Культура

Арт-уикенд в Москве: другой балет и город, которого нет, в Центре фотографии им. братьев Люмьер

В Центре фотографии им. братьев Люмьер проходят выставки «Большой балет» лондонского фотографа Саши Гусова — известного портретиста, которому позировали звезды от Гэри Олдмена до Юэна Макгрегора, и «Душа московских улиц», представляющая творчество советского классика Владимира Степанова.

Саша Гусов — из тех фотографов, чья камера не просто схватывает момент, но творит поэзию: каждый его снимок — видение завораживающей красоты, словно возникающее из окружающего воздуха.

«Большой балет»

Биография Саши Гусова похожа на авантюрный роман. Сын простого советского инженера и домохозяйки, он, отслужив в армии, переехал в Лондон в 1989 году, отправившись туда на удачу, с 10 долларами в кармане и не особенно представляя, где, как и на что будет жить. Подвизался официантом, брался на всевозможные случайные заработки и в конце концов оказался в мастерской фотографа Роя Снелла, где со съемок молодых актеров и музыкантов и началась его собственная фотографическая карьера.

Лебединое озеро. За кулисами. Лондон. 2016

Лебединое озеро. За кулисами. Лондон. 2016

Лебединое озеро. За кулисами. Лондон. 2016

Лебединое озеро. За кулисами. Лондон. 2016

Признание пришло в начале 1990-х, после того как авторитетный The British Journal of Photography опубликовал его фотографии гастролей балетной труппы Большого театра, сделанные за кулисами лондонского Альберт-холла, где он оказался по счастливой случайности. За первой публикацией снежным комом последовали предложения от изданий — The Daily Telegraph, The Times, Condé Nast Traveler, а также театральных компаний: Королевской оперы, Английского национального балета, Королевского национального театра и других.

Лебединое озеро. Лондон. 2016

Лебединое озеро. Лондон. 2016

Лебединое озеро. За кулисами. Лондон. 1993

Лебединое озеро. За кулисами. Лондон. 1993

За кулисами. Лондон. 2013

За кулисами. Лондон. 2013

На выставке представлены работы из балетной серии, которую он снимает на протяжении уже более двадцати лет. Балетные фотографы, работающие за кулисами, нередко делают акцент на «физике» — каким потом и кровью дается эта кажущаяся сценическая легкость умопомрачительных пируэтов, фуэте и зависаний в воздухе. У Гусова иная манера: он снимает трудноуловимое состояние, когда артист становится кем-то другим, как будто переходит в Зазеркалье, где жизнь протекает по каким-то иным законам. Вот Нина Капцова в тонкой прозрачной вуали, закрывающей лицо и плечи, за мгновение до выхода на сцену в «Корсаре» — словно ожившая иллюстрация со страниц байроновской поэмы. А вот оставленная кем-то в репетиционном зале балетная пачка — она здесь на первом плане, как главная героиня, а размытый силуэт балерины виднеется на заднем плане в расфокусе. Фотографический язык Гусова — это язык деталей, нюансов и теней. Он приоткрывает зрителю завесу в другой мир, позволяя взглянуть на таинство искусства, рождающегося здесь и сейчас, приобщиться к его мистике. В портретных же работах — на выставке можно видеть снимки, на которых в сценических образах запечатлены Светлана Захарова, Гедиминас Таранда, Николай Цискаридзе, — Гусов мастерски соединяет психологическую достоверность с акцентированной театральностью, свойственной классическому балету.

Гедиминас Таранда. Лондон. 1993
Ольга Смирнова. Укрощение строптивой. Лондон. 2016

Гедиминас Таранда. Лондон. 1993

Ольга Смирнова. Укрощение строптивой. Лондон. 2016

Лебединое озеро. Лондон. 2004

Лебединое озеро. Лондон. 2004

В его балетных фотографиях есть что-то от атмосферы классического фильма Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде»: они одновременно достоверны и сюрреалистичны, как сны и воспоминания, в которых реальность сохраняется в ощущениях: бесшумного движения газовой ленты вилис, трепете ресниц, сдержанном блеске украшений — и едва уловимом дыхании.


«Душа московских улиц»

Москвы, запечатленной на фотографиях Владимира Степанова, больше нет. Нет тихих, почти деревенских переулков в центре города; деревянных домов на окраинах; детей, прыгающих через скакалку, и мирно беседующих на бульваре старушек. По духу эти снимки, сделанные в конце 1950-х — начале 1960-х годов, порой напоминают кадры из фильмов итальянского неореализма или картин Франсуа Трюффо.

Пересечение улицы Богдана Хмельницкого (Маросейка) и Старосадского переулка. 1950-е

Пересечение улицы Богдана Хмельницкого (Маросейка) и Старосадского переулка. 1950-е

Весна в двориках Старосадского переулка. 1950-е

Весна в двориках Старосадского переулка. 1950-е

Прыгалка. Староалексеевская улица. 1950-е

Прыгалка. Староалексеевская улица. 1950-е

Как фотограф Владимир Степанов формируется в оттепельные годы, когда советская фотожурналистика все еще существует в жестких постановочных рамках, но в страну понемногу начинает проникать информация о тенденциях в мировой фотографии — главным образом через журнал «Чешское фото». Фотографии Степанова проникнуты бесконечной любовью к жизни и всепобеждающим оптимизмом, возможным только в двадцать лет. С доброй улыбкой он наблюдает за непоседливыми детьми, с нежностью — за пожилыми парами, с любопытством — за тогдашними своими ровесниками на Международном фестивале молодежи и студентов 1957 года. Для Степанова нет незначительных сюжетов — он видит красоту и поэзию в самых обыденных моментах. Даже неприглядная, заклеенная газетами комната, в которой идет ремонт, в его объективе становится метафорой новой жизни и мечты о лучшем будущем.

Из очерка о фотокамере «Старт». Старт взят. 1959

Из очерка о фотокамере «Старт». Старт взят. 1959

Июль. 1958
	Девочка и пантера. 1950-1960-е

Июль. 1958

Девочка и пантера. 1950-1960-е

Старик и голуби. 1950-1960-е 
    Будущий механизатор. 1960

Старик и голуби. 1950-1960-е

Будущий механизатор. 1960

Фотолюбители на балконе. 1957

Фотолюбители на балконе. 1957

Его фотографии сегодня — это не только хроника прошлого, но и во многом манифест молодости — с ее эмоциональностью, увлеченностью, романтикой и верой в то, что все самое лучшее в жизни происходит именно сейчас, в эту минуту, а впереди ждет еще большее счастье.

Детали
Выставки работают: «Большой балет» — до 30 сентября, «Душа московских улиц» — до 14 октября
Центр фотографии им. братьев Люмьер, Болотная наб., 3, стр. 1

 

 

 

26 июля 2018
Инна Логунова для раздела Культура