Культура

Art Talks с Юлией Акимовой: кинетическое искусство как новый способ медитации

Франциско Инфанте. Арана. 1943. Динамическая спираль. 1964
Франциско Инфанте. Арана. 1943. Динамическая спираль. 1964

В Третьяковской галерее проходит масштабная выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», на которой представлены около четырех сотен произведений, так или иначе связанных с кинетикой или, проще говоря, с движением, по которым можно проследить историю развития кинетического искусства в России с начала прошлого века и до наших дней. В экспозицию выставки вошли различные виды кинетического арта — от оптической живописи, графики и фотографии до мобилей и движущихся скульптур. Безусловно, не обошлось без разнообразных инсталляций — звуковых и световых. Пересекая порог выставочного зала, вы словно попадаете в иную реальность, где экспонаты движутся и вибрируют, светятся и мигают, издавая при этом странные звуки.

Art Talks с Юлией Акимовой: кинетическое искусство как новый способ медитации

Что же скрывается под загадочным термином «кинетическое искусство»? Это направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты движения всего произведения или его составных частей. Причем речь идет как о движении механическом, когда объекты приводятся в движение с помощью мотора, компьютерных технологий или даже ветра, так и об оптической иллюзии движения — так называемый «оп-арт» или оптическое искусство.

Владимир Галкин. Структура. 1976
Владимир Галкин. Структура. 1976
Энтони Хоу
Энтони Хоу

Кинетическое искусство берет истоки в первой половине XX века. В нашей стране оно неразрывно связано с именем Владимира Татлина, а также с группой «Движение», в состав которой входили Вячеслав Колейчук и Франциско Инфанте.

Владимир Татлин
Владимир Татлин
Вячеслав Колейчук
Вячеслав Колейчук
Франциско Инфанте
Франциско Инфанте

Приверженцы кинетического арт-направления стремились преодолеть статичность традиционного искусства. Как изобразить скорость на холсте? Как выразить энергию с помощью скульптуры из бронзы или шамота? Задача практически невыполнимая. Меж тем, открытия в области науки и техники, произошедшие в начале ХХ века, сильно повлияли на творческую мысль того времени. Прежде всего, на художников-авангардистов. Неслучайно существенная часть выставки посвящена их работам: именно авангардисты считаются предшественниками кинетиков.

Art Talks с Юлией Акимовой: кинетическое искусство как новый способ медитации

Выражаясь простыми геометрическими формами, они искали ответы на сложные философские вопросы. Что такое мир? Пространство вокруг нас? Космос? Бесконечность?

Art Talks с Юлией Акимовой: кинетическое искусство как новый способ медитации

Их методы выражения стали новаторскими для своего времени. Так, Иван Клюн изобразил энергию движения при помощи спирали. Владимир Галкин (правда, это случилось несколько позже) создал абстракцию, которая вибрирует за счет «визуальной иллюзии» — определенного сочетания цветов и размеров элементов, а не встроенного мотора. Александр Родченко добился интересного оптического эффекта, фотографируя свою супругу Варвару Степанову (кстати, ее работы тоже представлены на этой выставке) при помощи, пожалуй, одного из самых прозаичных предметов — бытового сита.

В. Степанова. Принты для тканей
В. Степанова. Принты для тканей
В. Степанова. Принты для тканей
В. Степанова. Принты для тканей

К середине прошлого века кинетическое искусство выделяется в самостоятельное арт-направление. Работы кинетиков этого периода нельзя назвать простыми с технической точки зрения: теперь это в прямом смысле слова синтез арта и науки. Освоение космоса, дальнейшие изменения в области технологий, и, как следствие, в области окружающей человека действительности требовали поиска принципиально других способов художественного выражения.

Если раньше движение в живописи или скульптуре было лишь эффектом, то теперь движение становится реальным.

Энтони Хоу
Энтони Хоу

Это дает начало принципиально новой вехе в истории искусства — наступает эра «живых» арт-объектов, которые умеют двигаться, а иногда даже говорить. Если раньше двигался исключительно смотрящий, например, изучая с разных ракурсов скульптуру или приближаясь к картине, чтобы лучше рассмотреть технику, то с появлением кинетического искусства эта эстафета переходит от зрителя к арт-объекту. Кинетическое искусство вдребезги разбило стереотип статичного и музейного арта.

На этой выставке представлено много нетипичных объектов, благодаря которым от привычного налета «музейности» не остается и следа. Особенно много их в разделе экспозиции с интригующим названием «синестезия», что в переводе с греческого означает «соощущение». Синестезия — это явление, при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями также вызывает ощущения, соответствующие другому органу чувств. Каждый свой день мы проживаем в калейдоскопе образов, звуков, запахов, вкусов и тактильных эмоций и не задумываемся о том, что разные органы чувств «трудятся» для нас, создавая цельное переживание. Простой пример — вкус, который (как многие убедились во время пандемии Covid-19) неразрывно связан с запахом…

Art Talks с Юлией Акимовой: кинетическое искусство как новый способ медитации

Самый яркий экспонат синестетического искусства — музыкальный и световой инструмент «Иллюмовокс», созданный еще в 20-х годах прошлого века Львом Терминым и реконструированный Андреем Смирновым пару лет назад. Это необычный прибор с антенной, который проецирует овал на экран перед собой. Стоит зрителю приблизиться к антенне или сделать жест рукой, как овал меняет цвет, а сам иллюмовокс начинает издавать необычные звуки, отдаленно напоминающие электронную музыку.

Кстати, не только взрослых, но и детей в буквальном смысле невозможно оттащить от экспонатов, расположенных в этой секции. Услышать свет, создать музыку с помощью движения, увидеть, как выглядит звук, — все это стало возможным благодаря синестетическому искусству. И это чистый восторг!

Art Talks с Юлией Акимовой: кинетическое искусство как новый способ медитации

И, наконец, часть экспозиции посвящена творчеству продолжателей традиций кинетиков — современных художников. Их инструментарий максимально богат и разнообразен, ведь в ход идет все, включая цифровые технологии. Старые мастера бы точно позавидовали фантазии наших современников! Еще пару сотен лет назад в их распоряжении были в основном холст и краски, а сейчас для создания шедевров пригодно все, что поддается анализу, инженерному или математическому расчету. Движущиеся пластичные скульптуры создаются из множества бритвенных лезвий. Эффектные арт-объекты — из переработанного пластика в виде медовых сот, наложенного на лайтбокс (Recycle Group). Не говоря уже о видео-арте.

Art Talks с Юлией Акимовой: кинетическое искусство как новый способ медитации

Из медиа-объектов современных авторов, представленных в Третьяковке, выделяются работы Платона Инфанте — сына знаменитого арт-тандема Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. Сфера его творческих интересов — пространство на границе реального и виртуального миров и их взаимодействие. Работы художника аскетичны по композиции, при этом в них гармонично сочетаются элементы повседневной реальности (дерево, пластик) и цифровое пространство.

Art Talks с Юлией Акимовой: кинетическое искусство как новый способ медитации
Art Talks с Юлией Акимовой: кинетическое искусство как новый способ медитации

Еще одной отличительной чертой, объединяющей практически всех художников-кинетистов, является использование в качестве средства выражения не только движения, но и игры света: арт-объекты отбрасывают ээффектные тени, которые являются частью произведения.

Art Talks с Юлией Акимовой: кинетическое искусство как новый способ медитации

В общем, выставка в Третьяковке — это пир для глаз и ума. Но лишь при одном условии: чтобы кинетическое искусства не превратилось в развлекательный аттракцион и не потерялось главное — замысел художника, нужно уделить ему время. Оно не терпит спешки. Его не получится оценить за пару секунд, окинув беглым взглядом. Более того, для него мало пассивного созерцания. Оно требует полной вовлеченности. Это своего рода призыв сделать паузу в бешеном потоке современной жизни. И при правильном подходе, первичный «вау-эффект» от движущегося арт-объекта сменяется более глубинной реакцией.

Art Talks с Юлией Акимовой: кинетическое искусство как новый способ медитации

Искусство отвечает взаимностью терпеливому и внимательному зрителю, открывая самое сокровенное.

И ты уже ловишь себя на мысли, что не просто наблюдаешь за движением шестеренок и вибрациями полотна, а размышляешь об экзистенциальных вопросах — от устройства мира до нашей роли в нем. Чем не философская медитация? Главное — смело вступать с ним в диалог и получать от этого удовольствие!

Art Talks с Юлией Акимовой: кинетическое искусство как новый способ медитации
20 апреля 2021
Юлия Акимова для раздела Культура