Культура

Арт-уикенд в Москве: «Импрессионизм в авангарде»

В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Импрессионизм в авангарде», демонстрирующая влияние французской живописи рубежа XIX–XX веков на русское искусство.

На двух этажах музея представлено более шести десятков импрессионистических работ русских авангардистов, среди которых — Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Казимир Малевич и многие другие.

Расцвет французского импрессионизма, зародившегося в 60-е годы XIX века, приходится на 1880–1890-е годы. В нашей стране о новом искусстве стали постепенно узнавать в конце столетия, а широкое распространение в русской живописи он получил только в 1900-е. В России начала XX века термин «импрессионизм» понимался широко, зачастую включая в себя и последующие направления: пуантилизм, фовизм, сезаннизм и зарождающийся кубизм.

Павел Кузнецов. Розы в саду. Начало 1940-х

Павел Кузнецов. Розы в саду. Начало 1940-х

Многие русские авангардисты прошли через увлечение импрессионизмом, который стал для них трамплином к переосмыслению живописи и ее задач, как это было в случае с Казимиром Малевичем, Михаилом Ларионовым, Давидом Бурлюком и другими. Огромную роль в формировании русских художников начала прошлого века сыграла коллекция французских импрессионистов Сергея Щукина, которую они с трепетом и прилежанием изучали, осваивая неакадемические приемы. Если в конце XIX века импрессионизм воспринимался преимущественно как живописная манера, позволяющая передавать игру света и непосредственность впечатления, то в 1900-е годы приходит понимание его революционной сути — принципиального права художника на субъективный взгляд.

Александр Богомазов. Портрет Ванды. 1907-1908

Александр Богомазов. Портрет Ванды. 1907-1908

Петр Кончаловский. Дом в Белкине. 1907
Александр Куприн. Дерево. Середина 1900-х

Петр Кончаловский. Дом в Белкине. 1907

Александр Куприн. Дерево. Середина 1900-х

Алексей Кокель. Портрет мальчика. 1910-е

Алексей Кокель. Портрет мальчика. 1910-е

Выставка открывается ранней импрессионистической картиной Ларионова «Прогулка» (1907–1908) из частной коллекции Валерия Дудакова, которая впервые экспонируется в своем первоначальном виде — по неизвестным причинам она долгое время была разделена на две части, каждая из которых на протяжении XX века жила собственной жизнью. В ней также заметен след фовизма и наивного искусства, влияние которых Ларионов испытывал в этот период.

Михаил Ларионов. Прогулка. 1907-1908

Михаил Ларионов. Прогулка. 1907-1908

Михаил Ларионов. Натюрморт с розами. 1920-е

Михаил Ларионов. Натюрморт с розами. 1920-е

Михаил Ларионов. Женщина на скамейке. 1902

Михаил Ларионов. Женщина на скамейке. 1902

Неподалеку — «Сирень» Натальи Гончаровой, написанная в 1906 году, спустя два года после ее обращения к живописи. Изначально Гончарова обучалась скульптуре, но под влиянием своего будущего мужа Михаила Ларионова перешла в мастерскую живописи Константина Коровина Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Как она вспоминала в разговорах с Мариной Цветаевой, тот убеждал ее «раскрыть глаза на собственные глаза: „У вас глаза на цвет, а вы заняты формой“», — говорил он ей. На этой картине эксперименты с цветом — тончайшими оттенками лилового, фиолетового, розового — сочетаются с интересом к фактуре и форме: пышные цветы сирени кажутся одновременно тяжелыми и невесомыми.

Наталья Гончарова. Сирень. 1906

Наталья Гончарова. Сирень. 1906

Николай Кульбин. Цветы. 1910
Александр Куприн. Натюрморт. 1930

Николай Кульбин. Цветы. 1910

Александр Куприн. Натюрморт. 1930

Антонина Софронова. Портрет дочери в белой накидке. 1939

Антонина Софронова. Портрет дочери в белой накидке. 1939

Здесь представлены и несколько работ эпатажного отца русского футуризма Давида Бурлюка — лиричные пейзажи раннего периода, многие из которых были написаны в Чернянке, где его отец служил управляющим в имении графа Мордвинова. В них довольно сложно признать «широкого и жадного», «большого бурного Бурлюка», как его называл Алексей Кручёных. Меж тем его путь художника начинался именно с импрессионизма, в котором он видел «надежду русской обновленной живописи».

О ключевой роли импрессионизма в формировании русских авангардистов можно судить, среди прочего, и по воспоминаниям Василия Кандинского, в которых есть такие слова: «К этому времени относятся два события, наложившие печать на всю мою жизнь. Это были: французская импрессионистская выставка в Москве — и особенно „Стог сена“ Клода Моне — и постановка Вагнера в Большом театре — Лоэнгрин… Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет… Но что мне стало совершенно ясно — это не подозревавшаяся мною прежде, скрытая от меня дотоле, превзошедшая все мои смелые мечты сила палитры». В экспозицию вошел «Морской пейзаж» (1902) Кандинского — небольшая, написанная пастозными мазками картина из коллекции ММОМА: прозрачный воздух, постоянно, в зависимости от угла зрения, меняющиеся оттенки моря и как будто растворяющиеся вдали дома.

Давид Бурлюк. Летний пейзаж. 1910-е

Давид Бурлюк. Летний пейзаж. 1910-е

Александр Куприн. Пейзаж. Крым. 1930-е

Александр Куприн. Пейзаж. Крым. 1930-е

Василий Рождественский. Отузы. Крым. 1923

Василий Рождественский. Отузы. Крым. 1923

Есть здесь и «амазонки русского авангарда» — Александра Экстер, Надежда Удальцова и Ольга Розанова, — и совершенно неожиданный Кузьма Петров-Водкин с залитыми солнцем африканскими пейзажами. Широко на выставке представлен Роберт Фальк, среди картин которого и особенно символичная для этого проекта «Женщина, лежащая под портретом Сезанна» (1929).

Экспозицию дополняют инсталляции с фрагментами репродукций ключевых работ русского авангарда, которые одновременно создают архитектуру выставки, направляя зрительское внимание (пространственные решения — вообще сильная сторона всех выставочных проектов музея). Традиционно качественную выставку с сильной исследовательской базой — в нее вошли работы из 14 музеев и 17 частных собраний — сопровождает образовательная программа с многочисленными лекциями и экскурсиями. Кроме того, 7 и 8 июня в музее проходит первая международная конференция «Импрессионизм в авангарде» с участием российских и зарубежных искусствоведов, доступная для широкой публики по предварительной регистрации. Настоятельно рекомендуем не упустить редкий шанс.

Роберт Фальк. Женщина, лежащая под портретом Сезанна. 1929

Роберт Фальк. Женщина, лежащая под портретом Сезанна. 1929

Роберт Фальк. Крым. Ай-Тодор. Розовый капот. 1908
Алексей Явленский. Гора. 1905

Роберт Фальк. Крым. Ай-Тодор. Розовый капот. 1908

Алексей Явленский. Гора. 1905

Наталья Удальцова. Весна в деревне. 1947

Наталья Удальцова. Весна в деревне. 1947

Детали
Выставка работает до 19 сентября
Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т, 15, стр. 11

 

 

 

07 июня 2018
Инна Логунова для раздела Культура