В прокат вышел дебютный фильм британского театрального режиссера Майкла Грандаджа, в котором Колин Ферт и Джуд Лоу блестяще разыграли историю выдающегося редактора Максвелла Перкинса и писателя Томаса Вулфа.
Картину об открытии литературных талантов,
настоящей дружбе, профессиональном чутье
в кинотеатрах показывают уже с 7 июля.
Вполне возможно, человеку, не имеющему отношения к написательству и не интересующемуся литературой, этот фильм покажется скучным. Местами слишком затянутое повествование, обилие штампов, приглушенные цвета, чрезмерно-театральный драматизм и надрыв. Зачем-то почти изменившая пластикой внешность Николь Кидман в роли Алины Бернстайн, истеричной подруги Томаса Вулфа, и невыносимо громкий, и без конца жестикулирующий Джуд Лоу в роли эксцентричного писателя. Кажется, единственная здравомыслящая персона во всей этой драме человеческих жизней — жена редактора Макса Перкинса, драматург и мать пятерых дочерей Луиза Перкинс, роль которой досталась британской актрисе Лоре Линни. Потому что к герою Колина Ферта, во время просмотра картины, тоже возникают вопросы. Например, почему он никогда не снимает шляпу. Психологи, кстати, утверждают, что головные уборы предпочитают носить люди, которые хотят акцентировать внимание окружающих на своем «выдающемся разуме».
Зато тем, кто не понаслышке знает о том, что такое муки творчества, кто хотя бы раз в жизни пытался написать рассказ или даже роман, многие вещи покажутся не только интересными, но даже полезными. И, конечно же, этот фильм стоит посмотреть редакторам, которые, как показывает герой картины, должны не просто безжалостно вычеркивать каждое «выстраданное» автором слово, но еще и уметь объяснить, почему они это делают.
Итак, байопик Майкла Грандаджа «Гений», основанный на биографии Э. Скотта Берга «Марк Перкинс: издатель гения», повествует о дружбе и сотрудничестве между редактором Максвеллом Перкинсом и писателем Томасом Вулфом, человеком ярким и талантливым, одаренным и экцентричным. В фильме также есть несколько небольших, но важных сцен с участием Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (Гай Пирс) и Эрнеста Хемингуэя (Доминик Уэст).
Максвелл Перкинс |
Томас Вулф |
Скромный редактор по имени Макс Перкинс, в 1910-м году поступивший на службу в издательство Charles Scriber’s Sons, был известен тем, что умел находить и открывать новых авторов, чьи таланты опережали свое время. Так, в 1919-м он убедил начальство дать шанс молодому автору по имени Фрэнсис Скотт Фицджеральд, и в 1920-м помог опубликовать его первый роман «По ту сторону рая». Перкинс также имеет отношение к изданию произведений Эрнеста Хемингуэя, Эрскина Колдуэлла, Джеймса Джойса и многих других.
Тысячестраничный манускрипт 25-летнего Томаса Вулфа «Потерянный» лег на редакторский стол Перкинса в 1928 году, и через год был издан под названием «Взгляни на свой дом, ангел». А через шесть лет, в 1935-м, был издан второй роман «О времени и о реке». В фильме много внимания уделяется тому, как шла работа над этим романом. Как терпеливо Перкинс втолковывал возмущенному Вулфу зачем ему вычеркивать из повествования абзац за абзацем. Майкл Грандадж с дотошностью и скрупулезностью театрального режиссера погружает нас в отношения этих двоих, для него это не только литераторы первой величины своего времени, но, прежде всего, рассказ о человеческих взаимоотношениях. Грандадж, безусловно, все несколько преувеличивает, гиперболизирует. В какие-то моменты кажется, что смотришь не кино, а театральную постановку, но и такая форма имеет право на жизнь.
«Чтобы понимать творческий процесс, не обязательно быть художником, — утверждает исполнитель роли Перкинса Колин Ферт. — Для любого, кому приходилось сочинять речь на свадьбу, подписывать собственноручно сделанную открытку или помогать детям с заданием, творческий процесс — это борьба. Конечно, хочется быть плодовитым художником, из которого так и брызжет вдохновение, но нельзя себе в этом потакать: в человеке должно быть не менее развито критическое начало. В каждом, кому приходилось создавать, существуют черты и Макса, и Тома Вулфа».
Сотрудничество двух гениев длилось чуть меньше десятилетия, но его влияние на жизнь обоих продолжалось до самой их смерти. Роман «О времени и о реке» Томас Вулф посвятил редактору и другу. «Эта книга посвящается Максвеллу Эвартсу Перкинсу — смелому и честному человеку, который оставался с автором в самые горькие и безнадежные времена. Автор надеется, что эта книга окажется достойной его», — написал он. И, возможно, сейчас самое время для того, чтобы посмотреть фильм и узнать про этого удивительного человека.