Цитата в названии выставки из стихотворения Андрея Белого «С. М. Соловьеву» (1901) — совсем не пустой звук. Рассказываем, почему.
31 января в Музее современного искусства «Гараж» стартуют сразу три выставки. Мы будем рассказывать о каждой и искренне надеяться, что вы найдете время их посетить. Первая выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905-1969» в пространстве с белыми покатыми стенами, наполненном светом и воздухом, переносит посетителей в иной запредельный мир, где время остановилось, в те самые белые сны, о которых упоминает Андрей Белый в поэтическом послании Соловьеву, троюродному брату Александра Блока. Выставка, которая продлится до 10 мая, стала результатом серьезного исследования команды «Гаража» совместно с художественным критиком из Самарканда Алексеем Улько и художницей Александрой Сухаревой. В итоге были отобраны 150 произведений, артефактов и архивных свидетельств, которые и рассказывают — подробно, ссылаясь на реальные документы — о практиках людей, состоявших в тайных обществах и закрытых кружках, либо разрабатывавших свои индивидуальные творческие проекты, вдохновленные фантазийными и эзотерическими поисками.
Ариадна Арендт. Крымский каньон
На стенах — рисунки Блока, элементы облачения масонов, фото Гетеанума, ставшего настоящим домом для Школы духовной науки и Всеобщего антропософского общества, спроектированного Рудольфом Штайнером в 1924 году, карты таро, жутковатые спиритические фотографии с отпечатками ладоней и пальцев их участников, артефакты, отсылающие к создателю «Четвертого пути» Георгия Гурджиева и много чего еще — мистического, эзотерического, сверхчувственного. И, конечно, глубоко трагичного, ведь многие носители «тайного знания» и их последователи столкнулись со сталинским террором. Погибали в лагерях или на месте лишались жизни по решению троек НКВД без суда и следствия. На выставке можно увидеть архивные дела: на пожелтевших от времени листах бумаги убористым почерком, сухим канцелярским языком изложены человеческие судьбы, прерванные только потому, что их хозяева хотели приоткрыть завесу тайны и постичь смысл жизни и того «сверх», что ею управляет. Способ сохранения и распространения «тайного знания» определил структуру выставки — она развивается в символическом цикле «расцвет—изгнание»: от многообразия эзотерических практик в дореволюционную эпоху (первые залы) до ссылок и расстрелов 1930— 1940-х (средние залы), а затем — духовного возрождения на советском Востоке, в Центральной Азии в 1920-х, где очутились многие представители художественной интеллигенции (окончание экспозиции). Стоит заметить, что выставка довольно необычна для «Гаража»: «Мы — музей современного искусства, при этом 95% произведений на выставке не имеют отношения к современному искусству. Более того, изначально они вообще не являлись искусством и были атрибутированы так лишь впоследствии самими исследователями. Выставка сложносочиненная, и без знания подробностей часть смысла может улетучиться», — говорит Андрей Мизиано, куратор Музея «Гараж» и сокуратор выставки.
Алексей Исупов. Мать и дети |
Алексей Исупов. Продавец фарфора |
Алексей Исупов. Старший брат
По словам Екатерины Иноземцевой, старшего куратора «Гаража» и сокуратора выставки «Мы храним наши белые сны», благодаря усилиям исследовательской команды, в течение двух лет работавшей с публичными и частными архивами, удалось восстановить по уголовным делам и протоколам обыска несколько казавшихся полностью утраченными художественных биографий, например, Риммы Николаевой, художницы и участницы антропософского сообщества. «Личные и творческие судьбы складываются в сложную карту прямых или опосредованных контактов между героями выставки: участие не только в антропософском движении (которое играло в культурной жизни дореволюционной России довольно существенную роль, в первую очередь благодаря верным последователям Рудольфа Штайнера — Андрею Белому, Маргарите Сабашниковой и др.), но и в иных духовных кружках и объединениях — часто один человек мог участвовать в трех или четырех — создавало систему искренних дружеских и творческих отношений, которые продолжались и в ссыльных скитаниях».
Андрей Белый. Картина теократии
Для более глубокого знакомства с творчеством и эстетической программой художников, вдохновленных религиозно-мистическими и философскими течениями конца XIX — начала XX века, в «Гараже» предусмотрена целая публичная программа, в том числе лекция о творчестве небольшого кружка русских художников в Самарканде в начале 1920-х годов, перформанс анонимной лаборатории ВАСЯБЕГИ, основанный на учении Георгия Гурджиева, и лекция Бориса Чуховича, посвященная семиологическому анализу темперы «Дружба, любовь, вечность» — важнейшего произведения художника Александра Николаева, принявшего в 1922 году ислам и подписывавшего свои работы псевдонимом Усто Мумин («уверовавший мастер»).