PostaБизнес

#PostaБизнес: как устроены агентства по подбору персонала

#PostaБизнес: как устроены агентства по подбору персонала

Если вы живете в Москве или Санкт-Петербурге, строите свою карьеру в корпорациях, то наверняка сталкивались с сервисами по подбору персонала. Ирина Обухова, эксперт в области карьерного консалтинга, рассказала нам, как устроен рынок труда и какие бывают рекрутинговые агентства.


По исследованиям hh.ru, только в Москве зарегистрировано более 2000 агентств. Какие-то из них имеют устойчивый и узнаваемых бренд, но большинство из них неизвестны. Начнем с истории рекрутинговых агентств. В России первые агентства стали появляться в начале 90-х, есть те, которые до сих пор существуют, например «Анкор» и «Агентство Контакт». А между тем мировому рынку рекрутинговых агентств больше 70 лет.

Есть два типа агентств, которые различаются технологиями поиска и оплатой услуг.


1. Management selection или рекрутинговые агентства, в России их еще могут называть кадровыми.


Это наиболее часто встречающийся вид. Такие агентства имеют широкую специализацию и линейку оказываемых услуг. Они специализируются на подборе менеджеров и руководителей среднего звена. Но в портфельное предложение услуг наиболее крупных из них может входить также подбор топ-менеджеров, массовый подбор (продавцы в магазинах, кассиры, грузчики и т.д.), исследования рынка зарплат, аутстаффинг (выведение персонала за штат компании), аутплейсмент (сопровождение увольнения сотрудников).

Гонорар за поиск выплачивается единожды по факту выхода кандидата. Как правило, это процент от годового дохода кандидата (оклад + бонус).

1. Management selection или рекрутинговые агентства, в России их еще могут называть кадровыми.

Чаще всего работодатели подключают на поиск сотрудника сразу несколько таких агентств (2-3 — нормальный показатель), чтобы была конкуренция. Поэтому основные KPI — это скорость. А основной критерий рентабельности — количество вакансий и клиентов. Много типовых вакансий позволяет быстрее и больше зарабатывать.

Какие неудобства испытывают кандидаты — им звонят из нескольких агентств и рассказывают про одну и ту же вакансию. И очень часто к кандидатам не возвращаются с обратной связью, потому что скорость как KPI автоматически снижает качество коммуникации.

Такие агентства, в первую очередь, заинтересованы работать с теми кандидатами, которые находятся в активном поиске работы. Потому что не нужно работать с мотивацией на уход из компании, и можно быстрее вывести в штат.

Самые большие рекрутинговые агентства в России:

  • Hays
  • Antal
  • Ancor
  • Kelly Serviсes
  • Cornerstone
  • Kontakt Intersearch («Агентство Контакт»)
  • Adecco Group
  • Coleman
  • Brainpower — BPI Group
  • Manpower

Как я уже сказала, их более 2000, это лишь некоторые из них, которые работают над своим брендом и узнаваемостью. У них довольно большие команды (70+ человек), самые крупные имеют филиальную сеть по стране.


2. Executive search агентства занимаются подбором генеральных директоров, топ-менеджеров, редких специалистов.


Executive search — это технология глубинного исследования рынка кандидатов на предмет выявления и нахождения релевантных заказчику. Это дорогая услуга, и, как правило, она используется для сложных или уникальных поисков, с высокой степенью конфиденциальности. Эксклюзивность поиска подразумевается. Здесь нет привязки к тому, трудоустроен ли уже человек. Чаще всего приходится хантить (переманивать) именно работающих кандидатов. Поэтому Executive search консультант — мастер манипуляций и коммуникаций, умеющий работать с возражениями и мотивацией.

У технологии поиска есть 3 характерных этапа, каждый из которых отдельно оплачивается. Длинный список кандидатов — исследование рынка под запрос клиента. Короткий список — несколько финальных и наиболее релевантных кандидатов. И третий — это выявление финалиста и вывод его на работу.

2. Executive search агентства занимаются подбором генеральных директоров, топ-менеджеров, редких специалистов.

Когда я работала в Executive search, проекты по поиску и идентификации кандидатов, случалось, выходили за границы России. Приходилось искать уникальную экспертизу по всему миру, потому что в ходе исследования рынка оказывалось, что в России такой компетенции просто нет.

Еще был интересный случай, когда я закрыла позицию 1 из 1, потому что то, что нужно было клиенту, сочеталось в профессиональном опыте только одного человека в стране. И я еще месяц работала с мотивацией кандидата, чтобы уговорить его рассмотреть предложение, а потом согласовать ему те условия, на которые он согласился бы выйти в новую компанию.

Крупнейшие Executive search агентства, которые есть в России:

  • RosExpert (в альянсе с Korn Ferry)
  • Spencer Stuart
  • Ward Howell
  • Egon Zehnder
  • Heidrick & Struggles
  • Odgers Berndtson
  • Amrop
  • Spengler Fox

Их значительно меньше, чем первого вида. Штат сотрудников тоже очень отличается. Как правило, это несколько человек. Те, что крупнее — до 50 человек. Эти компании большое значение уделяют отношениям как с клиентами, так и с кандидатами. Но уровень релевантных кандидатов — это генеральные директора и топ-менеджеры из компаний Топ-100 Forbes или Топ-15 лидеров своих индустрий.

2. Executive search агентства занимаются подбором генеральных директоров, топ-менеджеров, редких специалистов.

Есть огромное количество бутиков. Это частные Executive search. Как правило, их открывали партнеры-выходцы из крупных агентств. Часто их можно узнать по тому, что в названии или в качестве подзаголовка стоит имя основателя.

У всех агентств есть единый принцип специализации. Внутри структур существуют отраслевые и/или функциональные практики. Практику возглавляет партнер, под ним команды. Структуры, как правило, иерархические. Если вы руководитель высшего или среднего звена, то рекомендую выходить на первый контакт с релевантным для вашей специализации партнером или руководителем практики. Часто партнер отвечает за привлечение нового бизнеса, но он в курсе того, кто из его команды ведет поиск, где ваше резюме может быть полезно. Поэтому он переадресует на правильного консультанта. Но, возможно, и сам захочет с вами встретиться. Оба варианты для вас как кандидата будут выгодны.

И главный мой совет. Помните, что с хедхантерами надо дружить. Они для вас источник информации и агенты по карьерному росту.

09 мая 2020
Ирина Обухова для раздела PostaБизнес