Чтобы перезимовать, не обязательно бегать за теплом. Лучше тепло генерировать и излучать.
Как? Способ известен.
Сделаешь глоток «огненной воды», как не только образно, но и уважительно придумали называть спирт и спиртосодержащие напитки еще не погубленные «цивилизацией» индейцы, и превращаешься из потребителя тепла в его излучатель. Это задушевное превращение закреплено словом spirit, что в переводе с английского означает и дух — душа, и спиртное.
У некоторых, в том числе у меня, с наступлением темно-холодного времени года не желающие замерзать душа и тело настаивают, молят и просят: «Spirits! Огненной воды!». Лучшей. В рюмашках и стопках. В запотевших графинах. И побыстрее — для поднятия spirit, то есть духа.
Но возникают вопросы: какая именно огненная вода потребна вам, вашему телу, вашей душе? Тут куча согласований: и с учетом парадигмы питейных традиций, и в страноведческом измерении. А также в историко-планетарном масштабе, культурно-климатическом разрезе, «личносто-душевном» приближении с учетом возрастного, социально-семейного и полового факторов. Короче, запечатана куча бутылок, написана куча книг. Что будем наливать?
Чтобы такую разноголосицу спиртного и знаний о нем превратить в авторскую спиритуальную полифонию, нужно жить жизнью экспериментатора. Но разного рода принуждения, как то: необходимость поздравлять и забываться, настраиваться и отключаться, чествовать и отпевать, радоваться и горевать — заставляют нас делать выбор здесь и сейчас. Рука тянется за рюмашкой, рюмашка — к бутылке или графинчику. Что там, внутри: самопальная ракия? Теплый сакэ? Оттаивающая после морозилки водка? Душистая хреновуха? Безпшеничный полугар? По-разному анисовые бехеровка, узо и аниче? Благоухающие фруктами шнапсы? Обжигающая граппа? Прижигающий кальвадос? Агаво-маслянистая текила? Отдающий самогоном виски? Аквавит скандинавского разлива — уникальный случай перерождения попавшей в утробу картошки в переливы северного сияния…
Содержимое рюмашки опрокидывается прямо в душу, превращая ее в костер. Гори-гори ясно, чтобы не погасло…
Хорошо, что в темное и холодное время года приходится делать подарки, наступает время принятия быстрых решений в режиме скорой помощи. Вот некоторые ориентиры по добыче огненной воды, способной зажечь и согреть даже совсем отчаявшихся и самых требовательных замерзающих.
Давайте ориентироваться на выбор профессионалов. Среди множества конкурсов, претендующий на звания «самых-самых», есть и по-настоящему масштабные. Будем считать их путеводными бакенами в океане спиртного, иначе — утонуть-сгореть-захлебнуться. Так, мировой конкурс спиртного в Сан-Франциско — San Francisco World Spirits Competition (21-24 марта 2014 г.), оказавшийся самым горячительным за всю свою 14-летнюю историю, среди 1474 наименований «горючего» от производителей из 49-и американских штатов и 64-х прочих государств выявил следующих победителей: чилийский писко (крепкий алкогольный напиток из мускатных сортов винограда) Wagar Pisco (40%); фиджийский белый спирт Bounty Over Proof (58%); шотландскпй виски 21-летней выдержки Glencadam Highland Single Malt (46%).
А вот так же претендующий на мировой размах конкурс спиртного в австрийском Клагенфурте был представлен, прежде всего, европейскими производителями, среди которых доминировали хозяева смотра с ароматными шнапсами, конкуренцию которым составляли разобщенные представители 30 стран земного шара. Потому, без сомнения, особенного внимания заслуживает продукция дважды удостоенной золота в категориях «Дистиллят» и «Битеры & ликеры» винокурни Der Tiroler Edle из Ландекка, что в Тироле.
Серебряные призеры: Fruchtbrennerei Franz Tinnauer из австрийской провинции Штайермарк, тирольская Schaubrennerei Stiegenhaushof и неподражаемый немец Хубертус Валлендар из-под Кельна, возродивший уникальную технологию производства спиртного в своей Brennerei Hubertus Vallendar GmbH & Co KG.
Хубертус Валлендар
Прочие преуспевшие на ниве «душегрейства» победители: тирольская Erber GmbH, немецкая Eifel-Destillerie, швейцарская S. Fassbind AG, румынская Prodal ’94 SRL, выпускающая водку — уникальное явление! — под названием «Сталинская», а также монгольская винокурня APU Joint Stock Company, делающая водку «Чингиз-Хан».
Тепло, теплее, еще теплее. Совсем тепло… Все вышеперечисленное греет, горячит, разгоняет кровь. Но из мертвых не подымает. И в гроб не загоняет. Ни один из упомянутых выше насквозь благородных напитков все же нельзя удостоить звания «огенной воды» по причине недостаточной крепости. Ибо «огненная вода» — это такая, которая горит, воспламеняет, сначала убивает, потом воскрешает. Бывает такое? Бывает. Достаточно угоститься совсем «нераскрученным» напитком под названием Gocchi Imperiale — «Имперские капли». Травяная настойка заявленной крепости 95° со вкусом аниса — традиционное подношение монахов-цистерцианцев, насельников монастыря в Пеоне, мирянам, страдающим от последствий обжорства (наверняка, с целью навсегда отучить человечество от смертного греха чревоугодия). Глотнешь этой огненной водички — и поймешь, что такое процесс отделения души от тела, в ходе прощания последнего с порочной жизнью. Переживания за пределами добра и зла. Я же приняла эти «капельки», способные разъесть засор в трубе, на голодный желудок! Настрадалась невинно. И как! Когда-нибудь я прибуду в ломбардийскую провинцию Лекко, туда, где на берегу озера Комо живут себе тихие монахи-цистерцианцы, которые не только молятся, но знай себе варят-настаивают самое крепкое и злое из спиртовых зелий. Я появлюсь там с единственной целью — заглянуть им в глаза и спросить: «Perché?»
За выживание! Так перезимуем?
P.S. Зимой я всегда бываю в Санкт-Петербурге — одном из трех моих «мест силы», и использую это холодное время для общения tête-à-tête c шедеврами. В этом году, продрогнув, я побегу в «Дом». Да, мой «Дом» на Мойке: для водочки или хреновухи, или полугара под правильные соленья, холодца максимальной высотой в 2 см., блюд современной русской кухни (от которых не выкатываешься, как колобок) лучшего места не найти.
Ваша, Татьяна Шевченко