Культура

Ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее

Третьяковская галерея открыла самую ожидаемую выставку года — ретроспективу Ильи Ефимовича Репина, демонстрирующую произведения мастера, созданные с 1870-х по конец 1920-х годов.

В экспозиции представлены как хрестоматийные «Бурлаки на Волге» и «Не ждали», так и малоизвестные произведения и целая серия портретов.

Ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее открывает серию выставок, посвященных 175-летию со дня рождения художника, которые пройдут в 2019–2020 годах в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Petit Palais в Париже и в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Жизнь страны глазами Репина — и крестьянская, и аристократическая, и народная, и царская, и революционная, и артистическая — всегда многогранна, чувственна и драматична.

«Не ждали»

Картина «Не ждали» — не только величайшее произведение искусства, которое Репин множество раз «переписывал», поправляя лицо главного героя в том числе уже в галерее Третьякова, купившего картину. Это еще и выставка семейных образов Репина: старуху-мать художник писал со своей тещи Евгении Шевцовой, супругу главного героя — с жены Веры и с племянницы критика Стасова Варвары, мальчика — с сына соседей по даче и будущего академика РАН Сережи Костычева, а девочку — со старшей дочери.


«Портрет баронессы В.И. Икскуль фон Гильденбандт»

Баронесса Варвара Икскуль фон Гильденбандт — незаурядная и самоотверженная женщина, всю жизнь посвятившая помощи другим людям. Вместе с издателем И. Сытиным она выпустила 64 книги, доступные малоимущим читателям (обложки для них бесплатно оформлял Репин), она же была одним из инициаторов создания Женского Медицинского института при Петропавловской больнице, а в 64 года отправилась сестрой милосердия на Первую мировую. После революции 1917 года, потеряв свой дом и не получив разрешения на выезд из страны, баронесса пешком по льду Финского залива добралась до Финляндии.


«Автопортрет»

«Два типа гениев различаем мы в искусствах всякой эпохи. Первый гений — новатор, дающий начало новому виду искусства; он обладает свойством изобретателя и часто остается непризнанным. Это натура в высшей степени самобытная, с большими крайностями; он открывает эпоху. Второй гений — завершитель всесторонне использованного направления; натура многообъемлющая, способная выразить, в возможной полноте своего искусства, свое время; к оценке его накопляется большая подготовка — он ясен. Он заканчивает эпоху до полной невозможности продолжать работать в том же роде после него».


«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

«Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой. Теперь это покажется устарелыми словами, но тогда, в то время, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея. И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большею частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием»


«Крестный ход в Курской губернии»

«Для меня выше всего правда, посмотрите-ка в толпу, где угодно, — много ли вы встретите красивых лиц, да еще непременно, для вашего удовольствия, вылезших на первый план?.. В картине можно оставить только такое лицо, какое ею в общем смысле художественном терпится, это тонкое чувство, никакой теорией его не объяснишь, и умышленное приукрашивание сгубило бы картину…»


«Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году»

«Пробовали ли вы вообразить себе действительно какую-нибудь историческую сцену? Закрыть глаза, углубиться в нее совсем и представить ее в воображении совсем как живую, перед вашими глазами! Вот, собственно, что следует делать художнику, чтобы воспроизвести что-нибудь историческое. Попробуйте, войдите, погрузитесь весь в ваш сюжет и тогда ловите, что вам представляется, и переносите на бумагу, на холст — все равно».

18 марта 2019
Posta-Magazine для раздела Культура