Алессандро Микеле пошел дальше чисто художественных манифестов: незадолго до презентации осенней мужской коллекции Gucci дизайнер опубликовал программное заявление, заявив о необходимости избавиться от токсичной маскулинности.
Эта тирада легла в основу линейки, отвергающей привычные представления о мужском и женском. Среди других референсов коллекции — обращение к «детской» теме, 80-е и стиль Курта Кобейна.
Едва придя на пост креативного директора Gucci, Алессандро Микеле стал подрывать общественные устои. Одна из «фишек» его творческого подхода — тотальная эклектика, предполагающая смешение всего со всем, но особенно — мужского и женского. Будучи уроженцем Италии, дизайнер уверен, что именно в этой стране особенно сильны стереотипы о брутальной маскулинности с ее доминированием и желанием побеждать, насаждаемые патриархальным обществом. Микеле восстает против этого. И если изначально свой протест дизайнер выражал художественным методом, то теперь от дел перешел к слову, опубликовав манифест против токсичной маскулинности.
«Любые формы женственности агрессивно подавляются, поскольку считаются угрозой архетипу мужественности, который не допускает никаких отклонений. Сама модель выстроена так, что отвергает все, что ей не соответствует. Токсичная маскулинность питает жестокость, насилие и сексизм, […], порождая и угнетателей, и жертв», — гласит заявление, размещенное в «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)». «Поэтому необходимо дезертировать, укрыться от патриархальных планов и униформы. Деконструировать саму концепцию мужественности, существовавшую на протяжении всей истории. Выйти на свет. Время отпраздновать становление нового мужчины, который свободен в самоиндентификации, не зависим от социальных установок, авторитарных рамок и удушающих стереотипов».
Микеле уверен, что важно вернуться в детство, в невинные времена, и сохранить этот взгляд — открытый, наивный и романтический — во взрослой жизни. «Возвращение к младенчеству символизирует возможность управлять временем, — говорит дизайнер. — Время — это то, что вы не можете остановить, но вы можете извлечь уроки из прошлого, чтобы изменить будущее».
Все эти размышления привели креативного директора Gucci к линейке, включавшей 58 мужских образов и только 10 — женских. Среди приемов, которые использовал Алессандро Микеле, — всепоглощающая эклектика, многослойность, внедрение традиционно женских предметов гардероба, а также обилие деталей, имеющих символическое значение.
Изможденно-худые манекенщики, пол которых было почти невозможно определить с первого взгляда, демонстрировали брюки со стрелками и высокой посадкой, как из 70-х, шорты и бриджи, кокетливые пальто с отложными воротничками, бархатные пиджаки и леопардовые шубы. Герои коллекции напоминали самого Микеле и одновременно — японских школьниц, рок-звезд, травести и клошаров. Не обошлось и без ярких акцентов — сумок с цветочными принтом и надписью Liberty, моносерег в виде крестов, вязаных перчаток и брошей, а также «говорящих» надписей на свитшотах, например, слова Think («Думай»), превращающегося в Thank («Спасибо»).