В предстоящие выходные отправляемся на открывшуюся в Московском музее современного искусства выставку «Антонио Гауди. Барселона», посвященную 165-летию великого испанского архитектора.
Экспозиция рассказывает о зданиях, ставших символами каталонской столицы: соборе Святого Семейства, дворце и парке Гуэля, домах Висенс, Мила, Бальо и Кальвет.
На рубеже XIX–XX веков на родине Антонио Гауди, в Каталонии, как и во всей Европе, развивался модерн, к которому формально причисляют и великого испанца, но, по сути, он создал собственный, ни на что не похожий стиль, чем и заслужил звание визионера и гения.
На первой российской выставке Антонио Гауди собраны фотографии, документы, декоративные детали интерьеров и мебель из государственных и частных собраний Испании. Здесь, на чертежах и макетах, можно в деталях рассмотреть самые знаменитые проекты: от первого жилого дома, построенного в начале 1880-х в качестве летней резиденции семьи Висенс, и витиеватого во всех смыслах дома Мила (1906–1910) до вершины его творчества, грандиозного собора Святого Семейства, ставшего делом жизни не только самого Гауди, но и нескольких последующих поколений архитекторов и строителей.
Фото Андрэ Флайзер
Дом Мила. Макет
Антонио Гауди на стройке Саграды Фамилии. 1916 |
Особую атмосферу выставке придают старые черно-белые фотографии построек, снятые Адольфом Масом в 1910 году к первой выставке Гауди, которая состоялась в Париже в рамках салона Национального общества изящных искусств. Интересно находить в предметах экспозиции аутентичные личностные детали, как, например, каллиграфические рукописные надписи на чертежах, или вдруг встретиться взглядом с пожилым седобородым архитектором на стройке Саграды Фамилии.
Большой раздел посвящен дружбе Антонио Гауди с его многолетним покровителем и заказчиком Эусеби Гуэлем, который ввел его в круг испанской элиты начала XX века и без которого, возможно, не состоялся бы Гауди каким мы его знаем. Так, возведенный в 1886–1890 годах дом Гуэля в центре старинного квартала Барселоны был не только первой крупной постройкой архитектора, но и первым зданием, в котором он применил декоративные и структурные элементы, впоследствии ставшие характерными чертами его стиля. Дворец Гуэля с узнаваемыми башнями-дымоходами и ажурным фасадом венецианского палаццо представлен не только фотографиями и чертежами, но и макетом, который позволяет увидеть здание во всех трех измерениях.
Дворец Гуэля, терраса на крыше
Гауди-архитектор неотделим от Гауди-дизайнера, спроектированная им мебель и интерьеры, поражая полетом фантазии, остаются при этом предельно функциональными и удобными. В его понимании декор был способом выражения «внешней экспрессии, возникающей из сути произведения и прекрасно его венчающей». Одни из самых интересных экспонатов на выставке — деревянные двери, металлические дверные ручки и крючки для одежды, образцы керамической плитки, которыми можно любоваться как самостоятельными, абсолютно современными по духу, абстрактными скульптурами.
Фото Изабель Казанова
Антонио Гауди. Скамейка из интерьера квартиры Дома Кальвет
Биографы отмечают, что в молодые годы Антонио Гауди был довольно равнодушен к религии, но, возглавив строительство собора Святого Семейства в 1883 году, попал в религиозное окружение, которое постепенно изменило его отношение к Богу и привело к вере. Неоготическая Саграда Фамилия являет собой не только сложную архитектурную систему и рассказ о действующих лицах Нового Завета (башни и колокольни посвящены Деве Марии, Иисусу Христу, апостолам Варнаве, Симеону, Иуде и Матфею), но и попытку через систему символов воплотить в материальных формах бесплотные образы горнего мира. В то же время Гауди создавал храм как искусственную вселенную — творение человека, основанное на уроках природы, которая была предметом его пристального наблюдения и изучения.
Фото Vincent Moschetti, flickr.com
Саграда Фамилия
Посвятив более 40 лет собору Святого Семейства, он всю жизнь провел в одиночестве, так и не заведя собственной семьи. О нем остались воспоминания как о человеке весьма нелюдимом и равнодушном не только к роскоши, но и к элементарно комфортному быту. Он знал, что не увидит Саграду Фамилию завершенным, но это его не смущало. «Мой клиент не торопится», — любил повторять Гауди в ответ на высказываемое недовольство размеренными темпами строительства. Окончание исторического долгостроя запланировано на 2026 год, к 100-летию со дня смерти архитектора, когда его замысел наконец откроется во всем великолепии и величии.