На Netflix вышел новый сериал «Цыганка», посвященный непростой жизни нью-йоркского психотерапевта. Главная героиня Джин Холлоуэй, роль которой исполняет Наоми Уоттс, пренебрегает профессиональной этикой и начинает вмешиваться в личную жизнь пациентов.
Разбираемся, как избежать ошибок, допущенных клиентами доктора Холлоуэй, и подобрать психотерапевта, который будет оказывать помощь, а не решать за ваш счет собственные проблемы.
Если еще несколько лет назад люди стеснялись говорить о том, что ходят к психотерапевту, то сегодня с легкостью в этом признаются. Нам уже не кажется подозрительной и странной идея поделиться своими горестями не с мамой или подругой, а с посторонним, но специально обученным человеком. Вместе с тем профессия психотерапевта стала не только востребованной, но и чрезвычайно модной. В результате шарлатанов в этой области развелось не меньше, чем на рынке экстрасенсорных услуг.
К тому же существует сразу несколько типов специалистов, которые помогают сохранить здоровую психику, и не все понимают, чем они друг от друга отличаются. Поэтому начнем с азов. Психиатр — это врач, который ставит диагнозы, имеет право назначать лекарственные препараты и работает с серьезными расстройствами — в том числе шизофренического спектра. Когда психолог видит, что клиенту, возможно, требуется медикаментозное лечение, он может предложить ему обратиться к психиатру. Но если психолог сам пытается навязать вам прием того или иного препарата (даже если речь идет всего лишь о настойке пустырника), знайте: не в его компетенции принимать такие решения.
Так или иначе, отличить психолога, психотерапевта и психоаналитика от психиатра просто, а вот дальше начинаются сложности. Психотерапевтом формально следует считать психиатра, который в своей работе не ограничивается лечением с помощью таблеток: он может использовать, например, технику гипноза. В некоторых клиниках применяют методы депривации сна или лечебного голодания, однако их эффективность в научных кругах вызывает споры. Однако на деле психотерапевты сегодня — это в основном люди, которые сначала выучились в университете на клинического психолога или врача, а потом получили дополнительную специализацию в области психотерапии.
Психоаналитик — тот же психотерапевт, только работающий в рамках школы психоанализа и прошедший особую длительную подготовку. А вот психолог — это в первую очередь человек, который получил базовое психологическое образование в гуманитарном вузе. Вовсе необязательно, что он в итоге откроет кабинет и будет консультировать пациентов: он может занимать должность специалиста по найму сотрудников, может устроиться в школу, может вести научную работу и так далее. Если у психолога есть и психотерапевтическая квалификация, то на визитной карточке или на персональном сайте он, скорее всего, об этом упомянет.
Позволяя себе весьма условное обобщение, можно сказать, что к психиатру люди обычно идут, когда разрушается их психика, а вместе с ней и социальная жизнь. К психоаналитику — когда хотят разобраться в глубинных проблемах, преследующих их на протяжении долгого времени: фобиях, тревожности, трудностях в сексуальной сфере. К психологу — когда существует потребность решить конкретную задачу: допустим, расположить к себе новых коллег или с наименьшими потерями пройти через процедуру развода. К психотерапевту же обращаются, когда подобных задач накопилось множество, самостоятельно выбраться из-под их груза не получается годами, и качество жизни от этого объективно ухудшается.
Предварительный выбор
Сегодня существует множество направлений и школ психотерапии: гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, телесно-ориентированная терапия, процессуально-интегративная терапия и так далее. Информацию о них можно с легкостью найти в интернете, а практически любой специалист, как правило, указывает, в координатах какой системы или систем он предпочитает работать.
Загвоздка заключается в том, что неподготовленного человека, который впервые решил обратиться к психотерапевту, изобилие методик скорее не обнадежит, а запутает. Если мы еще способны предварительно решить, хочется ли нам прибегнуть к медикаментозному лечению (хотя и здесь мнение специалиста может отличаться от нашего), то заранее понять, какая именно техника психотерапии нам подойдет, практически невозможно. Поэтому полагаться придется, во-первых, на объективные критерии профессионализма, во-вторых, на сарафанное радио, а в-третьих, на собственный опыт.
У психотерапевта непременно должно быть образование. Повторим еще раз: если человек просто закончил факультет психологии, он не имеет права называться психотерапевтом и вести прием в этом качестве. Он обязан — в том числе по закону — получить соответствующую квалификацию: как правило, на это требуется от трех до пяти лет обучения.
Психотерапевт должен сам пройти как минимум 50-70 часов личной терапии для того, чтобы его собственные страхи, обиды и проекции не распространялись на общение с клиентом. Более того, в его активе должно быть не менее 50 часов работы с супервизором — более опытным специалистом, который помогал или продолжает помогать вашему психотерапевту оттачивать технику, решать спорные вопросы, возникающие во время контакта с пациентами, указывать на его ошибки. Эти цифры могут быть прописаны в дипломах и сертификатах, а можно спросить о них напрямую. Попросить назвать имя супервизора — тоже можно.
Как и в любой другой сфере деятельности, уровень профессионализма психотерапевта определяется в том числе количеством довольных клиентов. Поэтому, если сразу несколько знакомых, мнению которых вы доверяете, хвалят одного специалиста, велика вероятность, что он поможет и вам.
Правда, в обратную сторону такая схема эффективно работает не всегда. Люди часто не понимают, чего именно ждать от психотерапии. Порой им кажется, что психотерапевт должен моментально решить их проблемы, и когда этого не происходит, они попросту злятся, обижаются на него и в результате оставляют негативные отзывы. Поэтому, если кто-то из ваших друзей говорит, что выбранный вами психотерапевт ему в свое время не помог, стоит поинтересоваться, почему он так считает.
Личный опыт — всему голова
И все-таки самый надежный способ проверить, подходит вам психотерапевт или нет, это встретиться с ним лично и провести несколько сессий, держа в голове ряд обстоятельств, которые должны вас насторожить:
- Для начала разберем ситуацию, описанную в сериале «Цыганка»: если психотерапевт у вас за спиной пытается связаться с вашими друзьями, ищет контакта с вашим бывшим мужем или звонит вашей маме, от него нужно бежать. Согласно этическому кодексу, клиент и психотерапевт не должны быть связаны ни личными отношениями, ни близкими знакомствами. Специалисты нередко отказываются работать с человеком, который, например, входит во второстепенный круг общения их родственников, и перепоручают его кому-то из своих коллег;
Кадры из сериала «Цыганка»
- Бывают вопросы, на которые действительно можно найти ответ всего за несколько встреч, но психотерапия в целом — процесс длительный, он занимает месяцы, а иногда и годы. Ни вы, ни терапевт поначалу не знаете, куда вас может завести совместная работа. Поэтому, если вам гарантируют быстрый положительный результат, это веский повод насторожиться;
- Отсутствие большого опыта — не всегда минус: начинающие психотерапевты, в конце концов, берут за сессии меньше денег и нередко относятся к пациентам более трепетно и внимательно, чем профессионалы с громким именем. Вместе с тем даже молодой терапевт должен знать, какой методики он придерживается, кто считается авторитетом в его направлении и с какими типами проблем он предпочитает работать. Если на эти вопросы он отвечает неопределенно или вовсе теряется, значит, он пока не готов вести прием клиентов;
- С точки зрения позиции, которую занимает терапевт по отношению к клиенту, психотерапия делится на директивную и не директивную. Потребность в директивной психотерапии возникает, когда человек в силу особенностей характера или заболевания, от которого он страдает, не может самостоятельно выбрать правильную модель поведения в обществе или совершенно не понимает, как ему выстраивать свою жизнь. Тогда терапевт может дать ему конкретные рекомендации и даже указания: допустим, помочь структурировать распорядок дня или сказать, с кем из родственников и о чем конкретно нужно поговорить, чтобы облегчить душу. Но, если у клиента нет такого запроса, а специалист буквально приказывает ему бросить партнера, перейти на новую работу или сменить имидж, значит, он плохой специалист;
- Даже если в отношениях с психотерапевтом вы отводите ему роль лидера и наставника, он не имеет права пользоваться своим авторитетом, унижать и оскорблять вас, подвергать резкой критике ваши поступки и суждения. Настоящий профессионал никогда не скажет: «Вы поступили как полный идиот. Неудивительно, что у вас ничего не получается!»;
- Крайне велика вероятность, что вы окажетесь не единственным клиентом своего психотерапевта. Поэтому простительно, если какие-то детали вашей биографии он запомнит не сразу и вынужден будет переспросить о них. Некоторые, впрочем, предпочитают вести записи во время сеансов, чтобы ничего не упустить из виду. Но, если психотерапевт систематически забывает о важных обстоятельствах вашей жизни — о вашей профессии или о том, что вы росли с неродным отцом — это может означать, что он недостаточно ответственно подходит к своей работе;
- Пока не существует однозначного ответа на вопрос, допустим ли физический контакт между психотерапевтом и клиентом. Большая часть сообщества склоняется к тому, что все-таки нет: аналитический подход, например, исключает возможность прикосновений. С другой стороны, существует телесно-ориентированная терапия. Она не сводится только к физическому взаимодействию, хотя подразумевает и его тоже. Но и в этом случае специалист, во-первых, должен пройти соответствующую подготовку, а во-вторых, спрашивать, приемлем ли для вас тот или иной тип касаний. Если психотерапевт без разрешения пытается обнять вас, когда вы плачете во время сеанса, или предлагает сделать вам легкий массаж для расслабления, его профессионализм должен вызвать у вас большие сомнения.
- Наконец, процесс психотерапии подчиняется тем же законам, что и любые отношения, возникающие между людьми. Так что, если психотерапевт, психолог или психоаналитик вам просто-напросто несимпатичен, и вы не чувствуете, что можете ему или ей доверять, это вполне уважительная причина для того, чтобы поискать другого специалиста.