В предстоящие выходные отправляемся на открывшуюся в Московском музее современного искусства выставку «Антонио Гауди. Барселона», посвященную 165-летию великого испанского архитектора.
Экспозиция рассказывает о зданиях, ставших символами каталонской столицы: соборе Святого Семейства, дворце и парке Гуэля, домах Висенс, Мила, Бальо и Кальвет.
На рубеже XIX–XX веков на родине Антонио Гауди, в Каталонии, как и во всей Европе, развивался модерн, к которому формально причисляют и великого испанца, но, по сути, он создал собственный, ни на что не похожий стиль, чем и заслужил звание визионера и гения.
На первой российской выставке Антонио Гауди собраны фотографии, документы, декоративные детали интерьеров и мебель из государственных и частных собраний Испании. Здесь, на чертежах и макетах, можно в деталях рассмотреть самые знаменитые проекты: от первого жилого дома, построенного в начале 1880-х в качестве летней резиденции семьи Висенс, и витиеватого во всех смыслах дома Мила (1906–1910) до вершины его творчества, грандиозного собора Святого Семейства, ставшего делом жизни не только самого Гауди, но и нескольких последующих поколений архитекторов и строителей.
![]()
Фото Андрэ Флайзер
Дом Мила. Макет
|
Антонио Гауди на стройке Саграды Фамилии. 1916 |
Особую атмосферу выставке придают старые черно-белые фотографии построек, снятые Адольфом Масом в 1910 году к первой выставке Гауди, которая состоялась в Париже в рамках салона Национального общества изящных искусств. Интересно находить в предметах экспозиции аутентичные личностные детали, как, например, каллиграфические рукописные надписи на чертежах, или вдруг встретиться взглядом с пожилым седобородым архитектором на стройке Саграды Фамилии.
Большой раздел посвящен дружбе Антонио Гауди с его многолетним покровителем и заказчиком Эусеби Гуэлем, который ввел его в круг испанской элиты начала XX века и без которого, возможно, не состоялся бы Гауди каким мы его знаем. Так, возведенный в 1886–1890 годах дом Гуэля в центре старинного квартала Барселоны был не только первой крупной постройкой архитектора, но и первым зданием, в котором он применил декоративные и структурные элементы, впоследствии ставшие характерными чертами его стиля. Дворец Гуэля с узнаваемыми башнями-дымоходами и ажурным фасадом венецианского палаццо представлен не только фотографиями и чертежами, но и макетом, который позволяет увидеть здание во всех трех измерениях.
![]()
Дворец Гуэля, терраса на крыше
Гауди-архитектор неотделим от Гауди-дизайнера, спроектированная им мебель и интерьеры, поражая полетом фантазии, остаются при этом предельно функциональными и удобными. В его понимании декор был способом выражения «внешней экспрессии, возникающей из сути произведения и прекрасно его венчающей». Одни из самых интересных экспонатов на выставке — деревянные двери, металлические дверные ручки и крючки для одежды, образцы керамической плитки, которыми можно любоваться как самостоятельными, абсолютно современными по духу, абстрактными скульптурами.
![]()
Фото Изабель Казанова
Антонио Гауди. Скамейка из интерьера квартиры Дома Кальвет
Биографы отмечают, что в молодые годы Антонио Гауди был довольно равнодушен к религии, но, возглавив строительство собора Святого Семейства в 1883 году, попал в религиозное окружение, которое постепенно изменило его отношение к Богу и привело к вере. Неоготическая Саграда Фамилия являет собой не только сложную архитектурную систему и рассказ о действующих лицах Нового Завета (башни и колокольни посвящены Деве Марии, Иисусу Христу, апостолам Варнаве, Симеону, Иуде и Матфею), но и попытку через систему символов воплотить в материальных формах бесплотные образы горнего мира. В то же время Гауди создавал храм как искусственную вселенную — творение человека, основанное на уроках природы, которая была предметом его пристального наблюдения и изучения.
![]()
Фото Vincent Moschetti, flickr.com
Саграда Фамилия
Посвятив более 40 лет собору Святого Семейства, он всю жизнь провел в одиночестве, так и не заведя собственной семьи. О нем остались воспоминания как о человеке весьма нелюдимом и равнодушном не только к роскоши, но и к элементарно комфортному быту. Он знал, что не увидит Саграду Фамилию завершенным, но это его не смущало. «Мой клиент не торопится», — любил повторять Гауди в ответ на высказываемое недовольство размеренными темпами строительства. Окончание исторического долгостроя запланировано на 2026 год, к 100-летию со дня смерти архитектора, когда его замысел наконец откроется во всем великолепии и величии.










