В возрасте 102 лет ушел из жизни американский архитектор китайского происхождения Бэй Юймин — обладатель Притцкеровской премии.
В числе его главных работ — восточный корпус Национальной галереи искусств в Вашингтоне, небоскреб Bank of China Tower в Гонконге, Музей исламского искусства в столице Катара и стеклянная пирамида Лувра в Париже, отмечающая в этом году 30-летие.
Бэй Юймин окончил Массачусетский технологический институт и начинал карьеру в 1940-х в компании Webb & Knapp Inc. строительного магната Уильяма Цекендорфа. Уже в 1955-м он отправился в сольное плавание, став одним из самых ярких архитекторов современности. Изучаем лучшие образцы его творчества.
Пирамида Лувра, Париж
Иконическая башня, ставшая символом главного музея в мире, в момент согласования проекта вызывала жаркие споры в мировом арт-сообществе: консерваторы обвиняли Юймина в осквернении священного музея и всей французской нации, а простые смертные при случайной встрече с ним на улице не стеснялись выражать ему свое презрение в резких выражениях. Однако Юймин не ошибся: пирамиду настигла мировая слава.
Зал и музей славы рок-н-ролла, Кливленд
За этот проект Юймин поначалу вовсе не хотел браться: не будучи поклонником рок-н-ролла, он не был уверен, что оправдает надежды «фанатов». Однако решившись, он подошел к делу прилежно: вместе с издателем и соучредителем журнала Rolling Stone Яном Веннером он отправился в «турне» по рок-концертам страны, чтобы «быть в теме».
Башня Банка Китая, Гонконг
Bank of China Tower — один из самых узнаваемых небоскребов в Гонконге. 70-этажное здание высотой 315 метров было построено в 1989 году, став на тот момент самым высоким в Азии. Как и проект Лувра, эту башню критики в начале строительства нещадно ругали, особенно досталось архитектору от сторонников философии фэн-шуя, которым он даже в некоторой степени пошел на уступки. Однако сегодня это одно из ярчайших футуристических построек в мире — и единственное здание Гонконга, которое используется в компьютерных играх, например, в SimCity 3000 и SimCity 4.
Музей исламского искусства, Доха
Последнее творение Юймина — еще один проект архитектора, «контрастирующий» с его личными вкусами в искусстве: коллекционер абстрактной экспрессионистской живописи Западной Европы, он, по собственному признанию, ничего не смыслил в искусстве исламских стран. И, как и в случае с рок-н-роллом, прежде чем браться за дело, решил победить свое невежество — прочел биографию пророка Мухаммеда, а затем отправился в путешествие по изучению исламской архитектуры.