Культура

Новая выставка Фонда «Голубицкое»: искусство из земли, современный ширпотреб и таинственный этнос

Новая выставка Фонда «Голубицкое»: искусство из земли, современный ширпотреб и таинственный этнос

Фонд искусства «Голубицкое», главные задачи которого — поддержка российских художников и развитие международного сотрудничества в сфере современного искусства, 9 июля открывает новую выставку «De Profundis. Выставка уместного искусства». Куратор — Андрей Ерофеев, среди участников: Леонид Баталов, Петр Белый, Гриша Брускин, микро-арт-группа «Город Устинов», группировка ЗИП, Константин Звездочетов, Алексей Иорш, Елена Колесникова, Алексей Кононенко, Александр Мареев, Владимир Молочков, Ирина Нахова и группа ХУ. Выставка представляет собой собрание различных археологических находок на Таманском полуострове, ведь именно археологический контекст — средоточие культурно-идентификационных смыслов региона.

Новая выставка Фонда «Голубицкое»: искусство из земли, современный ширпотреб и таинственный этнос

«Куратор Андрей Ерофеев по праву считается одной из ключевых фигур, определивших образ русского современного искусства на рубеже ХХ и XXI веков, как через его выставочные проекты, так и благодаря собранной им коллекции, которая легла в основу крупнейшего публичного собрания русского неофициального искусства, — говорит главный куратор Фонда искусства „Голубицкое“ Алиса Багдонайте. — Для нас имеет большое значение, что именно он начинает в „Голубицком“ работу с территорией и по маршруту, проложенному в виноградниках, ведет нас к сайт-специфичным, созданным специально для этой выставки и этого пространства художественным проектам, которые по-разному конструируют образы прошлого: образы, которые в равной степени строятся на археологических доказательствах, исторических исследованиях, народной или авторской мифологии».

Местные нарративы строятся на аксиоме, что настоящее искусство — то, что выкопано из земли и к нему можно приобщиться только на раскопках или же в музее. Отсюда и концепция экспозиционного решения: одна часть выставки напоминает экспозицию этнографического музея, другая — археологический лагерь с ямами раскопов.

Андрей Ерофеев

В инсталляции «Раскоп» художники группы ХУ обыгрывают тезис, что нахождение вещи в «культурном слое» — главный аргумент в пользу ее ценности, пригодный даже в случае, если эта вещь… современный ширпотреб. Выкопанные из земли поделки (зачастую — современные подделки) объявляются плодом рук некогда живших здесь «иностранцев» — греков, генуэзцев, скифов. Расследованию продаж подобных «подлинных таманских сувениров» на «Авито» посвящена инсталляция Елены Колесниковой «Археорынок». В свою очередь «Пляжные находки» микро-арт-группы «Город Устинов» и предметы «Некрополя» группы ХУ выставляют художника не творцом, а собирателем чужих предметов.

Микротерритория «Город Устинов». «Без названия / Археологический корень». Рис. Т. Азаренко. 2021
Микротерритория «Город Устинов». «Без названия / Археологический корень». Рис. Т. Азаренко. 2021

Инсталляция Гриши Брускина «Коллекция археолога» — покрытые патиной бронзовые советские истуканы — смотрятся в глубине раскопа как отечественная античность. Ирина Нахова также маскирует свои работы под находки археологов: те якобы сумели распознать в диспозиции костей животных знаменитые гексаграммы И-Цзин — доказательство буддистского и конфуцианского присутствия на полуострове. Другая инсталляция Наховой — скорченные захоронения уложенных в бочки огромных людей, о которых говорят локальные мифы.

Новая выставка Фонда «Голубицкое»: искусство из земли, современный ширпотреб и таинственный этнос
Новая выставка Фонда «Голубицкое»: искусство из земли, современный ширпотреб и таинственный этнос
Новая выставка Фонда «Голубицкое»: искусство из земли, современный ширпотреб и таинственный этнос
Новая выставка Фонда «Голубицкое»: искусство из земли, современный ширпотреб и таинственный этнос
Новая выставка Фонда «Голубицкое»: искусство из земли, современный ширпотреб и таинственный этнос
Новая выставка Фонда «Голубицкое»: искусство из земли, современный ширпотреб и таинственный этнос
Новая выставка Фонда «Голубицкое»: искусство из земли, современный ширпотреб и таинственный этнос

Инсталляция группы ХУ «Надувные колонны» — это руинированный портик античного храма —узнаваемого местного архитектурного декора. Каркас «Гондолы» группировки ЗИП напоминает об островном характере греческой провинции Тамани: сообщение между ее островами было летом налажено на узких длинных лодках. Зимой же греки передвигались по заливам на коньках (это отражено в логотипе выставки авторства Алексея Иорша).

Группа ХУ. «Надувные колонны». Эскиз. 2021
Группа ХУ. «Надувные колонны». Эскиз. 2021

32-колонный «Храм Весты» группы ХУ из сухого камыша откликается на мнение, что Тамань — родина знаменитого античного ордера. Владимир Молочков изобразил панорамные виды станицы Голубицкой периода Римской и Османской империй. Цветущий турецкий город-крепость, каким была Голубицкая, запечатлел некий анонимный путешественник XVIII столетия в серии акварелей, созданных буквально накануне штурма поселения российскими войсками. Копии этих листов сделал к выставке Александр Мареев. В «Еврейском следе» — рисунках Алексея Кононенко и Алексея Иорша — рассказывается про этнос, о существовании которого пока известно лишь по найденным могильным плитам. Все картины и графические листы размещены в выставочном зале, на экспозиции, напоминающей пространство этнографического музея.

Группа ХУ. «Еврейский след. Менора». 2021
Группа ХУ. «Еврейский след. Менора». 2021

В центре — огромный макет станицы Голубицкой в разрезе. Коллективная работа группировки ЗИП, Константина Звездочетова и Леонида Баталова показывает наземную и подземную части станицы, послойное чередование великих цивилизаций, итогом которых стала пустотность безликого курорта.

Единственный же памятник новейшей эстетики на выставке — минималистскую инсталляцию Петра Белого — не отличить от кучи строительного мусора. И лишь ее точный повтор на другом конце маршрута наводит на мысль об эстетических намерениях автора свалки стройматериалов.

Детали:
golubitskoefoundation.ru