площадок и будет включать документацию детских игровых площадок Братиславы 1970-х годов.
Иван Песталоцци. Лоззивурм (1972 г.). Выставка «Карнеги Интернешнл 2013 г.». Художественный музей Карнеги, Питсбург. 2013 г.
Среди самых ярких экспонатов The Playground Project — лабиринт пластиковых труб Lozziwurm, созданный эксцентричным швейцарским скульптором Иваном Песталоцци в 1972 году и ставший настоящим европейским «бестселлером». Сегодня такой проект был бы стопроцентно отвергнут: слишком важно, чтобы дети постоянно находились под присмотром, и времена детской privacy в мегаполисе давно канули в Лету. А любимый экспонат вдохновительницы проекта Габриэлы Буркхальтер — площадка французского бюро Ludic родом из 70-х.
Юлия Киселева: Чем вам дорог проект Ludic?
Габриэла Буркхальтер: Мне нравится их готовность к эксперименту, нравится, что у них одновременно есть четкая цель и открытость перед новыми идеями, исходящими от самих детей. Кстати, не меньший восторг вызывают у меня и современные площадки в стиле поп-ап, которые стали появляться в разных городах Швейцарии. Как урбаниста, детские площадки интересуют меня с точки зрения разумности организации общественного пространства и возможностей стать катализатором успешного формирования местного комьюнити.
— С чего началось ваше увлечение игровыми площадками?
— Все началось в 2006 году — тогда я одновременно писала книгу, работала в архиве библиотеки и занималась воспитанием детей. Меня заинтересовала история детских игровых площадок, и я с удивлением обнаружила, как много интересных проектов в этой сфере было реализовано именно в 1950-70-е годы. Не менее воодушевляющей оказалась и коллекция книг на эту тему — и информативных, и действительно красивых. Меня приятно удивило, что столько людей посвящают себя такой «маленькой» теме. С моим личным детством этот интерес никак не связан: я росла не в городе, зато я довольно много наблюдала за собственными детьми и их играми на площадках.
Игровая площадка в Нью-Йорке, 1910–1915 гг. Библиотека Конгресса, Вашингтон (округ Колумбия)
Предоставлено Библиотекой Конгресса
— После 70-х, на ваш взгляд, детские площадки перестали быть интересными и не смогли больше сопротивляться типизации городских пространств?
— Да, в изучаемый период множество талантливых архитекторов, дизайнеров, художников и педагогов экспериментировали в этой области, изучая возможности использования разных материалов, форм и концептов. В то время городское планирование не было настолько строго регламентированным, было меньше страхов и меньше контроля. А в конце 70-х все изменилось, и инновационный процесс сильно замедлился, пришло время стандартизированных решений, по крайней мере на Западе. Сегодня мысль дизайнера очень ограничена разного рода контролем, а потому инновационных проектов очень мало. Лично мне интереснее всего площадки, построенные в результате совместного творчества детей, родителей, учителей и школьников. В этом случае дизайн площадки на сто процентов отображает нужды сообщества. Так что лучшая площадка — это handmade, который нельзя выбрать из «каталога».
— Замечаете ли вы какие-то национальные черты в дизайне детских игровых площадок?
— В прошлом в северных странах — в Швеции, Дании и Финляндии — был развит действительно авангардный подход к организации и детских зон, и общественных городских пространств. Там и сейчас довольно много инноваций в этой сфере и поощряется креативный подход, не омрачаемый чрезмерными страхами за безопасность детей.
Бернхард Лугинбюль. Маленький циклоп (1967 г.). Кунстхаус в Цюрихе. 1972 г.
— Часто ли детские площадки становятся предметом исследования психологов и социологов?
— Скорее, наоборот: дизайнеры используют результаты психологических исследований при создании площадок. Но и ученые иногда действительно не остаются в стороне. Хороший пример — площадка «Модель качественного общества», созданная в 1968 году Палле Нильсеном и представленная в Moderna Museet в Стокгольме. Группа активистов и художников построила площадку в главном зале музея, и у психологов и педагогов появилось «теплое местечко» для наблюдения за детьми. Но это проект площадки в помещении, а о подобных исследованиях на улице мне ничего не известно.
Водная игровая площадка. Нью-Йорк, Центральный парк. 1972 г. Предоставлено Ричардом Даттнером
Тройная горка. Шранкенберг, Вена 10. 1963–1965 гг. Предоставлено Йозефом Шагерлем
— Вы сами когда-нибудь создавали детскую площадку?
— Я являюсь членом общественного совета по улучшению «игровой» ситуации в нашем городе — в швейцарском Базеле, в этом плане у нас все довольно разумно организовано, но иногда горожанам приходится вмешиваться в работу администрации и настаивать на своем участии в строительстве площадок.
— Каких площадок не хватает детям сегодня?
— Дети и тинейджеры любят создавать свой собственный мир, им тяжело постоянно находиться под контролем. А потому счастливыми их делают пространства, в которых с ними считаются и позволяют быть автономными. А когда счастливы дети, счастливы и все вокруг.
Детали от Posta-Magazine
Выставка «Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы» в Музее «Гараж» открыта с 24 декабря 2016 по 10 января 2017
Ул. Крымский Вал, 9, стр. 32