Стиль жизни

Аrt & More: «великий и ужасный» Босх пятьсот лет спустя

В центре дизайна ARTPLAY стартовала мультимедийная выставка «Босх. Ожившие видения», приуроченная к 500-летию со дня смерти художника.

Организаторы экспозиции

стремятся приобщить как можно больше людей к «высокому искусству» и раскрыть все секреты «почетного профессора кошмаров». Posta-Magazine побывал на открытии и попытался понять, возможно ли это в принципе.

Возможно, не все в курсе, что нынешний год еще в самом его начале был объявлен Годом Босха в Европе. И по этому случаю в родном городе художника Хертогенбосе, а также в Мадриде, Венеции и других городах Европы будут проведены крупнейшие выставки работ Босха, а также его современников, вдохновленных неразгаданными символами и загадками его творчества. Мультимедийная экспозиция в ARTPLAY должна была стать одним из таких мероприятий, поскольку ни в одном из музеев нашей необъятной родины Иероним Босх не представлен.

А жаль. Картины его можно рассматривать бесконечно, да и человеком он, судя по всему, был интересным. Согласитесь, надо быть слишком незаурядным, чтобы вас прозвали «почетным профессором кошмаров». Известно о Босхе, меж тем, не так уж и много. Настоящее имя — Ерун Антонисон ван Акен, он является представителем династии художников в третьем колене. Соответственно, живописью Босх увлекся, потому как все мужчины его рода этим занимались — у семьи была собственная мастерская, где будущий живописец и обучался ремеслу.

Женился Босх, как пришло время, вполне удачно, что обеспечило ему неплохое финансовое состояние и положение в обществе. Живописал все больше на религиозные темы (так утверждал он сам), а вот те образы, которые у него при этом получались, — это уже совсем другая история. Например, его знаменитый триптих «Сад земных наслаждений», выставленный в мадридском Прадо, изначально замышлялся как повод для размышления на темы нравственности, но, со временем, и в этом полотне, и во многих других работах художника представители церкви стали усматривать некоторую ересь. Духовников, кстати, можно понять — видение религии Босхом сильно противоречило существующему на тот момент времени. Но вот что удивительно: церковь принимала его работы безо всякой критики, несмотря на все эти досадные мелочи.

«Великий и ужасный» Босх пятьсот лет спустя

Скорее всего, это было связано с именем тогдашнего короля Нидерландов Филиппа II, скупившего если не все, то почти все работы художника и, таким образом, поднявшего интеллектуальный потенциал творчества Босха. А вообще, искусствоведы советуют, когда рассматриваете, например, «Сад земных наслаждений» или «Семь смертный грехов», не воспринимать все эти изображенные на полотнах откровения слишком уж буквально. В этот момент лучше всего представить себя Босхом и порицать все увиденное. Именно так он и делал — порицал весь этот разврат и распущенность. Отсюда и все эти странные образы на его полотнах. Вот, мол, смотрите, будете заниматься подобными вещами — и у вас три носа вырастет. И вот еще что важно — старайтесь не представлять себе, что бы Босх мог живописать, живи он в наше время, — иначе вы тоже рискуете прозвать его еретиком и перестать любить его чудесные картины… Но не будем отвлекаться.

«Великий и ужасный» Босх пятьсот лет спустя

В триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх изобразил человеческий опыт, причем, в параллельных мирах — реальном и загробном. На левой части полотна — рай, на правой — ад, а в центре тот самый сад наслаждений. На средней панели все эти странные голыши, занимающиеся всякими легкомысленными занятиями, — на самом деле выжившие из ума грешники. Кстати, Босх явно знал, о чем писал, ведь был уже достаточно взрослым, когда приступил к этой работе — в 1490-м году ему было около сорока лет.

«Великий и ужасный» Босх пятьсот лет спустя

Цветы и фрукты на картине символизируют удовольствия плоти, а рассматривать триптих следует слева направо, двигаясь от библейского сотворения человека в Эдемском саду к современной жизни, с ее похотью и сплошным развратом и, в результате, попадая в ужасные последствия в аду. Вот интересно, ад у Босха — никакая не геенна огненная — это, скорее, огонь и лед одновременно. Что справедливо — в леденящем душу и тело холоде приятного, согласитесь, мало.

«Великий и ужасный» Босх пятьсот лет спустя

И еще одна интересная деталь — искусствовед Ханс Бельтинг в свое время предположил, что на панели «Ад» Босх написал автопортрет. Согласно догадке, это человек, который иронически улыбается, глядя на происходящее, а туловище его напоминает треснувшую яичную скорлупу. Наверное, рисуя это, Босх предчувствовал, что его смерть будет окутана тайной. Тело Босха было захоронено в свое время с положенными почестями в родном городе. Прошло несколько столетий, и по каким-то неведомым нам причинам ученым потребовалось провести эксгумацию. Тогда-то и оказалось, что останков на месте нет. В общем, дальнейшие раскопки были остановлены, а ученые взяли себе на память лишь осколок надгробия с могилы художника. Говорят, под микроскопом он нагревается и светится.

«Искушение святого Антония»

«Искушение святого Антония»

Но на мультимедийной части выставки «Босх. Ожившие видения» вам не расскажут всех этих историй. На стенах ARTPLAY у вас есть возможность увидеть спроецированный и увеличенный до мельчайших деталей триптих «Сад земных наслаждений». Помогает ли это лучше понять художника? — Не знаю. Запомнить его имя? — Наверное, да. Лично мне выставка больше напомнила мультфильм или масштабную рекламную кампанию какого-нибудь изобразительного проекта. Стоит ли идти? Почему нет. Но я бы лучше не пожалела времени и денег, слетала в Мадрид и зашла в Прадо, чтобы снова и снова посмотреть на оригинал. Вот он — поистине великолепен.

«Великий и ужасный» Босх пятьсот лет спустя

Детали от Posta-Magazine
Ул. Нижняя Сыромятническая, 2А
Выставка продлится до 31 мая

 

 

 

21 марта 2016
Ника Кошар для раздела Стиль жизни