Культура

От «Тара» до «Аватара»: главные фильмы года по версии редакции Posta-Magazine

От «Тара» до «Аватара»: главные фильмы года по версии Posta-Magazine

Год выдался насыщенным, ничего не скажешь. Мир кино, кстати, тоже не отставал от всеобщего безумного ритма. Тут — возвращение Джорджа Миллера в режиссерское кресло впервые со времен «Безумного Макса». Там — выход нового «Аватара» спустя 13 лет ожиданий. Это еще если не говорить о совершенно немыслимых каннских призерах, абсолютном триумфе Тодда Филда с его лентой «Тар» и «Вавилоне», актерский состав которого — настоящее созвездие.

Всех, конечно, так сразу и не перечислить. По этой причине Posta-Magazine придумывает свою кинопремию, чтобы пройтись и по лучшим фильмам этого года, и по не самым грандиозным, но достойным упоминания картинам.

Самый обаятельный фильм

  • «Вавилон», реж. Дэмьен Шазелл
  • «Пиноккио Гильермо дель Торо», реж. Гильермо дель Торо
  • «Солнце мое», реж. Шарлотт Уэллс
  • «Фабельманы», реж. Стивен Спилберг

Зачастили мэтры с путешествиями в прошлое: то Пол Томас Андерсон в восхитительной «Лакричной пицце» признается в любви к родной Калифорнии 70-х, то Кеннет Брана в оскароносном «Белфасте» говорит, как ему в 9 лет было хорошо в Ирландии с бабушкой и дедушкой. Теперь вот и Спилберг решил поностальгировать. И, как оказалось, он даже ностальгирует необычайно талантливо.

«Фабельманы», реж. Стивен Спилберг

Маленький еврей Сэм Фабельман бегает туда-сюда с новенькой камерой: и игрушечный поезд от его зоркого глаза не может скрыться, и переезд в новый дом, и семейный пикник. Бегает вот 2,5 часа хронометража да снимает кино. На фоне этих побегушек умирает его бабушка, одноклассники сыпят обвинения в убийстве Христа, а мама целуется с лучшим другом папы. Как избавиться от дурных мыслей? Через кино.

Спилберг взялся за «Фабельманов» сразу после смерти родителей — видно, вспомнил детство и решил проверенным способом уйти от печали. И формат к тому же выбрал проверенный: в фильме нет ничего необычного и абсолютно нового — это еще одно кино о магии кино. Но как же приятно осознавать, что 76-летний Спилберг так и не растерял способность сотворять эту магию.

«Фабельманы», реж. Стивен Спилберг

Лучший кинокомикс

  • «Бэтмен», реж. Мэтт Ривз
  • «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», реж. Сэм Рэйми
  • «Тор: Любовь и гром», реж. Тайка Вайтити
  • «Чёрная Пантера: Ваканда навеки», реж. Райан Куглер
  • «Чёрный Адам», реж. Жауме Кольет-Серра

У Marvel в этом году, кажется, совсем какая-то беда. Определенно, не лучший период в жизни киновселенной, но грех жаловаться: нынешние ленты всяко лучше прошлогодней «Черной вдовы». И пока студия, по всей видимости, занимается глубоким самоанализом, бразды правления в мире кинокомиксов взял новый «Бэтмен».

«Бэтмен», реж. Мэтт Ривз

Мэтт Ривз повторил опыт Тодда Филлипса с его «Джокером» и лишний раз доказал, что супергеройский жанр может с легкостью перетечь из костюмированной сказочной свистопляски в что-то более серьезное и осмысленное. Если «Джокер» балансировал на грани психологического триллера и остросоциальной драмы, то «Бэтмен» уже открывает нуарные и детективные возможности кинокомиксов.

Снобизм в сторону: еще «Бэтмен» — просто интересное кино. Если блокбастер не будет казаться зрителям интересным, тогда зачем он снимается? Почему-то в последнее время супергеройские ленты перестали выполнять этот самый банальный запрос, бесконечно хвастаясь визуалом. Впрочем, в картине Ривза с лихвой хватает и того, и другого.

«Бэтмен», реж. Мэтт Ривз

Лучший детектив

  • «Достать ножи: Стеклянная луковица», реж. Райан Джонсон
  • «Решение уйти», реж. Пак Чхан-ук
  • «Смерть на Ниле», реж. Кеннет Брана
  • «Смотрите, как они бегут», реж. Том Джордж
  • «Невидимый убийца», реж. Чо Ен-сон

Плохому детективу спойлеры мешают. А вот хороший, как, например, «Решение уйти», не испортит даже слишком откровенный синопсис, целиком и полностью раскрывающий основную линию с расследованием убийства. Корейский мастер триллеров Пак Чхан-ук в этой картине ставит акцент далеко не только на детективной составляющей, создавая дьявольски страстный любовный сюжет, силе которого позавидовали бы и всякие романтические фильмы.

«Решение уйти», реж. Пак Чхан-ук

Не найти большего изящества и чуткости в этом киногоду: «Решение уйти» с его омерзительной жестокостью, постоянно сменяющейся на сверхпоэтичные ласковые кадры, кажется апогеем гармонии в работе постановщика. Жюри Каннского фестиваля вот и удостоило Пака Чхан-ука звания лучшего режиссера. Без сомнений, в этом наградном сезоне корейский гений еще не раз возьмет в руки золотые призы под аплодисменты зала и всего мира.

«Решение уйти», реж. Пак Чхан-ук

Лучший анимационный фильм

  • «Аполлон-10½: Приключение космического века», реж. Ричард Линклейтер
  • «Пиноккио Гильермо дель Торо», реж. Гильермо дель Торо
  • «Удача», реж. Пегги Холмс
  • «Этот дом», реж. Палома Баэза

Продуктивность у мексиканского маэстро ужасов Гильермо дель Торо невообразимая: в прошлом году вышла его бриллиантовая с точки зрения повествования «Аллея кошмаров», а пару месяцев назад — любопытная антология «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» и во всех смыслах волшебный мультфильм «Пиноккио». Не только пугать дель Торо горазд: сказочник он тоже виртуозный.

«Пиноккио Гильермо дель Торо», реж. Гильермо дель Торо

История о деревянном мальчике в новом прочтении приобретает не такой детско-беззаботный характер, к какому многие привыкли. Пока непоседливый Пиноккио горланит песенки и неуклюже танцует, Италия направляет все свои силы на победу фашистского режима в войне. И о политике дель Торо беседует в мультике, и о религии, и о психологических проблемах. Тем не менее «Пиноккио» не скатывается в угрюмую философскую притчу: простой обаятельной душевности и очарования здесь тоже хоть отбавляй.

«Пиноккио Гильермо дель Торо», реж. Гильермо дель Торо

Самый безумный фильм

  • «Все везде и сразу», реж. Дэн Кван и Дэниел Шайнерт
  • «Треугольник печали», реж. Рубен Эстлунд
  • «Три тысячи лет желаний», реж. Джордж Миллер
  • «Целиком и полностью», реж. Лука Гуаданьино

Кажется, конечно, что звание победителя в этой номинации больше заслуживает неадекватно-бешеный полет фантазии с говорящим названием «Все везде и сразу». Но при всем уважении к авторам эта картина — просто фантастика ради фантастики или (извините за незамысловатое слово, но именно оно здесь подходит) трэш ради трэша.

«Треугольник печали», реж. Рубен Эстлунд

Поэтому вот и выбираем «Треугольник печали»: вдвойне безумно, когда в экранных безумствах узнается реальная жизнь. Ядовитая сатира, украшенная Золотой пальмовой ветвью прямиком с каннских пляжей, вызывает из сцены в сцену только один вопрос: «Что здесь происходит?»

Чтобы поязвить на тему социального неравенства, режиссер прибегает иногда к совсем гадостным образам. Капитанский ужин во время круиза становится тошнотворным (в буквальном смысле) представлением, пьяные выкрикивают похабщину в громкоговоритель, унитазы на корабле, как бы помягче сказать, выходят из строя. В общем, зрелище удивительное. К тому же ещё и поставленное безмерно талантливо.

«Треугольник печали», реж. Рубен Эстлунд

Лучший (анти)военный фильм

  • «За пивом!», реж. Питер Фаррелли
  • «На западном фронте без перемен», реж. Эдвард Бергер
  • «Своя война. Шторм в пустыне», реж. Алексей Чадов

Военных лент в этом году вышло как обычно много, ничего не поменялось. И все так же в глубине всяких нелепых фильмов, воспевающих кровопролития и гордящихся убийствами, можно отыскать только 2–3 антимилитаристские жемчужины, при создании которых авторы хотя бы пользовались головой. В этом году самой яркой и филигранно отполированной из этих жемчужин стала экранизация великого романа «На западном фронте без перемен».

«На западном фронте без перемен», реж. Эдвард Бергер

Только сравнивать фильм с первоисточником — мысль дурацкая совершенно: совпадений вы найдете не слишком много. А это, как известно, частенько разочаровывает фанатов посталкивать лбами литературу и кино. Зато с картиной «Иди и смотри» Элема Климова лента Бергера сравнивается очень даже удачно: ужас оба фильма вызывают неподдельный. Что и обязано делать военное кино.

«На западном фронте без перемен», реж. Эдвард Бергер

Самый острый фильм

  • «Аргентина, 1985», реж. Сантьяго Митре
  • «Тори и Локита», реж. братья Дарденн
  • «Треугольник печали», реж. Рубен Эстлунд
  • «Заговор в Каире», реж. Тарик Салех

В 2017 году шведский режиссер с египетскими корнями Тарик Салех стал персоной нон грата на исторической родине из-за обличения каирской полиции в фильме «Случай в отеле „Нил Хилтон“». Спустя 5 лет вышла его новая картина, действие которой тоже происходит в Египте, только теперь уже Салех едко затрагивает и имамов, и спецслужбы, и президента.

«Заговор в Каире», реж. Тарик Салех

Удивительно, но в «Заговоре» как-то уживаются и эти открытые обвинения властей в произволе, и абсолютно невесомая мягкость — первые кадры фильма буквально вгоняют в транс, демонстрируя все лучшие качества Салеха-творца. И, кстати, посмотреть картину стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть, как можно без всяких неожиданных смертей, безумных твистов и прочих сценаристских фокусов сделать до дрожи безнадежную концовку.

Хоть локти кусай, хоть ногти грызи — ничего не спасет от этого сильнейшего чувства несправедливости и острых мыслей режиссера, заточенных до предела и вонзающихся прямо в мозжечок. Справился Салех со своей задачей на все сто.

«Заговор в Каире», реж. Тарик Салех

Лучший российский фильм

  • «Казнь», реж. Ладо Кватания
  • «Межсезонье», реж. Александр Хант
  • «По-мужски», реж. Максим Кулагин
  • «Продукты 24», реж. Михаил Бородин
  • «Экспресс», реж. Руслан Братов

Кто-то считает «Гарри Поттера» да «Хроники Нарнии» главным источником волшебства в канун Нового года, потому что они ловко переносят зрителя в другие миры. «Экспресс» Братова, знаете, тоже магии не лишен, только она немного не такая милая и праздничная. Режиссер прибегнул к настоящему колдовству во время съемок, потому что иначе никак не объяснить ту натуральную живость и близость к реальности, с которыми он рассказывает о дворовых приключениях обычных провинциальных пацанов.

«Экспресс», реж. Руслан Братов

Но основная поэтичность заключена в языке, на котором построено это кино. В чисто районно-пацанском слоге. Подколоть друг друга, проехать на велике мимо серых хрущевок, стрельнуть сигарету у прохожего дяди, прокричать «Серега» у окна товарища в надежде, что он выйдет на улицу. «Экспресс» кажется прежде всего фильмом откровенным и совершенно не стесняющимся своего прямодушия.

Это просто небольшая и крайне обаятельная история из российского захолустья, в которой не надо искать скрытые смыслы. Их здесь нет точно так же, как нет мозгов у пацанов-шалопаев. У незнакомых конкретно нам оболтусов, от которых тем не менее веет чем-то родным. Вот это и есть главное.

«Экспресс», реж. Руслан Братов

Возвращение года

  • Алехандро Гонсалес Иньярриту с фильмом «Бардо»
  • Джеймс Кэмерон с фильмом «Аватар: Путь воды»
  • Джордж Миллер с фильмом «Три тысячи лет желаний»
  • Дэвид Кроненберг с фильмом «Преступления будущего»
  • Мартин Макдона с фильмом «Банши Инишерина»
  • Тодд Филд с фильмом «Тар»

Этот год богат на камбэки режиссеров, пропавших из индустрии на долгое время. Не все картины, конечно, получились удачными, зато громкими — безусловно: известнее имен не придумать. Но особенно, как нам кажется, выделился гений драматургии Макдона со своей очередной разговорной лентой, получившей поэтичное название «Банши Инишерина».

Мартин Макдона с фильмом «Банши Инишерина»

Макдона — человек, конечно, уникальный: по 5 лет тихо работает над фильмом, триумфально выходит на свет, забирает все подряд награды и прячется обратно. Вот и с новой картиной получится абсолютно так же, не стоит сомневаться.

Раскрывать сюжет и не хочется, и не удастся сделать это хоть как-нибудь достойно и интригующе. Кажется, лучше просто упомянуть, что Колин Фаррелл и Брендан Глисон здесь блистают так же, как 14 лет назад в одной из лучших работ Макдоны — «Залечь на дно в Брюгге». Неповторимая ирландская троица гениев.

Мартин Макдона с фильмом «Банши Инишерина»

Ожидание года

  • «Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон
  • «Бэтмен», реж. Мэтт Ривз
  • «Вавилон», реж. Дэмьен Шазелл
  • «Нет», реж. Джордан Пил
  • «Топ Ган: Мэверик», реж. Джозеф Косински

Ждали даже не год, а целых 13 лет. Что только ни фантазировали о сюжете второй части «Аватара» за все это время. А Кэмерон был немногословен: только лишь обозначал раз за разом даты выхода каких-то призрачных «Аватаров» с рядом стоящими цифрами 3/4/5. И вот сиквел наконец вышел. Если коротко, то эмоций больше как раз от прекратившихся ожиданий, нежели от самого фильма.

«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон

Графика просто неописуемая, но, к сожалению, это единственное достоинство ленты. В «Пути воды» не то что сюжетные дыры — здесь красуется настоящее решето, пытающееся скрыться за невообразимо эстетичным водным миром. Но получается наоборот — эта самая вода только и делает, что наполняет собой весь сценарий. Насколько красиво, настолько и глупо.

Хватает 15 минут с начала фильма, чтобы понять, чем закончится эта история. Тем не менее Кэмерон явно знает какой-то важный для кинопроизводства секрет: спустя 3 часа бессмысленного, но изящного путешествия по Пандоре все равно хочется увидеть третью часть «Аватара». Благо ждать придется не 13 лет.

«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон
30 декабря 2022
Артём Гирик для раздела Культура