Как ни стараемся мы следить за собой, заниматься спортом и правильно питаться, законы природы не позволяют угнаться за молодостью.
Но можно ли стареть «правильно»
и взять этот процесс под контроль?
Можно!
Aging (по-английски это звучит не так угрожающе) — старение (биологическое), процесс возрастных изменений организма, снижающий его адаптационные возможности. В основе старения лежат изменения в генетическом аппарате организма. Как бы мы ни старались, как бы правильно ни питались, бежали — в прямом и переносном смысле — за здоровьем и молодостью, но как говорит мой друг: «Законы Ньютона еще никто не отменял». Я соглашусь с этим. Но есть ли возможности правильно, если так можно сказать, аккуратно стареть? Взять под контроль этот процесс? Можно! Если вы познакомитесь с Еленой Барановой.
Помните, как в советском фильме про Золушку: «Я не волшебник, я только учусь». Так вот. Все последующие регалии доказывают, что я встретила Волшебницу, которая уже так многому научилась: Prof. Dr. Baranova, MD, PhD, HDR, EU Commission Expert for Genomics and Personalized Medicine, International Expert for Anti-Aging and Preventive Medicine, President of EU Institute of Personalized Prevention and Health. Профессор Баранова знает, как трансформировать энергию наших генов в энергию нашей жизни. Может разобрать нас по генам и, наконец, вручить нам золотой ключик от нашего организма… Первоначально я поехала к ней в Монако за этим «ключиком». Но героиней моего интервью Елена стала не из-за своего профессионального могущества, а из за той Женщины с большой буквы, которой она является.
Татьяна Шевченко: Елена, мой традиционный первый вопрос: что в вашем понимании «искусство жить»?
Елена Баранова: Радоваться жизни! И делать, то, что нравится и хочется. Это для меня — и самый большой «люкс» и основное правило. В жизни мне не раз приходилось убеждаться, что нельзя быть хорошим для всех, а уж тем более идти на поводу у пагубного «что люди скажут?» Казалось бы — это так просто звучит. Однако каждый день вижу на консультациях людей, заработавших себе массу проблем как со здоровьем, так и в жизни только потому, что они старались жить по принципу «быть хорошими для всех». А в случае женщин «быть идеальными». Идеальные люди — это так скучно! И неестественно.
— Вы прошли путь от питерской студентки до профессора в Монако. Тернистым ли он был?
— Было много всего: и отказ пересдать тройку (единственную!) по истории партии для получения красного диплома, и, тем не менее, прохождение сразу в ординатуру после победы в конкурсе научных публикаций, и «побег» от первого мужа (отъезд из Питера в Лондон в 1992 г. с 34 фунтами 75 пенсами из копилки младшего брата), и быстрое получение первого гранта за лучшую научную работу, дающего дополнительную свободу, и лондонские женихи на «Феррари» в том далеком 92-м, которые никак не могли понять, почему генетика меня интересует больше, чем их машины (кстати, там так неудобно — слишком низко — сидеть), а уж тем более — отказ выйти замуж и вместо этого уехать работать во Францию. Но это сладкое слово «свобода»… И возможность делать, что хочется.
Думаю, именно поэтому у меня был быстрый профессиональный успех, принесший мне в 1998 году приз за лучшую публикацию научной работы (в Канаде) на мировом уровне, после чего меня цитируют самые престижные международные справочники по генетике. Но это никогда не было самоцелью. Тогда же я защитила две диссертации и рано получила звание профессора. А позже, в 2003 г., — звание «Женщина года» во Франции за выдающуюся карьеру. Были интересные встречи, в том числе с Валери Жискар д’Эстеном, поддержавшим меня в создании первого во Франции и Европе диплома (2000 г.) для врачей по персонализированной предиктивной медицине и первого же международного Конгресса для специалистов в этой области. Много встреч и с разными знаменитыми учеными, и с принцами и принцессами. Карнавалы в Венеции. Мировые конгрессы и доклады. Гольф и обязательные шляпки на ипподроме. Долгие рабочие недели по 30 дней. Создание своей экспертной системы по геномике. Новый Орлеан: ночные клубы ночью, конференции днем. Ванкувер, Торонто, Гранада, Лондон, Сан-Диего. Публикация моей первой (и успешной!) книги на французском и зависть тех, для кого я не вмещалась в рамки их видения мира, а уж тем более генетики. Чтение лекций: Нью-Йорк, Бостон, Женева, Вена, Лозанна, Париж, Москва. Прохождение по конкурсу с получением статуса «эксперта Европейской комиссии по вопросам новой генетики, здоровья и персонализированной медицины» (2002 г.). А позже — неожиданное приглашение правительства Монако жить и работать в этой стране — опять-таки за профессиональные заслуги.
За все годы жизни в Европе и даже после второго брака я никогда не меняла гражданство, поэтому всегда во всех международных комиссиях и президиумах представляла 2 страны — страну проживания и Россию. Может быть, для кого-то это наивно звучит. Однако для меня это было всегда очень важно. Кстати, мой 2-й муж, итальянец по происхождению, глубоко убежден, что жениться нужно только на русских женщинах.
— Вы действовали по плану или следовали реке жизни?
— Изначально плана никакого не было. Была учебная виза на 6 месяцев в Англию и огромное желание жить. Ну а случайность, как известно, — познанная необходимость.
— Что вас заставило заниматься именно генетикой?
— «Заставило заниматься» — это не ко мне. Меня никогда и ничего не заставляло. У нас всегда есть выбор. Это были мои желания и интересы. И выучить французский, т.к. мне надо было читать лекции в университете, а это нужно делать на государственном языке страны, и защитить две диссертации во Франции, и заняться изучением психологии, конкретно — техник ориентации на будущее и активации психологического и ментального потенциалов. Это было важно в моей работе, чтобы научиться объяснять людям, как пользоваться их собственными генами и ресурсами.
Мне повезло быть в нужное время в нужном месте — вся моя работа и карьера формировалась параллельно с реализацией мирового проекта «Геном человека», посвященного расшифровке наших генов и положившего начало новой медицине 21-го века. Но психология так меня увлекла, что я даже какое-то время работала в Лозанне в Швейцарии, куда меня пригласил знаменитый профессор Салем — звезда эриксоновского гипноза и также мой учитель. В это же время меня стало приглашать только что возникшее общество Антивозрастной медицины и гормональной терапии, которую я в последствии стала много использовать в своих программах в сочетании с генной регуляцией омоложения. Самое интересно было соединить эти различные подходы — геномику, гормональную терапию, психобиологию — в моих персонализированных программах антистарения и омоложения.
— К вам стремятся люди из разных стран, к вам надо «постоять в очереди». В чем секрет вашей успешной работы?
— Я люблю свою работу, люблю видеть, как мои пациенты преображаются и возвращаются к активной жизни. Действительно, ко мне на консультацию приезжают люди из разных стран Европы, Америки и России — сделать эффективное обследование и получить свою высоко индивидуальную программу восстановления/антистарения или омоложения. Некоторые клиники, включая американские, отправляют мне на экспертизу сложные случаи, когда пациенты уже многое перепробовали, но ничего особо не помогает. Кроме того, в ходе своих исследований я создала профессиональную линейку достаточно уникальных препаратов генной регуляции, обладающих высоким терапевтическим эффектом против усталости. В моих персонализированных программах также используются биоидентичные гормоны и другие профессиональные препараты для эффективного восстановления. Все делается на высокоиндивидуальной основе. Нам удается достаточно быстро и эффективно восстанавливать пациентов, ведь главные проблемы в наши дни — хронический стресс и усталость, ведущие к набору веса, нарушению сна, активации старения. У меня также много пациентов мужчин.
— Какие личностные качества ведут вас к цели?
— Видите ли… Я по гороскопу — Огненная Лошадь. Девочек, родившихся в год Огненной Лошади, в Японии в Средние века просто убивали — считали своенравными и слишком самостоятельными. Но именно Огненная Лошадь всегда несла меня по жизни.
— Верите ли вы в судьбу?
— Конечно! Тем более, что мы создаем ее сами… У меня были случаи в жизни, когда меня, мягко говоря, «кидали», и расстановка сил была не в мою пользу. И даже «заказывали» перуанским шаманам. В такие моменты я всегда говорила себе: «жизнь все расставит на свои места». И так все и было. Непостижимым образом открывались новые возможности и горизонты, происходили новые встречи, а с «обидчиками» происходили странные вещи.
— Мужчина и женщина. Есть ли в наше время такое понятие как «идеальная пара»?
— Как это ни странно звучит, но есть. И тому подтверждение мой 2-й брак. В этом году — 10 лет, как мы вместе, и эти годы пролетели как один день. Это была любовь с первого взгляда, и мой муж сделал мне предложение до того, как начал за мной ухаживать. Правда, потом он делал мне предложение еще раза 3 и гонялся за мной по всей Европе — Огненные Лошади очень не любят ограничение свободы, которое, как мне тогда казалось, представляет собой брак. К счастью, ему удалось меня убедить, что это не всегда так.
— Современная супруга современного успешного мужчины, какая она?
— Настоящий партнер по жизни. Ни в коем случае не кукла (модный типаж в 90-е). Если у людей нет общих интересов и целей — они расстаются. Это совсем не значит, что надо обязательно вместе нырять на 30 метров с аквалангом, если вам этого не хочется. Взаимное уважение, в том числе и личного пространства каждого, необходимо. И если мужчина спрашивает у вас «А что ты думаешь об этом человеке, галстуке, предложении, ресторане и т.д.», значит, ваша совместная жизнь удалась.
— На какие компромиссы может идти женщина, на какие, по вашему мнению, никогда?
— Когда-нибудь я напишу книгу о мужчинах и их особенностях (в каждой стране, где мне приходилось жить или работать). Ведь я всю жизнь работаю практически только с мужчинами. Очень часто мне доводилось быть единственным спикером-женщиной на крупных международных конференциях и совещаниях. Однако я интуитивно никогда не хотела и не подстраивалась под мир мужчин. Ни внешне, ни внутренне. И они к этому относятся с уважением, причем независимо от страны.
А касательно компромиссов… Как объяснить… На вопрос: что ты будешь пить, кофе или чай, мужчина может сказать — какао! Никогда не спорьте, обязательно сделайте ему какао, и ему самому захочется повезти вас в Милан на шопинг! Это — самый большой и успешный компромисс. Но если мужчина говорит: я сегодня не приду, завтра не могу, а вот в среду с 13:15 до 14:00 мы обязательно увидимся, если… Надо, конечно, нежно согласиться, не спорить и не о чем не спрашивать, но ни в коем случае не идти. И выключить телефон. И еще: никогда не общайтесь с мужчинами в белых носках — это не поддается компромиссу! Если это, конечно, не теннисный корт.
— Франция и Монако, два мира — два детства?
— Два диаметрально разных мира. Монако — это космополитичное общество успешных людей. А успешные люди как правило желают и вам того же. Франция… До моего переезда во Францию из Англии мне попалась на глаза одна фраза об этой стране: если по улице едет дорогой автомобиль, в нем сидит мужчина в элегантном костюме и с красивой женщиной, а по улице идут американец и француз, то первый подумает «что мне сделать, чтоб иметь такой же автомобиль, костюм и проч.», а второй «что же мне сделать, чтоб этот тип шел со мной по тротуару, а не разъезжал в своей шикарной машине?!». К счастью, есть и приятные исключения из этого правила.
— Ваши 3 любимых места на юге Франции?
— Очень люблю старую Ниццу, Сен-Поль-де-Ванс и дорогу вдоль моря из Ниццы в Монако — она всегда мне напоминает Крым.
— Как вы отдыхаете?
— Очень мало. Но любимый отдых — поездки! Мы с мужем любим сбегать на уикенды, когда это возможно. Очень люблю юг Италии и Турцию, где можно замечательно отдохнуть и восстановиться. Все спрашивают: куда же вы ездите отдыхать из Монако? Ответ: в Турцию! Забавно видеть реакцию людей.
— Секрет молодости?
— Любовь!.. И индивидуальные программы Haute Couture Prevention от Baranova Monaco, конечно!