Музыка и мода всегда шли рука об руку: известные исполнители становятся иконами стиля, а дизайнеры заимствуют идеи из сценических костюмов культовых коллективов. Мы решили рассказать о том, какие тренды подарили нам разные музыкальные направления.
Первым в фокусе нашего внимания оказался рок во всех его проявлениях. Он сформировал крайне узнаваемый, но при этом относительно несложный в воспроизведении стиль.
Хотя рок-музыка, по большому счету, зародилась еще в 50-е годы, главенствующее положение на мировой сцене она заняла в последующие два, а то и три десятилетия. Именно на это время пришлись детство и юность Джона Варватоса — американского дизайнера, который и сегодня продолжает вдохновенно продвигать рок-эстетику в мужской моде. Варватос, кстати, вырос в Детройте. Уже существенно позже крупнейший город штата Мичиган стал знаковым для любителей техно: до этого здесь давали свои первые концерты Игги Поп и The Stooges.
Но не Варватосом единым жива мода на кожу и клепки. Коллекции, вдохновленные одеждой рок-кумиров, выпускали Марк Джейкобс и Джон Гальяно, марка Tommy Hilfiger отметилась плодотворным сотрудничеством с The Rolling Stones, а в 2015 году в показе осенне-зимней коллекции Дома Saint Laurent на Парижской неделе моды принимали участие музыканты из британской группы Swim Deep. Вивьен Вествуд и вовсе сделала для продвижения идей панка едва ли не столько же, сколько Ramones и Sex Pistols.
Глэм, метал, инди, гаражный рок, психоделика — все эти поджанры и ответвления так или иначе нашли свое отражение в модной индустрии и привнесли в нее свой особый почерк. Вместе с тем существуют базовые характеристики, ориентируясь на которые можно в два счета составить подходящий комплект для похода на рок-концерт или на вечеринку. Ну, или просто добавить немного дерзости и шика в свой повседневный облик.
Джинсы
Обнаженный торс, ремень с крупной пряжкой и узкие, обтягивающие джинсы голубого или темно-синего цвета — именно так одет на канонических фото Игги Поп, который, впрочем, с легкостью примерил и маленькое черное платье для рекламы Dior. Бренды, производящие одежду из денима, часто привлекают к съемкам в своих промокампаниях музыкантов. К примеру, в 2002 году в рекламе джинсов GAP появились Вилли Нельсон и Райан Адамс. Нельсон, конечно, в значительно большей степени ассоциируется с кантри, а вот Адамс — вполне себе рокер.
Что бы вы ни взяли за ориентир — клеши Роберта Планта, черные слим-фиты Билли Джо Армстронга или классический ярко-синий костюм Джона Леннона, — помните одно: для образа в стиле рок джинсы должны выглядеть либо основательно поношенными, либо, наоборот, совсем новыми, жесткими, подчеркивающими все, что вполне можно было бы скрыть.
Длинные волосы
Разумеется, истории известно немало исполнителей с короткими волосами. Например, Фредди Меркьюри на пике карьеры носил прическу а-ля сотрудник НИИ, а Мик Джаггер даже в юности не особенно увлекался экспериментами с длиной. И все-таки пышный, лохматый «хаер» — отличительная черта рок-идола. Ниспадающие на плечи локоны, как у Оззи Осборна, прямые, подвязанные банданой пряди, как у Эксла Роуза, романтические кудри, как у Роджера Долтри, экстремальный начес, как у Эми Уайнхаус, или вариации на тему маллета — прически, чрезвычайно популярной в 80–90-е годы в СССР, но прославленной еще Дэвидом Боуи времен Зигги Стардаста. Рок-образ можно создать и вокруг короткой стрижки, но тогда она должна отличаться подчеркнутой небрежностью, выраженной, например, в падающей на глаза «рваной» челке.
Макияж, каблуки и женская одежда на мужчинах
Хотя рок — особенно тяжелый — считается, пожалуй, самым брутальным музыкальным жанром, в 70-е годы сценические костюмы исполнителей дали серьезный крен в сторону предметов гардероба, которые традиционно считались женскими. Одними из первых, кто взялся популяризировать эту тенденцию, была американская прото-панк-группа New York Dolls. Ее участники — сплошь мужчины — лихо скакали по сцене даже не в сапогах на платформе, которые найдутся в кладовке у каждого адепта глэма, и не в «казаках» или «конверсах» — самой ходовой обуви среди рокеров, а в туфлях-лодочках на каблуках. Музыканты носили девчачьи топы, оголявшие плечи и пупок, крупные бусы и расшитые пайетками шелковые шарфики, колготки в сетку и легинсы с люрексом.
Разумеется, New York Dolls также использовали макияж — и были далеко не одиноки. Своеобразным апофеозом этой тенденции можно считать нарисованные маски, под которыми скрывали свои лица музыканты из группы Kiss. Слегка подведенные глаза, как у Дэйва Наварро, тени с глиттером, как у Марка Болана в промовидео T. Rex на трек Children of the Revolution, перья экзотических птиц, наклеенные на лицо Тодда Рандгрена, — вдохновение можно черпать в тысяче источников. Среди них, кстати, и культовый фильм «Шоу ужасов Рокки Хоррора», который называют символом эпохи глэма.
Геометрические принты
Несмотря на то что с рок-музыкой ассоциируются в первую очередь анималистические узоры — под леопарда или под змеиную кожу, о строгой геометрии забывать тоже не стоит. Надетая под джинсовку или косуху рубашка в черно-красную клетку изобличит вашего внутреннего панка, а тельняшка в частую, «бретонскую» полоску позволит дать гранжа в духе Курта Кобейна. Есть и более экзотические варианты — вроде черно-белых трико, как у Фредди Меркьюри. Самое известное из них — в ромбовидных узорах, стилизованное под театрально-цирковой костюм арлекина. Его Меркьюри дополнял крупными золотыми украшениями.
Головные уборы
Как Михаил Боярский немыслим без широкополой шляпы-федоры (или, на худой конец, лихо заломленного набок берета), так и Сола Хадсона, более известного как Слэш, практически невозможно представить без цилиндра. Неслучайно все тот же Джон Варватос в своей книге «Рок в моде» пишет, что по одному только силуэту можно сразу узнать лишь трех людей на планете: Джими Хендрикса, Альфреда Хичкока и собственно Слэша. Правда, цилиндр — слишком экзотический головной убор, чтобы носить его в повседневной жизни: на работе в нем точно не появишься — не поймут. На помощь придут Том Уэйтс с его фирменной скромной шляпой-«пирожком» (pork pie hat) или Джеймс Бэй, который, до того как сделать короткую стрижку, даже к смокингу надевал аккуратную черную или темно-коричневую федору.
Кожа
Куда же без нее? Стоит только надеть косуху с металлическими серебристыми клепками, как в руки сама собой просится гитара. Во всяком случае, так было еще десять-пятнадцать лет назад. Теперь кожаная куртка стала куда более универсальным предметом гардероба, и для того чтобы полностью выдержать роковую стилистику, придется пойти на крайности. Или для начала хотя бы попробовать заменить привычную косуху на массивную замшевую куртку с бахромой на спине и рукавах.
На упомянутом выше показе модного дома Saint Laurent Эди Слиман предлагал носить ультракороткие кожаные платья на молнии, кожаные брюки с множеством поперечных разрезов, кожаные тренчи и даже полностью сшитый из кожи облегающий комбинезон. Стоит, правда, учитывать, что кожаное платье или любые другие сделанные из этого материала вещи, которые прилегают непосредственно к телу, часто оказываются очень непрактичными: в них непостижимым образом может быть одновременно холодно и жарко. К тому же многие наверняка помнят серию «Друзей», в которой Росс снять с себя скрипучие кожаные штаны смог, а вот натянуть обратно — уже нет.