Культура

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников

19 апреля был опубликован первый рейтинг российских ныне живущих современных художников InArt2017, в который вошло 100 признанных
и 100 молодых авторов.

Posta-Magazine вспоминает достижения живых классиков, возглавивших рейтинг, и внимательнее приглядывается к молодым художникам, которые до 35 лет успели заявить о себе громко и решительно.

Первое место среди признанных художников ожидаемо заняли Илья и Эмилия Кабаковы, второе — Эрик Булатов, а третье — группа AES+F. Топ молодых имен возглавила Татьяна Ахметгалиева, за ней следуют Евгений Антуфьев и Саша Пирогова.

Рейтинг InArt2017 был составлен на основе анализа данных более чем 800 российских авторов. В числе 38 критериев, по которым оценивалась их успешность, среди прочего рассматривались профессиональное образование, участие в выставочных проектах, ярмарках и биеннале, объемы аукционных продаж и стоимость работ — одним словом, объективные показатели, позволяющие судить о перспективности инвестиций в того или иного художника. Рейтинг планируется публиковать ежегодно, так что для коллекционеров он также обещает стать новым инструментом, благодаря которому они смогут делать выводы о росте или снижении популярности интересующих их авторов.

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников. Илья и Эмилия Кабаковы

Илья и Эмилия Кабаковы

Известные работы
«Номер люкс» (1981), «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» (1982), «Жук» (1982), «Туалет» (1992), «Десять персонажей» (1986), «Красный вагон» (1991)

Достижения
Илья Кабаков — создатель жанра тотальной инсталляции. Работы Ильи и Эмилии Кабаковых находятся в собраниях Третьяковской галереи, Эрмитажа, ГЦСИ, Русского музея, нью-йоркского Музея современного искусства. В 1993 году они представляли Россию на 45-й Венецианской биеннале современного искусства. В числе других крупных международных выставок — documenta IX и биеннале Уитни. В 2008 году работа Ильи Кабакова «Жук» была продана за рекордные для современного русского искусства 5,84 миллиона долларов. Среди самых престижных наград творческого тандема — премия Оскара Кокошки (2002) и орден Искусств и литературы Франции (2002).

Цитаты
«Коммуналка для меня оказалась тем самым центральным сюжетом, которым для Горького была ночлежка в пьесе „На дне“. Ночлежка — чрезвычайно удачная метафора, потому что это как бы заглядывание в яму, где копошатся мириады душ. В пьесе ничего не происходит: там все говорят. Наша советская жизнь, русская, точно так же тяготеет к местам, являющимся зонами говорения. И вот коммуналка оборачивается такой советской версией „На дне“».

«Коммунальность… является тотальной, так как она исключает любое неучастие в ней, которое сразу вызывает осуждение и террор со стороны других. Центральным является при этом требование чистоты и нравственности, которое служит идеологической основой для этого террора. На практике оно означает запрет на всякую попытку выделиться или жить лучше, чем другие. Отсюда возникает характерный для коммуналки культ „доброты“, заключающейся именно в отказе от приватной сферы, в постоянной готовности поделиться с другим, выслушать другого, поучаствовать в чужой жизни».

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников. Илья Кабаков. Номер люкс. 1981

Илья Кабаков. Номер люкс. 1981

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников. Эрик Булатов

Эрик Булатов

Известные работы
«Вход — входа нет» (1974–1975), «Слава КПСС» (1975–2000), «Брежнев. Советский космос» (1977), «Живу — вижу» (1980), «Революция — перестройка» (1988)

Достижения
На протяжении многих лет разрабатывал теорию взаимодействия картины и пространства. Для его произведений характерно столкновение плакатного текста и фигуративного изображения. Помимо главных российских музеев — Третьяковской галереи и Русского музея, — произведения Эрика Булатова приобретены крупнейшими мировыми институциями, среди которых Музей Людвига (Кельн), Центр Жоржа Помпиду (Париж), музей Альбертина (Вена), Исторический музей (Берлин) и другие.

Цитаты
«Слово у меня в картинах — это чисто визуальный образ. Видно, как воздух сгущается и превращается в слово».

«Свобода, как я ее понимаю, в социальном пространстве невозможна, и вопрос о горизонте, о границе этого пространства стоит постоянно. И этим я занимаюсь. Вот это моя тема, и ни в поп-арте, ни в соц-арте никто с этой стороны к делу не подходил и этими проблемами не занимался. Поэтому естественно, что считать себя художником соц-арта я не могу никак».

«Мне совсем не нравится рыночная идеология, я не думаю, что она лучше советской идеологии. Советская идеология была настолько бесчеловечной и лживой, что ее легко можно было отслоить, отделить, отбросить и внутренне освободиться. А рыночная идеология, наоборот, весьма удобна, она все время предлагает полезные, красивые и вкусные вещи, но в результате с самого детства в ребенке невольно воспитывается сознание того, что в приобретательстве, потреблении и заключаются смысл и удовольствие жизни».

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников. Эрик Булатов. Улица Красикова. 1977

Эрик Булатов. Улица Красикова. 1977

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников. Группа AES+F
(Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес)

Группа AES+F
(Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес)

Известные работы
«Последнее восстание» (2005–2007), «Ангелы-Демоны» (2009), «Пир Трималхиона» (2009–2010), Inverso Mundus (2015)

Достижения
Группа работает на стыке фотографии, видео и цифровых технологий, создавая эпические визуальные повествования. В 2007 году AES+F представляли Россию проектом «Последнее восстание» на 56-й Венецианской биеннале; регулярно участвуют во многих крупных международных выставках современного искусства. Ретроспективы их работ проходили в Русском музее, Московском музее современного искусства. Обладатели престижных наград, среди которых премия Кандинского, премия имени Пино Паскали, золотая медаль Российской академии художеств.

Цитаты
«Мы стараемся говорить о глобальных процессах и о проблемах, которые важны для всех. Эти же процессы происходят и в России, часто в гротескной форме. Мы не делим наших зрителей по национально-культурному принципу. Кому-то нравится, кому-то нет, кто-то умнее, кто-то глупее, у кого-то похожее чувство юмора, а у кого-то его нет. В эпоху глобализма личные качества важнее, чем национальная культура».

«За эти годы наша технология многажды менялась. То, что мы делаем, отчасти, конечно, связано с историей искусства, в частности современного. И все же это — уже больше „постискусство“, медиа, принадлежащее к виртуальному веку, к иному восприятию культуры как таковой. Оно выходит за рамки привычных институций современного искусства, хотя и присутствует на том же рынке».

«Про „салонность“, „приторность“ и „красивость“ очень хорошо сказал австралийский коллекционер Дэвид Уэлш, построивший известный подземный музей MONA на Тасмании. Он так объяснил: наш феномен ему интересен тем, что 50% публики считает — „это красиво“, и все. Зато другая половина начинает усиленно считывать самые разные смысловые слои».

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников. AES+F. Inverso Mundus. 2015

AES+F. Inverso Mundus. 2015

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников. Татьяна Ахметгалиева

Татьяна Ахметгалиева

Избранные работы
«Стадия куколки» (2009), «Песни дикой косатки» (2010), «Аллергия на пыль» (2014)

Достижения
Татьяна Ахметгалиева работает с традиционно «женским» материалом — текстилем, из которого она создает рукодельные картины и инсталляции. Нить в ее работах выступает архаичным символом судьбы и памяти. Лауреат премии Сергея Курехина, победитель конкурса «Новояз» Эрмитажа, номинант премии Кандинского. Не раз участвовала в Московской международной биеннале современного искусства. Работы Татьяны Ахметгалиевой находятся в собрании Московского музея современного искусства, а также финских Художественного музея Пори и музея современного искусства Киасма.

Цитаты
«Я в академии училась на дизайнера по текстилю. До этого в основном занималась графикой. Поступив на это отделение, подумала, как бы соединить свои идеи с конкретным материалом, который мне дают. Попробовала перевести графику на язык текстиля».

«Сегодня ведь люди живут в царстве искусственных вещей, материалов, эмоций. А художник смотрит вглубь вещей, ищет связи человека с этим новым миром, каким бы он ни был».

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников. Татьяна Ахметгалиева. Стадия куколки. 2009

Татьяна Ахметгалиева. Стадия куколки. 2009

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников. Евгений Антуфьев

Евгений Антуфьев

Избранные проекты
«Кости» (2010), «Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор — слияние. Исследование материалов» (2013), «Семь подземных королей, или Краткая история тени» (2015)

Достижения
Художник работает с такими органическими материалами, как кость, волосы, зубы и кожа. Обращаясь к шаманским практикам родной Тувы, он создает псевдоархаичные артефакты, своеобразный герметичный мир собственной мифологии. Лауреат премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» (2009). Персональные выставки Евгения Антуфьева проходили среди прочего на «Винзаводе», в итальянской галерее Collezione Maramotti, московских «Риджине» и Gallery White, а также в «Мультимедиа Арт Музее».

Цитаты
«Меня задевает тема бессмертия, потому что я в него верю. В детстве перед сном я часто проектировал свою гробницу — как она должна выглядеть, охраняться и пребывать в абсолютной вечности, неподвижности. Каждая моя выставка — это такая гробница. Совершенный законченный мемориал».

«Моя любимая форма восприятия информации — лабиринт с бесконечно дублирующимися путями и внезапными тупиками. Пожалуй, эта выставка и есть такой лабиринт из костей, дерева, кристаллов, ткани, змеиной кожи, дыма, метеоритного железа… Иногда мне самому непонятны механизмы функционирования всей этой сложной конструкции, тем не менее именно такая запутанная, неясная, мерцающая форма и есть для меня идеальное, предельно реалистичное воспроизведение Вселенной».

«Я не понимаю, кто коллекционирует мои работы. Наверное, это довольно странные люди».

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников. Евгений Антуфьев. Без названия. 2013

Евгений Антуфьев. Без названия. 2013

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников. Саша Пирогова

Саша Пирогова

Избранные работы
«Библимлен» (2013), «Очередь» (по одноименному роману Владимира Сорокина, 2014), «Д. 20, кв. 17» (2014)

Достижения
Саша Пирогова занимается видеоисследованиями в области танца, движения и звука, являясь одновременно режиссером, сценаристом и хореографом своих фильмов. Победитель конкурса «Инновация» в номинации «Новая генерация». Только в прошлом году у нее состоялись три персональных выставки: «Beyond Balagan!!! Sasha Pirogova: A Retrospective & the Balagan!!!» в берлинской галерее Momentum Worldwide, «Фокусы» в ЦВЗ «Манеж» и Biblimlen в венской галерее Mario Mauroner Contemporary Art. В этом году она вместе с Гришей Брускиным и арт-группой Recycle выступает соавтором проекта Theatrum Orbis российского павильона на 57-й Венецианской биеннале, которая откроется 13 мая. Ее работы вошли в коллекции «Мультимедиа Арт Музея», ГЦСИ, «Газпромбанка».

Цитаты
«Обычно режиссеры исходят из текста, основываются на какой-то истории, а я исхожу из интуиции. Мне важно, чтобы это шло не от головы. Мое интуитивное ощущение приходит часто сразу с картинкой. Все мои работы к тому же — site specific, подпитываются местом».

«80% моей работы — это люди, поиск правильных людей. Я не могу просто набрать актеров — мне нужен эмоциональный канал. Чтобы все сложилось, работа получилась, мне нужно, чтобы атмосфера внутри была заряжена получением удовольствия от процесса».

Арт-сцена: кто вошел в топ самых успешных современных российских художников. Саша Пирогова. Библимлен. 2013

Саша Пирогова. Библимлен. 2013

 

 

 

19 апреля 2017
Инна Логунова для раздела Культура