В Центре фотографии им. братьев Люмьер проходят выставки «Большой балет» лондонского фотографа Саши Гусова — известного портретиста, которому позировали звезды от Гэри Олдмена до Юэна Макгрегора, и «Душа московских улиц», представляющая творчество советского классика Владимира Степанова.
Саша Гусов — из тех фотографов, чья камера не просто схватывает момент, но творит поэзию: каждый его снимок — видение завораживающей красоты, словно возникающее из окружающего воздуха.
«Большой балет»
Биография Саши Гусова похожа на авантюрный роман. Сын простого советского инженера и домохозяйки, он, отслужив в армии, переехал в Лондон в 1989 году, отправившись туда на удачу, с 10 долларами в кармане и не особенно представляя, где, как и на что будет жить. Подвизался официантом, брался на всевозможные случайные заработки и в конце концов оказался в мастерской фотографа Роя Снелла, где со съемок молодых актеров и музыкантов и началась его собственная фотографическая карьера.
![]()
Лебединое озеро. За кулисами. Лондон. 2016
![]()
Лебединое озеро. За кулисами. Лондон. 2016
Признание пришло в начале 1990-х, после того как авторитетный The British Journal of Photography опубликовал его фотографии гастролей балетной труппы Большого театра, сделанные за кулисами лондонского Альберт-холла, где он оказался по счастливой случайности. За первой публикацией снежным комом последовали предложения от изданий — The Daily Telegraph, The Times, Condé Nast Traveler, а также театральных компаний: Королевской оперы, Английского национального балета, Королевского национального театра и других.
![]()
Лебединое озеро. Лондон. 2016
![]()
Лебединое озеро. За кулисами. Лондон. 1993
![]()
За кулисами. Лондон. 2013
На выставке представлены работы из балетной серии, которую он снимает на протяжении уже более двадцати лет. Балетные фотографы, работающие за кулисами, нередко делают акцент на «физике» — каким потом и кровью дается эта кажущаяся сценическая легкость умопомрачительных пируэтов, фуэте и зависаний в воздухе. У Гусова иная манера: он снимает трудноуловимое состояние, когда артист становится кем-то другим, как будто переходит в Зазеркалье, где жизнь протекает по каким-то иным законам. Вот Нина Капцова в тонкой прозрачной вуали, закрывающей лицо и плечи, за мгновение до выхода на сцену в «Корсаре» — словно ожившая иллюстрация со страниц байроновской поэмы. А вот оставленная кем-то в репетиционном зале балетная пачка — она здесь на первом плане, как главная героиня, а размытый силуэт балерины виднеется на заднем плане в расфокусе. Фотографический язык Гусова — это язык деталей, нюансов и теней. Он приоткрывает зрителю завесу в другой мир, позволяя взглянуть на таинство искусства, рождающегося здесь и сейчас, приобщиться к его мистике. В портретных же работах — на выставке можно видеть снимки, на которых в сценических образах запечатлены Светлана Захарова, Гедиминас Таранда, Николай Цискаридзе, — Гусов мастерски соединяет психологическую достоверность с акцентированной театральностью, свойственной классическому балету.
![]()
|
Гедиминас Таранда. Лондон. 1993 |
Ольга Смирнова. Укрощение строптивой. Лондон. 2016 |
![]()
Лебединое озеро. Лондон. 2004
В его балетных фотографиях есть что-то от атмосферы классического фильма Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде»: они одновременно достоверны и сюрреалистичны, как сны и воспоминания, в которых реальность сохраняется в ощущениях: бесшумного движения газовой ленты вилис, трепете ресниц, сдержанном блеске украшений — и едва уловимом дыхании.
|
|
«Душа московских улиц»
Москвы, запечатленной на фотографиях Владимира Степанова, больше нет. Нет тихих, почти деревенских переулков в центре города; деревянных домов на окраинах; детей, прыгающих через скакалку, и мирно беседующих на бульваре старушек. По духу эти снимки, сделанные в конце 1950-х — начале 1960-х годов, порой напоминают кадры из фильмов итальянского неореализма или картин Франсуа Трюффо.
![]()
Пересечение улицы Богдана Хмельницкого (Маросейка) и Старосадского переулка. 1950-е
![]()
Весна в двориках Старосадского переулка. 1950-е
![]()
Прыгалка. Староалексеевская улица. 1950-е
Как фотограф Владимир Степанов формируется в оттепельные годы, когда советская фотожурналистика все еще существует в жестких постановочных рамках, но в страну понемногу начинает проникать информация о тенденциях в мировой фотографии — главным образом через журнал «Чешское фото». Фотографии Степанова проникнуты бесконечной любовью к жизни и всепобеждающим оптимизмом, возможным только в двадцать лет. С доброй улыбкой он наблюдает за непоседливыми детьми, с нежностью — за пожилыми парами, с любопытством — за тогдашними своими ровесниками на Международном фестивале молодежи и студентов 1957 года. Для Степанова нет незначительных сюжетов — он видит красоту и поэзию в самых обыденных моментах. Даже неприглядная, заклеенная газетами комната, в которой идет ремонт, в его объективе становится метафорой новой жизни и мечты о лучшем будущем.
![]()
Из очерка о фотокамере «Старт». Старт взят. 1959
![]()
|
Июль. 1958 |
Девочка и пантера. 1950-1960-е |
![]()
|
Старик и голуби. 1950-1960-е |
Будущий механизатор. 1960 |
![]()
Фотолюбители на балконе. 1957
Его фотографии сегодня — это не только хроника прошлого, но и во многом манифест молодости — с ее эмоциональностью, увлеченностью, романтикой и верой в то, что все самое лучшее в жизни происходит именно сейчас, в эту минуту, а впереди ждет еще большее счастье.
Детали
Выставки работают: «Большой балет» — до 30 сентября, «Душа московских улиц» — до 14 октября
Центр фотографии им. братьев Люмьер, Болотная наб., 3, стр. 1









